Файл: Методическое пособие для образовательных учреждений г. Волгодонск 2019 год 2 Редакционная коллегия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55
Приложение 5
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Волгодонска
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
Приказом директора МБУДО
«Центр детского творчества» от 24.01.2017г. № 21
Директор МБУДО
«Центр детского творчества»
________________Н.Э.Семенова
ПРИНЯТО на педагогическом совете
МБУДО «Центр детского творчества» протокол №2 от
17.01.2017г.
ПОЛОЖЕНИЕ об организации самообразовательной деятельности педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества»
Волгодонск 2017 год
56
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность педагогических работников Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» г.Волгодонска (Далее – МБУДО
«Центр детского творчества») над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации.
1.2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
1.3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.
II. Цель и задачи
2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
2.2. Задачи:
1) совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство участников образовательного процесса;
2) овладевать новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучать и внедрять в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новые педагогические технологии;
4) развивать в МБУДО «Центр детского творчества» инновационные процессы.
III. Порядок работы над темой самообразования
3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы МБУДО «Центр детского творчества»;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения
3) затруднений педагогов;
4) педагогического стажа;
5) уровня профессиональной компетентности педагога.
3.2. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 5-ти лет.
3.3. Каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы над темой самообразования.
3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.
Формы представления могут быть разнообразными:
- выступления (отчет) на заседании методического совета, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
57
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытый урок.
3.5. Заместитель директора по научно-методической работе курирует деятельность педагогов по самообразовательной деятельности, включает в план работы методической службы отчеты педагогов о работе над темами самообразования в различной форме.
3.6. Методисты ведут учет тем и материалов самообразования, отслеживают результативность работы над темами самообразования, консультируют, оказывает необходимую методическую помощь.
3.7. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно - методической разработки.
3.8. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
3.9. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован в МБУДО «Центр детского творчества» и других учреждениях образования к распространению на различных уровнях.
3.10. Положение сопровождается приложениями: а) примерный план работы педагога над темой самообразования (приложение 1) б) примерный план отчета по самообразованию(приложение 2) в) примерное содержание папки по самообразованию (приложение 3)
58
Приложение 1 к положению о самообразовательной деятельности
Примерный план работы педагога по самообразованию
Этапы
Содержание работы
Сроки
I. Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы, имеющегося опыта по проблеме
1-й год работы над темой
II. Прогностический
1. Определение цели и задач работы над темой.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов
1-й год работы над темой
III. Практический
1. Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
2. Формирование методического комплекса.
3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
4. Корректировка работы
2-й, (3-й), (4-й) год работы над темой
IV. Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
3. Представление материалов
3-й, (4-й), (5-й) год работы над темой
V. Внедренческий
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
59
Приложение 2 к положению о самообразовательной деятельности
Примерный план отчета по самообразованию в период
реализации мероприятий практического этапа.
1. Обоснование выбора темы.
2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
3.Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
4. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
5. Какой предполагается результат и форма его представления.
Ф.И.О. педагога____________________________________________________
Должность, предмет ________________________________________________
Тема самообразования_______________________________________________
Год работы над темой_______________________________________________
Деятельность по реализации темы_____________________________________
60
Приложение 3 к положению о самообразовательной деятельности
Примерное содержание папки по самообразованию
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 2-5 лет.
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Участие в системе методической работы МБУДО «Центр детского творчества».
Участие в системе методической работы города и области.
4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.
5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.
6. Материалы работы над индивидуальной методической темой.
Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме)
Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий)
7. Материалы работы над единой методической темой МБУДО
«Центр детского творчества».
61
Приложение 6
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» г. ВОЛГОДОНСКА
РАССМОТРЕНО
Советом по опытно- экспериментальной и инновационной работе
Протокол № __________ от «16» __ноября_2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУДО
«Центр детского творчества»
_________Н.Э.Семенова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА
В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
г. Волгодонск
2017
62
Индивидуальная программа
профессионального и личностного совершенствования педагога
дополнительного образования в процессе самообразования
ФИО
педагога________________________________________________
Представление
Образование
Специальность
Стаж работы в должности педагога дополнительного образования
Категория
Яркие черты характера
Увлечения/ хобби
Годовая методическая проблема
Необходимо ответить на вопрос - почему вы выбрали данную тему самообразования?
Необходимо опираться на следующие пункты:
1. Анализ состояния проблемы и имеющегося опыта по решению проблемы.
2. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения проблемы в конкретных условиях.
Личная тема самообразования:
Цель:
Задачи:
Срок реализации:
63
Оценка реализации потребностей педагога в развитии
Анкета № 1
Выявление способностей педагогов к развитию (сентябрь, 1 год)
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого
номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
1.
Я стремлюсь изучить себя.
2.
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.
3.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
4.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5.
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6.
Я анализирую свои чувства и опыт.
7.
Я много читаю.
8.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
9.
Я верю в свои возможности.
10.
Я стремлюсь быть более открытым человеком.
11.
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12.
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
14.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Анкета № 2
Степень владения навыками самостоятельной работы в процессе самообразования (май, 1 год)
№
Критерии оценки
Самооценка
владею свободно владею посредственно, вызывает затруднение не владею
1
Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.
64 2
Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.
3
Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.
4
Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.
5
Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.
6
Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.
7
Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.
8
Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.
9
Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.
10
Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.
Карта изучения профессиональных затруднений педагога(май ежегодно)
Элементы педагогической деятельности
Степень затруднений
Очень
трудно
Трудно Средне Почти
не
трудно
Не
трудно
1
Обрабатывать персональные данные обучающихся с соблюдением принципов и правил, установленными законодательством РФ
2
Знание структурных составляющих
65 дополнительной общеобразовательной программы
3
Календарно-тематическое планирование
4
Знание характеристик различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности обучающихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствующей направленности
5
Использование разнообразных форм работы в процессе образовательной деятельности
6
Логическое построение всех этапов занятия
Использование на занятиях педагогически обоснованных форм, методов, средств и приемов организации деятельности обучающихся (в том числе ИКТ) с учетом особенностей деятельности, возраста обучающихся, индивидуальных особенностей, состояния здоровья (одаренные, дети с
ОВЗ, инвалиды)
7
Использование современных педагогических технологий
8
Умение анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности.
9
Корректировать содержание программы, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам их реализации
10 Проектировать совместно с обучающимися
ИОМ освоения дополнительных общеобразовательных программ
11 Вести учебную документацию на бумажных и электронных носителях
12 Организовывать и проводить исследовательскую деятельность обучающихся
13 Знание особенностей одаренных детей, обучающихся с
ОВЗ, специфики инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности дополнительной общеобразовательной