Файл: Методическое пособие для образовательных учреждений г. Волгодонск 2019 год 2 Редакционная коллегия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
- отбираем методы научного исследования (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение и обобщение, сравнительно-исторический метод, метод теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.).
- определяем направления и этапа исследовательской работы, сроки.
- определяем участников исследования.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как технология может быть использована педагогом в любом виде творческой деятельности (приложение «Образовательные проекты
«Развитие
творческой
активности
педагогов
Центра
детского
творчества», «Творческая педагогическая лаборатория»).
Поддержка процессов проектирования и организации научно- исследовательской деятельности осуществляется в образовательном учреждении в форме обучающих семинаров для педагогов (приложение 1 к
методическому пособию), индивидуальных консультаций, изучения брошюр и методической литературы по данному направлению работы.
7. Поддержка педагогов в процессе прохождения аттестации
Профессиональный стандарт педагога определил штрихи к «портрету» педагога-профессионала и вместе с тем требования к оценке его деятельности. Одной из возможностей оценить уровень квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности педагогов является
аттестация - процесс, который создает условия для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, способствует утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценки его профессиональной деятельности.
Обеспечению всестороннего содействия педагогу в построении и реализации индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации способствует методический проект «Система методического
сопровождения и поддержки педагога в процессе прохождения
аттестации». Проект состоит из следующих направлений:

Изучение нормативной базы по аттестации педагогических работников федерального и регионального уровня (приложение 4);

Анализ и самоанализ профессиональной компетентности педагогических работников дополнительного образования в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами по аттестации педагогических работников;

Осмысление и обобщение имеющегося у педагога опыта профессиональной деятельности;

Проектирование методической системы педагога;

Индивидуальное консультирование;


10

Анализ результатов аттестации;

Планирование дальнейшей работы по развитию профессиональной компетентности педагога.
Принципы: гуманизации, рефлексии, индивидуализации, вариативности, добровольности, систематичности и последовательности
Педагогические подходы: деятельностный, ситуативный, личностно- ориентированный и системный
Методист, осуществляющий сопровождение педагога при подготовке к аттестации, должен помогать ему в самопознании и объективной самооценке, в определении путей личностного и профессионального развития, в поиске ответов на вопросы: что, когда и как предстоит сделать.
Компоненты/направления
Диагностическо- аналитический
Информацион- ный
Организационно- методический
Учебно- методический
Психолого- педагогический
Консультационн ый
Задачи
Изучение результатов деятельности педагогов с их последующим анализом и определением образовательных потребностей
Формирование информационн ого потока по вопросам нормативно- правового характера и процессуально й составляющей порядка аттестации
Обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации
Обеспечение непрерывности профессиональн ого образования, осуществляемог о в разных формах
Сохранение психологическог о комфорта педагога при подготовке к предстоящей аттестации
Оказание консультативно й помощи педагогическом у работнику по вопросам подготовки к аттестации
Содержание
Диагностика потребностей аттестуемого педагога
(приложение 2 к
методическому
пособию); анализ полученных данных, их обобщение и систематизация с фиксацией типичных затруднений в развитии; проектирование индивидуальног о маршрута педагога в подготовке к предстоящей аттестации
(приложение 1 к
методическому
пособию)
Формирование банка педагогической информации
(нормативно- правовой, научно- методической, методической и др.) по вопросу подготовки к аттестации
Планирование и организация курсовой подготовки, планирование и организация диссеминации инновационного опыта, а также представление передового педагогического опыта на различных методических мероприятиях
(приложение 1 к
методическому
пособию); экспертиза программно- методической продукции педагога; оказание помощи при оформлении аттестационного портфолио
Проведение курсов повышения квалификации, циклов проблемных обучающих семинаров, семинаров- практикумов, мастер-классов, тренингов, круглых столов по различным аспектам подготовки педагога к предстоящей аттестации
Оказание помощи аттестуемому педагогу в преодолении профессиональн ых и личностных проблем; мобилизация скрытых психологических ресурсов, обеспечивающих самостоятельное решение проблем; коррекция нарушений личностных дисгармоний
Проведение разъяснительно й работы по всем направлениям сопровождения аттестации в форме индивидуальны х и групповых консультаций
Формы и методы


11
Мониторинговы е исследования, включающие:
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- самоанализ
(приложение 2 к
методическому
пособию)
Отбор, редактировани е, рецензировани е и презентация материалов информационн о- методического содержания по вопросам аттестации
Диагностические, прогностические, стимулирующие
(деятельностно- практические) методы
Решение ситуативных задач; имитационный, проблемно- поисковый, групповой работы и др.
Групповая дискуссия; беседа, убеждение, активное слушание, анализ жизненных ситуаций, моделирование и др.
Беседа, убеждение, активное слушание, анализ жизненных ситуаций, моделирование и др.
Результат: педагог, всесторонне подготовленный к предстоящей аттестации
8. Сопровождение педагога в процессе самообразования и
повышения квалификации
Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину «Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель- профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем». Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
Цель сопровождения педагога в процессе самообразовательной деятельности – найти оптимальные методы и приемы для самообразования, учитывая особенности каждого педагога, его индивидуальные личностные и профессиональные характеристики.
Задачи:
1.Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
2.Развивать умение анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути развивающей работы с детьми.
3.Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.
Нормативной базой организации самообразовательной деятельности в образовательном учреждении является положение (приложение 5).
Для активизации работы по самообразовательной деятельности педагогических работников в учреждении разрабатываются индивидуальные программы профессионального и личностного самосовершенствования
(приложение 6).
Алгоритм методического сопровождения самообразования педагога:
1.Диагностический этап включает диагностику (исходный срез уровня подготовки) и оценку личностных и профессиональных свойств. С учетом выявленных личностных и профессиональных проблем педагога составляется индивидуальная программа самообразования.
2.Содержательно-мотивационный этап направлен на определение целевой установки и мотивации педагога на постоянное


12 самосовершенствование. Главным методом работы становится рефлексивный психолого-педагогический самоанализ.
3.Консультативно-практический этап включает непрерывную методическую помощь, позволяющую педагогу наиболее продуктивно решать вопросы самообразования в ходе усвоения теоретических знаний.
4. Рефлексивно-оценочный этап включает рефлексию полученных знаний и умений в ходе презентации педагогического опыта, проведение окончательной диагностики возможностей педагога. Совершенствование навыков рефлексии (как комплексной мыслительной способности к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности) обеспечивает формирование мотивации учителя к непрерывному саморазвитию. Важно, чтобы предоставляемая педагогу информация о самом себе способствовала самопознанию, раскрывала ему реальность и его возможности в сравнении с самим собой («на входе» и «на выходе»).
5.Планово-прогностический этап предполагает комплексное прогнозирование процесса самообразования педагога и актуализацию результатов самообразовательной деятельности.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Формы организации самообразования:
- курсовая подготовка в институтах повышения квалификации;
- получение второго высшего образования или второй специальности;
- дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
- индивидуальная работа по самообразованию;
- сетевые педагогические сообщества.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.

13
ПРИЛОЖЕНИЕ
(на примере муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Волгодонска)

14
Приложение 1
Согласовано
Председатель профкома МБУДО
«Центр детского творчества»
______________ Т.О.Писчик
«19» января 2018года
Утверждено приказом директора МБУДО
«Центр детского творчества»
______________Н.Э. Семенова
«19» января 2018 года № 25
Должностная инструкция методиста
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Волгодонска
г. Волгодонск


15
Должностная инструкция методиста
МБУДО «Центр детского творчества»
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с методистом МБУДО «Центр детского творчества», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция методиста разработана на основе
Профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых», с учетом Федерального закона от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
1.2. Методист относится к категории специалистов.
1.3. Методист назначается на должность и освобождается от должности директором
МБУДО
«Центр детского творчества» в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации.
1.4. На должность методиста принимается (переводится) лицо,
отвечающее указанным требованиям: а)- имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
- имеющее высшее образование (специалитет или магистратуру) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
- имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы; б)- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса РФ);