Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Главная   Журналы   Финансы и кредит   8(824) - 2022 август

Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование

т. 28, вып. 8, август 2022

Получена: 26.05.2022

Получена в доработанном виде: 21.07.2022

Одобрена: 04.08.2022

Доступна онлайн: 30.08.2022

Рубрика: БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Коды JEL: Н21, Н25, Н26

Страницы: 1782–1807

https://doi.org/10.24891/fc.28.8.1782

Алиев О.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Российская Федерация 
oaom666@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-8963-1196
SPIN-код: 9891-9685

Предмет. Упрощенные системы налогообложения (УСН) в России и развитых зарубежных странах.
Цели. Выявление путей усовершенствования российской УСН для развития малого и среднего предпринимательства (МСП) страны.
Методология. Общенаучные подходы и методы, анализ отчетных и статистических данных, научной литературы.
Результаты. Определены несовершенства УСН, которые препятствуют успешному стимулированию МСП и многие из которых отсутствуют на международном уровне. Подобные проблемы заключаются в наличии прямой зависимости налоговой базы от доходов МСП, что препятствует их развитию, поскольку увеличению дохода сопутствует повышение налогового бремени; отсутствии дифференцирования ставок по видам деятельности, вследствие чего не учитывается специфика МСП и снижается эффективность; наличии во всех специальных налоговых режимах критериев, ограничивающих их применение.
Область применения. Полученные результаты могут быть использованы ФНС России при разработке нормативно-правовой базы, регулирующей УСН для МСП, работниками вузов.
Выводы. Существующие проблемы доказывают, что механизмы УСН требуют доработок с учетом международного опыта для более эффективного стимулирования деятельности МСП.

Ключевые слова: специальные режимы налогообложения, УСН, налоговое бремя, субъекты МСП

Список литературы:

  1. Зотиков Н.З. Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. 2020. Т. 12. № 2. С. 41. URL: Link

  2. Янь М.Ц. Доходы и расходы организации при упрощенной системе налогообложения (УСН) // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 2. С. 160—164. URL: Link

  3. Федосимов Б.А. Подходы США в снижении налоговой нагрузки на бизнес // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 1. С. 249—253. URL: Link

  4. Федосимов Б.А. Специфика налогообложения организаций в ОАЭ // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 1. С. 222—226. URL: Link

  5. Федосимов Б.А. О преимуществах введения налога с оборота и потребления в условиях цифровизации экономики // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 3. С. 198—201. URL: Link

  6. Громов В.В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 8—25. URL: Link

  7. Назаров С.А. Налоговая справедливость глазами российского налогоплательщика: по материалам социологического опроса // Russian Economic Bulletin. 2021. Т. 4. № 1. С. 67—71. URL: Link

  8. Пансков В.Г. О перестройке системы налогообложения малого предпринимательства // Финансы. 2022. № 1. С. 13—19. URL: Link

  9. Малис Н.И. Налоговые новации и национальный проект по малому предпринимательству // Финансы. 2022. № 4. С. 23—28. URL: Link

  10. Семенова Г.Н. Налоговое администрирование малого и среднего предпринимательства в России в условиях цифровизации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 1. С. 53—68. URL: Link

  11. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Морозова Г.В., Филичкина Ю.Ю. Развитие налогообложения субъектов малого бизнеса в регионе на примере республики Мордовия // Финансовая жизнь. 2020. № 2. С. 62—65. URL: Link

  12. Гугнина Е.В., Задёра О.А., Бородина Т.В. Анализ обоснованности выбора объекта налогообложения при использовании УСН // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 5-2. С. 181—187. URL: Link

  13. Сулейманова А.М. Антикризисные меры поддержки малого и среднего бизнеса в условиях западных санкций // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 4. С. 448—451.

  14. Самарина Н.С., Коваленко Н.А. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации и в развитых зарубежных странах // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4. С. 93—96. URL: Link


Мировая практика свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство практически во всех странах является важным сектором развития экономики [13, с. 52].

Степень развитости сектора малого и среднего предпринимательства во многом определяет возможность государства приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям. Основной целью развития малого и среднего предпринимательства является решение многих региональных проблем, обусловленных спецификой рыночных отношений, через создание социальной и производственной инфраструктуры, увеличение производства товаров народного

потребления, повышение эффективности использования финансовых, природных и трудовых ресурсов, ускорение разработки новых видов техники и технологий, решение отдельных экологических проблем. В условиях современной экономики функционирование сектора малого и среднего предпринимательства способствует укреплению и развитию рыночной конъюнктуры [8, с. 99].

Малый и средний бизнес обладает неоспоримыми достоинствами в сравнении с крупным бизнесом, способствуя созданию новых рабочих мест и повышению занятости населения [1, с. 52].

При этом в качестве основных недостат-

ков малого бизнеса следует отметить достаточно высокие риски, недостаточную финансовую устойчивость, слабость конкурентных позиций и др.

В связи с тем, что малый и средний бизнес имеет довольно важное значение в развитии экономики нашей страны, для России поиск новых форм поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса является весьма актуальной задачей.

Как известно, именно ключевым инструментом воздействия государства на национальную экономику являются налоги [5, с. 112].

Исследование зарубежного опыта налогообложения малых предприятий показывает, что зарубежные страны выделяют малый бизнес как особый субъект экономики [9, с. 68]. Довольно успешное функционирование предприятий малого бизнеса за рубежом связано в основном с эффективной и продуктивной государственной политикой, в том числе и налоговой, которая направлена на развитие и поддержку малого предпринимательства. При этом системы налогообложения малого и среднего предпринимательства каждой страны имеют свои особенности, связанные с экономическими, политическими и социальными условиями.

Российская налоговая политика сегодня направлена прежде всего на совершенствование законодательства и решение задач по минимизации влияния падения экономической активности на среднесрочный и долгосрочный потенциал экономики. Кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции CОVID-19, затронул все страны и многие отрасли экономики. К примеру, объем розничной торговли в России показал в 2020 году снижение на 4,1%, что привело к сокращению грузооборота транспорта на 4,9%. Кроме того, вырос уровень официально зарегистрированных безработных в 3,2 раза [7, с. 130].



В таких условиях налоговые меры государ -ственной поддержки малого и среднего пред -принимательства имеют особое значение в рамках поддержки и комплексного развития субъектов малого и среднего бизнеса.

Мировой опыт свидетельствует о том, что к числу наиболее эффективных форм стимулирования развития субъектов МСП относится в числе прочих практика введения

различных специальных режимов налогообложения.

В соответствии с современным налоговым законодательством субъекты малого и среднего бизнеса имеют право перейти на наиболее удобный налоговый режим с точки зрения оптимальности налоговой нагрузки и удобства налогового учета (общая система налогообложения либо один из специальных налоговых режимов) при соответствии их деятельности установленным законодательством условиям. Право такого выбора - одно из преимуществ малого предпринимательства в России [2, с. 185[.

В 2021 году для российских индивидуальных предпринимателей (ИП), обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и организаций другой формы собственности законодательно установлено 5 налоговых режимов, предусматривающих применение различных систем налогообложения:

- традиционная (общая) (ОСН);

- упрощенная система (УСН);

- единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- патентная система налогообложения (ПСН для ИП с определенным видом деятельности);

- налог на профессиональную деятельность (НПД) для самозанятых граждан.

Для малых и средних предприятий применение общей системы налогообложения не является оптимальным вариантом, поскольку при такой системе процедура расчета налогов является достаточно сложной, также при ее использовании предъявляются более жесткие требования к порядку ведения и сдачи налоговой отчетности. Кроме того, уровень налоговой нагрузки при такой системе ощутимо выше. Это актуализирует использование субъектами МСП специальных налоговых режимов.

На сегодняшний день наиболее востребован со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства такой режим, как упрощенная система налогообложения, что объясняется в том числе удобством его применения. При такой системе налогоплательщику необходимо уплачивать только один налог, рассчитываемый как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Особенностью УСН является то, что налогоплательщик вправе выбрать вариант налогообложе-

ния: определенный процент с общей суммы доходов или определенный процент с разницы доходов и расходов.


Отметим, что в 2020 году законодательно установлен переходный налоговый режим для субъектов МСП. Так, если у субъектов МСП за налоговый период доходы увеличились более чем на 150 млн руб., но при этом не превысили 200 млн руб., то они могут остаться на УСН. Согласно особенностям переходного периода в том случае, если у субъекта МСП численность сотрудников более 100 человек, но не превышает 130 человек, то такой субъект будет обязан платить 8% с доходов и 20% с разницы доходов и расходов.

Следует отметить, что упрощенная система налогообложения в существующем виде сопровождается рядом проблем. Являясь формально мерой стимулирования предпринимательской деятельности посредством предоставления налоговых преференций, в настоящее время данный налоговый режим рассматривается значительным числом налогоплательщиков как инструмент для налоговой оптимизации, противоречащей принципам и нормам налогового законодательства [11].

Такие режимы, как единый сельскохозяйственный налог и патентная система налогообложения, также имеют ограничения в возможности применения. Так, перейти на ЕСХН могут только те предприятия, доход которых от производства сельскохозяйственной продукции превышает 70% от общего дохода за год. Воспользоваться правом перехода на патентную систему налогообложения могут индивидуальные предприниматели, у которых доход составляет менее 60 млн руб., а численность работников меньше или равна 15 чел. Кроме того, патентная система налогообложения имеет ограничение на право применения по определенным видам деятельности.

Одной из специфических особенностей патентной системы налогообложения является то, что она предусматривает право субъектов малого и среднего предпринимательства на налоговые каникулы. Это касается тех субъектов, кто вновь зарегистрировался и работает в определенной сфере (к примеру, в социальной сфере или сфере науки). Решение о введении налоговых каникул принимается на уровне субъекта РФ.

Налог на профессиональный доход (НПД) - это относительно новый специальный налоговый режим (введен в 2019 году и подразумевается, что будет действовать до 2029 года). Целью его введения является вывод самозанятых и арендодателей из тени. При этом важно подчеркнуть, что данный налоговый режим не может быть применим предпринимателями, осуществляющими реализацию товаров несобственного производства и (или) подакцизных товаров.

Следует отметить, что переход отдельных индивидуальных предпринимателей на уплату НПД не оказал существенного влияния на количество индивидуальных предпринимателей, использующих другие специальные налоговые режимы. Об этом свидетельствуют данные, характеризующие изменение численности индивидуальных предпринимателей, применяющих различные режимы налогообложения, после введения налога на профессиональный доход (представлены на рис. 1).


В целом по данным статистической отчетности в России работает около 8 млн субъектов экономической деятельности (это как предприятия, так и индивидуальные предприниматели), и больше половины из них применяют специальные налоговые режимы, что говорит о том, что данные системы налогообложения привлекают налогоплательщиков.

Вместе с тем, на наш взгляд, политика, которая реализуется на сегодняшний государством в части налогообложения субъектов МСП, не способствует в должной мере их развитию.

Так, на фоне снижения налоговой нагрузки в результате введения специальных налоговых режимов и некоторых налоговых послаблений в рамках общего режима налогообложения для малого и среднего бизнеса был предусмотрен ряд мер, направленных на ее увеличение - это введение торгового сбора, пересчет взносов в государственные страховые фонды [12, с. 164].

Острее всего налоговые изменения воспринимаются субъектами микропредпринимательства. Многие субъекты малого бизнеса не выдерживают давления налогового бремени и закрываются, другие уходят в тень.

По мнению большинства российских пред -принимателей, те меры, которые предпри-

Рисунок 1 - Изменение численности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, после введения налога на профессиональный доход, % (составлено автором по [10])

нимаются государством в направлении налогового стимулирования субъектов МСП, недостаточно эффективны. В основном малые и средние предприниматели оценивают уровень своей налоговой нагрузки как достаточно высокий. Это понуждает предприятия искать способы снижения налоговой нагрузки. Сложнее всего приходится вновь созданным предприятиям, которые только начинают свою деятельность и вынуждены работать в условиях жесткой конкуренции.

Сравнительный анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства и российской практики в данной области позволяет сделать следующие выводы:

1) в отличие от других государств налогообложение в России в целом имеет средний уровень;

2) в большинстве стран существует пороговый критерий по доходу малых и средних предприятий и численности состава работников;

3) в зарубежных странах широко применяются льготные ставки для малого бизнеса;

4) существенное различие имеет ставка между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий [23].

Для динамичного развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране необходимо принятие следующих мер: