Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нетрудно догадаться, что такая поправка в Налоговый Кодекс привела к увеличению налогового бремени на малый бизнес, тем более, что с 2020 г. в перечень имущества, облагаемого на базе кадастровой стоимости, Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ введены новые объекты [8].
Следующим наступлением на малый бизнес стало принятие Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, на основании которого с 1 января 2019 г. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, стали признаваться плательщиками НДС [9]. Введение НДС существенно повлияло на налоговую нагрузку сельскохозяйственных товаропроизводителей, резко снизив привлекательность данного налогового режима по сравнению с иными специальными режимами, в частности, упрощенной системой налогообложения. Конечно, как и любой плательщик НДС, налогоплательщик единого сельхозналога имеет право уменьшить исчисленную сумму НДС на суммы налога, предъявленные при приобретении товаров, работ или услуг. Однако, как отмечают специалисты, сельскохозяйственный товаропроизводитель, как правило, имеет незначительный по размеру входной НДС, что не позволит ему существенно снизить налог к уплате [10].
Заметим, что, помимо уплаты НДС, к повышению налоговой нагрузки неизбежно приведет и невозможность включить «входной» НДС в расходы налогоплательщика при исчислении налоговой базы по ЕСХН (как было до 2019 г.). Кроме того, начиная с 2019 г. при переходе на ЕСХН с иного режима налогообложения налогоплательщики будут обязаны восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по приобретенным товарам, работам, услугам, в том числе по основным средствам и нематериальным активам. Если учесть, что суммы НДС по приобретенным дорогостоящим основным средствам и нематериальным активам могут достигать больших размеров, это приведет к еще большему увеличению налоговой нагрузки на плательщиков ЕСХН.
Однако законодатель решил «подсластить пилюлю», позволив налогоплательщикам при «желании» получать освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС при соблюдении следующих условий: если за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода от реализации не превысила за:
- 2018 г. < 100 млн руб.;
- 2019 г. < 90 млн руб.;
- 2020 г. < 80 млн руб.;
- 2021 г. < 70 млн руб;
- 2022 г. и далее < 60 млн руб.
При этом налогоплательщик, воспользовавшись правом на освобождение, в дальнейшем не сможет от него отказаться, за исключением случаев, когда он превысил предельную сумму дохода либо, не дай бог, реализовал подакцизные товары. А утратив данное право, налогоплательщик в дальнейшем уже воспользоваться им не сможет.
Обратим внимание, что в 2016 г. среди законодателей обсуждался вопрос об отмене системы налогообложения в виде ЕСХН. Однако Министерство финансов РФ, сославшись на Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг., отметил, что отмена ЕСХН в ближайшее время не предусмотрена [11].
И, наконец, последний удар по малому бизнесу - отмена с 2021 г. системы налогообложения в виде ЕНВД. Законодатели давно уже «прицеливались» к данному режиму: он должен был прекратить свое существование еще в 2014 г., но впоследствии под влиянием протестов со стороны налогоплательщиков и союза предпринимателей было решено продлить его действие до 2018 г., а позднее - еще на два года. Тем не менее окончательный срок «жизни» ЕНВД определил Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ) - до 31 декабря 2020 г. [12]. И это решение уже окончательное и обжалованию не подлежит.
Что же ждет предприятия малого бизнеса, ранее активно применявшие систему налогообложения в виде ЕНВД, в 2021 г.? У них остается право выбора - либо перейти на «упрощенку», о чем надо было позаботиться заранее, подав соответствующее уведомление в налоговую инспекцию, либо на основную систему налогообложения (ОСНО) со всеми ее «прелестями» в виде уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество. Причем промедление в данном случае приведет к автоматическому переходу на ОСНО.
Индивидуальным предпринимателям повезло несколько больше -у них еще остается право перейти на патентную систему налогообложения. Однако не следует забывать, что любой специальный налоговый режим, будь то УСН или патентная система, имеет свои ограничения по объему полученного дохода, численности и иным параметрам, поэтому их применение может быть недоступно тем или иным налогоплательщикам. И тогда - только ОСНО.
В табл. 2 приведена динамика изменения числа малых и средних предприятий (МСП) в России и численности занятых на этих предприятий работников за 10.01.2017 г. - 10.01.2020 г. [13].
ТАБЛИЦА 2. Динамика изменения числа МСП и численности занятых работников на этих предприятиях
МСП 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Число МСП, ед. 5 865 780 6 039 216 6 041 195 3 388 195
Численность занятых работников, ед. 15 855 749 16 106 581 15 873 589 15 321 788
Как следует из табл. 2, на 10 января 2020 г. произошло сокращение как МСП (42,24 %), так и численности занятых работников (3,37 %) за счет снижения прибыльности этих предприятий и сокращения доходов населения.
Из представленных данных о числе МСП в расчете на 1000 человек в России и других регионах мира: США - 90, ЕС - 57, Китай - 45, мир (в среднем) - 32,2 и Россия - 27,6 - вытекает, что развитие малого и среднего предпринимательства в России на 1000 человек значительно ниже даже среднего значения по миру [13]!
Заключение
Следует отметить, что в 2021 г. расширен спектр видов государственной финансовой поддержки малому и среднему бизнесу на период пандемии: это и субсидии, и гранты, и целевая поддержка конкретным отраслям: агропромышленному комплексу, туристическим фирмам и т. д. На региональном уровне на субсидии могут рассчитывать лица, официально признанные безработными и желающие начать собственный бизнес. Такая помощь предоставляется по обращениям в центры занятости и рассчитывать на нее могут, естественно, не все желающие, да и размеры ее зависят от возможностей региона от 10 тыс. руб. в Москве до 192 тыс. руб. в Краснодарском крае. Кроме того, в регионах практикуется предоставление субсидий на возмещение процентов по кредиту, но размеры и условия получения таких субсидий опять-таки зависят от возможностей региона.
В регионах субсидии могут предоставляться и из федерального бюджета, но на условиях софинансирования бизнеса из региональных источников. За предоставление таких субсидий отвечает Минэкономразвития.
Регионы могут предоставлять малому бизнесу и гранты на конкретные цели, например, аграриям на развитие базы производства, на строительство производственных объектов, на расширение возможностей по переработке и реализации продукции и т. д., а турфирмам, осуществляющим деятельность в области внутреннего и въездного туризма, - на создание новых маршрутов, оборудование информационных туристических центров, покупку модульных гостиниц, разработку путеводителей, аудиогидов и т. п.
Размеры грантов ограничены: агробизнесу - не более 30 млн руб., а туризму - около 3 млн руб. Много это или мало? Спросите у бизнесменов.
Государственная поддержка может оказываться и в иных формах, например, рассрочка или отсрочка по налогам; предоставление кредитных каникул и отсрочка по кредитам; предоставление арендных каникул арендаторам коммерческой и государственной недвижимости; получение кредита на льготных условиях (со ставкой 2 %) и списание долгов при соблюдении определенных требований, получение беспроцентного (в первые полгода, а далее под низкий процент) кредита на оплату труда работников. На такую помощь могут рассчитывать владельцы общепитов, спортивных клубов, сферы услуг, туризма и некоторые другие.
У начинающих предпринимателей также есть возможность поучаствовать в конкурсных федеральных программах, и кому повезет - получить до 25 млн руб. на развитие бизнеса.
Подведем итоги: несмотря на государственную поддержку, которая носит временный характер, наметилась опасная тенденция постепенного отказа (полного или частичного) от специальных налоговых режимов, во всяком случае, в отношении юридических лиц.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ (ред. от 29 декабря 2020 г.) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
2. Постановление правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
3. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
4. Единый реестр малого и среднего предпринимательства. - URL: https://ofd. na-log.ru/index.html/ (дата обращения: 15.03.2021).
5. Баранова Л. Г. Налоговая нагрузка на малый бизнес: опыт, проблемы, перспективы / Л. Г. Баранова, В. С. Федорова // Малое и среднее предпринимательство: стратегии и перспективы развития: сб. науч. трудов по материалам I Междунар. науч.-прак-тич. конференции. НОО «Профессиональная наука». - Уфа, 2016. - С. 114-121.
6. Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
7. Письмо Министерства финансов РФ от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419. -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
8. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-Ф3 (ред. от 26 марта 2020 г.) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
9. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.01.2021).
10. Зырянова Т. В. НДС для плательщиков ЕСХН / Т. В. Зырянова, А. О. Загур-ский // Финансы. - 2018. - № 7. - С.33-37.
11. Письмо Министерства финансов РФ от 28 ноября 2016 г. № 03-11-06/1/70258. -URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
12. Федеральный закон от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ (в ред. Федерального закона от 2 июня 2016 г. № 178-ФЗ) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона „О банках и банковской деятельности"». - URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
13. Молев Д. А. Состояние малого и среднего бизнеса в Российской Федерации на современном этапе / Д. А. Молев. - URL: https://cyberieninka.m/article/n/sostoyanie-malogo-i-srednego-biznesa-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape (дата обращения: 12.03.2021).
Дата поступления: 28.01.2021 Решение о публикации: 10.06.2021
Баранова Л.Г., Федорова В.С. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ - СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА? // БРНИ. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-nalogovye-rezhimy-spasatelnyy-krug-dlya-malogo-biznesa (дата обращения: 04.03.2023).
Баранова Л.Г., and Федорова В.С.. "СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ - СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА?" Бюллетень результатов научных исследований, no. 3, 2021, pp. 115-125.
Роль налогообложения в развитии малого бизнеса в Российской Федерации
Аннотация. Обычно об уровне экономического развития страны судят по числу и масштабам крупных предприятий, так как именно они оказывают решающее влияние на величину производственного потенциала и финансовое благополучие государства, региона. Однако не менее важной частью эффективной рыночной системы является малый бизнес, характеризующийся быстротой реакции на происходящие в экономике изменения и лучшей адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре. Многочисленные исследования подтверждают имеющуюся связь между относительным размером сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) и экономическим ростом страны, обеспечивающим соответствующий уровень благосостояния населения.
Цель исследования - анализ применения субъектами МСП действующих специальных налоговых режимов, выявление преимуществ и недостатков каждого из них. Предмет исследования - изучение теоретических и практических аспектов установленных специальных налоговых режимов. Объект исследования - экономико-финансовые отношения, складывающиеся между государством и малым бизнесом по вопросам налогообложения. В статье специальные налоговые режимы рассматриваются в качестве инструмента государственного регулирования развития субъектов малого предпринимательства. Материалы и методы: в исследовании использовались методы: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение. По итогам исследований сделаны выводы о том, что существующая система налогообложения малого бизнеса не стимулирует его развитие. Применение специальных налоговых режимов должно приносить выгоду как налогоплательщику, так и государству. Однако их