Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- обеспечение стабильности налоговой системы;

- ослабление налогового давления на субъектов МСП;

- повышение доступности налоговых гарантий;

- снижение объема претензий налоговых органов к субъектам МСП [13, с. 52].

По-прежнему является жизненно необходимым совершенствование механизмов, направленных на выявление налогоплательщиков, применяющих УСН в обход закона посредством дробления бизнес-структуры. Представляется очевидным, что средства цифровизации несут в себе достаточный потенциал для эффективного решения обозначенной задачи [11].

Что касается системы единого сельскохозяйственного налога, то здесь необходимо прежде всего законодательно закрепить возможность плательщиков данного налога осуществлять регистрацию в качестве плательщиков НДС.

В части развития патентной системы налогообложения субъектов МСП необходимо обеспечить применение вычетов по страховым взносам. Следует отметить, что при значительном росте стоимости патента, применение вычетов по страховым взносам позволит снизить налоговую нагрузку по большинству видов деятельности [4]. В целях обеспечения единообразия в практике применения ПСН величины дохода необходимо установить на федеральном уровне, а регионам дать возможность регулировать стоимость патента в зависимости от конкретных условий с помощью коэффициентов [6].

Для совершенствования режима НПД необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о введении промежуточных этапов эксперимента для подведения его итогов и принятия решения по дальнейшему внедрению НПД в качестве одного из специальных налоговых режимов.

При успешной реализации мер по изменению законодательства в сфере налогообложения, направленных на преодоление стагнации экономики и поддержку малого и среднего бизнеса, ситуация стабилизируется, и ВВП на уровень 1,2-1,5% в год выведет страну на вектор экономического роста [5]. Однако в непростых условиях экономических и политических санкций, а также ввиду сопротивления населения экономическим и налоговым реформам, данная задача остается крайне сложной.

Список литературы

1. Ветлугина, М.А. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса / М.А. Ветлугина // Молодежь и наука. - 2019. - № 1. - С. 52.

2. Волокитина, А.О. Анализ применения субъектами малого и среднего бизнеса специальных налоговых режимов в разрезе федеральных округов РФ / А.О. Волокитина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 10 (406). - С. 181-187.


3. Гурова, В.А. Особенности налогообложения малого бизнеса в России и зарубежных странах / В.А. Гурова, М.Р. Рамазанов // 21 век: фундаментальная наука и технологии: материалы XIX международной научно-практической конференции. - Morrisville, 2019. - С. 78-83.

4. Земляная, В.Е. Совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на региональном уровне / В.Е. Земляная, Л.М. Осадчук // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. - Москва, 2021. - С. 60-64.

5. Золочевская, Е.Ю. Налоговая политика Российской Федерации: главные тренды и изменения / Е.Ю. Золочевская, А.В. Скидан, А.Т. Микая // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. -2021. - № 3. - С. 111-115.

6. Зотиков, Н.З. Актуальные проблемы патентной системы налогообложения / Н.З. Зотиков // Вестник университета. - 2021. - № 4. - С. 106-115.

7. Игнатова, Т.В. Финансовая обеспеченность домашних хозяйств как фактор роста экономики региона / Т.В. Игнатова, Н.Н. Ажогина // Современные проблемы развития социально-экономических систем: инновационные подходы и решения в управлении и маркетинге: материалы III Всероссийской научнопрак-тической конференции с международным участием. -Ростов-на-Дону, 2021. - С. 130-134.

8. Мазий, В.В. Повышение эффективности применения патентной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в условиях экономического кри-

зиса / В.В. Mазий, Е.А. Черняк // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 4(38). - С. 99.

9. Никитюк, В.С. Mировой опыт налогообложения предприятий малого бизнеса и пути его применения в России / В.С. Никитюк, Л.Р. Халикова // Вектор экономики. - 2019. - № 5 (35). - С. 68.

10. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики проведения эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход» // Счетная плата РФ. - URL: https://ach.gov.ru/ upload/iblock/8a8/8a81af65e339601a99046d58a354 0a69.pdf (дата обращения: 30.10.2021).

11. Ушков, Д.Д. Перспективы развития упрощенной системы налогообложения в период цифровизации экономики / Д.Д. Ушков // Экономика, управление, право: актуальные вопросы и векторы развития: сборник статей V Mеждународной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2021. - С. 35-38.

12. Халилов, В.Т. Перспективы налогообложения малого бизнеса в России / В.Т. Халилов // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов: сборник материалов IV Всероссийской (национальной) НПК. - Mахачкала, 2019. - С. 162-166.

13. Хегай, M^. Тенденции развития малого предпринимательства в Российской Федерации / M^. Хегай, В.В. Mазий, Э.С. Григорян // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 52.



Махдиева Ю. М. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Индустриальная экономика. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 04.03.2023).

Введение

Успешное функционирование субъектов малого бизнеса в условиях пандемии в значительной степени зависит от государственной поддержки, реализуемой в виде различных налоговых преференций. Но не меньшее значение для малых предприятий имеет и возможность применять «щадя-

щие» налоговые режимы, позволяющие оптимизировать налоговую нагрузку за счет сокращения объема уплачиваемых платежей.

Государственная поддержка

Сегодня малый бизнес переживает не лучшие времена. И дело не только в том, что в условиях вызванного пандемией экономического кризиса субъекты малого предпринимательства оказались наименее защищенными перед внешними вызовами, но и в отсутствии должной финансовой поддержки со стороны государства. При этом речь идет не столько о прямых инвестициях в малый бизнес, сколько о налоговых преференциях, позволяющих оптимизировать налоговую нагрузку малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Определенной мерой государственной поддержки стал Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ, освободивший предприятия малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей из наиболее пострадавших отраслей, а также социально ориентированные некоммерческие организации от уплаты налогов (за исключением НДС) и страховых взносов за II квартал 2020 г. [1]. В соответствии с Постановлением правительства к числу таких отраслей были отнесены: транспортная деятельность, в том числе перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в международном и междугородном сообщении; деятельность в области культуры, организации досуга и развлечений; физкультурно-оздоровительная деятельность; деятельность организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма; гостиничный бизнес; общественное питание; деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений; деятельность по организации конференций и выставок; деятельность по предоставлению бытовых услуг населению; стоматологическая практика; розничная торговля непродовольственными товарами; средства массовой информации и производство печатной продукции [2]. Согласно статье 2 Закона № 172-ФЗ, указанные налогоплательщики получили возможность не платить налог на прибыль, акцизы и ряд других налогов за II квартал 2020 г.


При этом было установлено, что на освобождение могут рассчитывать только представители малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, включенные в Единый реестр малого и среднего бизнеса на основании налоговой отчетности за 2018 г. Закон от 15 октября 2020 г. № Э20-ФЗ расширил круг налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налоговых платежей за II квартал 2020 г. при условии, что они включены в Единый реестр малых и средних предприятий (МСП) в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г., или на основании налоговой от-

четности за 2018 г. [3]. Таким образом, вновь созданные представители малого и среднего бизнеса также получили право на освобождение от уплаты налоговых платежей за II квартал 2020 г. Кроме того, были перенесены на конец года сроки уплаты авансов по налогам - транспортному, на имущество организаций и земельному.

Не отрицая важности принятых мер, отметим ограниченный срок их действия: прежде всего, это временная мера, не соответствующая реальным потерям малого бизнеса от пандемии и не способная спасти его от экономической катастрофы.

В табл. 1 приведены данные государственной поддержки, оказанной МСП за 2020 и 2021 гг. [4]. Из них за семь с небольшим месяцев в 2021 г. государственную поддержку получило более 51 % МСП и в значительно большем размере.

ТАБЛИЦА 1. Поддержка МСП

Дата Факт поддержки Получатели поддержки Размер оказанной поддержки

финансовой, руб. имущественной, кв. м информационной, ч

20.12.2020 4 908 438 1 742 746 689 668 145 416 966 059 119 15 327 644

15.08.2021 5 433 385 1 837 787 917 429 107 320 1 094 246 193 18 698 256

Специальные налоговые режимы

Для субъектов малого предпринимательства большое значение имеет возможность применения специальных налоговых режимов, позволяющих существенно снижать налоговую нагрузку путем замены основных налогов, имеющих наибольший удельный вес в структуре налоговых расходов плательщиков, едиными налогами [5]. Изначально специальные налоговые режимы были направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства [6].

Однако нельзя не заметить, что в последние годы специальные режимы подверглись существенным изменениям, причем, к сожалению, не в пользу налогоплательщиков. Ретроспективный анализ законодательных изменений в отношении трех наиболее востребованных специальных налоговых режимов (система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН), упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности) позволяет проиллюстрировать этот тезис, сделав акцент на наиболее существенных поправках, негативно влияющих на налоговый климат субъектов малого предпринимательства.


Указанные налоговые режимы были введены в налоговый кодекс в 2002-2003 гг. (ЕСХН - в 2002 г., УСН и ЕНВД - в 2003 г.). В этот период для всех трех режимов предусматривалась замена едиными налогами налога на добавленную стоимость (кроме налога, уплачиваемого в связи с перемещением через таможенную границу РФ), налога на прибыль организаций (НДФЛ для индивидуальных предпринимателей), а также налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей).

При этом индивидуальные предприниматели, применявшие специальный налоговый режим, освобождались от уплаты налога на имущество физических лиц только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, но не личного пользования.

Поскольку система налогообложения в виде ЕНВД касалась не субъектов хозяйственной деятельности в целом, а отдельных видов предпринимательской деятельности, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему, освобождались от НДС только в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Кроме того, организации могли не платить налог на прибыль с прибыли, полученной от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, а индивидуальные предприниматели освобождались от НДФЛ в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц также не взимались только с имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Но с 2015 г. организациям, применяющим УСН и ЕНВД, вменили в обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Соответствующие изменения внесены в положения п. 2 статьи 346.11 и абзац первый п. 4 статьи 346.26 Налогового Кодекса РФ Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ [7]. Аналогичное изменение коснулось и налога на имущество физических лиц, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями. В настоящее время индивидуальные предприниматели на спецрежиме должны платить налог на имущество при следующих условиях: объект недвижимости применяется ими в предпринимательской деятельности; он включен в перечень объектов, база по которому исчисляется как кадастровая стоимость. При этом, если имущество образовалось в течение года (например, в результате раздела иного объекта недвижимости) и не попало в перечень, его обложение налогом производится по кадастровой стоимости.