Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты исследования и их обсуждение

Поддержка малого и среднего предпринимательства считается одной из наиболее важных проблем российской экономики. В России степень развития МСП не соответствует имеющемуся потенциалу, это, в свою очередь, замедляет решение проблем экономического и социального характера, которые воздействуют на уровень жизни населения страны. Сектор малого и среднего бизнеса в России имеет меньший удельный вес в ВВП, чем во многих экономически развитых странах (рис. 1). Однако в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была поставлена цель по достижению роста вклада сектора МСП в ВВП России, так чтобы удельный вес данного показателя составил 32,5% к 2024 году [9].



Рис. 1. Удельный вес малых и средних предприятий в ВВП стран мира [13]

Малый и средний бизнес как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса [1]. Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям, приведенным в таблице.

Критерии для определения принадлежности хозяйствующего субъекта к МСП

Критерий

Малый бизнес

Средний бизнес

Максимальное количество работников, человек.

100

(15 для микро-предприятий)

250

Максимальная сумма, млн руб.

800

(120 для микро-предприятий)

2000

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн МСП. В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1, 095 млн малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес. Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2%. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2% (17,6 тыс.) [3].


Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии. Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц (рис. 2). Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения, вследствие чего происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиление налогового контроля; повышением НДС; теневой бизнес.



Рис. 2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в России [14]

В то же время во внимание следует принять тот факт, что количество занятых в МСП за год, если рассматривать показатели на ноябрь 2020 года по отношению к 2019 году, не уменьшилось, а возросло на 144 тыс. человек, до 15,516 млн человек. Однако по сравнению с показателями 2017 и 2018 года данное значение снизилось. Для сравнения, в 2018 году насчитывалось 16,1 млн, а в 2017 году – 15,7 млн человек, занятых в МСП [4].

Самое большое количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в РФ приходится на Центральный федеральный округ (1706,9 тыс. предприятий или 30,5%), за ним идет Приволжский федеральный округ (1000,1 тыс. предприятий или 17,9%). Затем Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12% (666,8 и 649,3 тыс. предприятий соответственно) [4]. Тем не менее, лидерами в числе регионов по сокращению численности организаций малого и среднего бизнеса в 2020 году являются: Центральный (-6,3%) и Северо-Западный (-6,2%) федеральные округа [3].

Согласно анализу, проведенному в рамках проекта «СберДанные», продолжительность существования около 70% организаций в России составляет три полных года и более. В мире средним показателем работы для 50% небольших компаний является срок до пяти лет, а для трети предприятий – от пяти до десяти лет.

К действующим в РФ предприятиям МСП, которые с высокой вероятностью достигают трехлетнего срока работы, относятся компании, осуществляющие деятельность в таких сферах, как здравоохранение (94,1%), металлургия (92,4%), добыча полезных ископаемых (92,2%). В список предприятий с низкой вероятностью продолжения своей работы свыше 36 месяцев входят организации в сфере сухопутного транспорта (58,4%), страхование (59,8%), строительство (60,6%). В строительном секторе 11,5% регистрируемых компаний закрываются уже в течение полугода [11].



Большая доля МСП в России занята в сфере услуг (здравоохранение, образование, торговля). На долю потребительского сектора приходится около половины функционирующих в стране малых и средних предприятий.

В настоящий момент уровень предпринимательской активности в России является невысоким. По результатам исследования, проведенного Министерством экономического развития (МЭР) и Аналитическим центром НАФИ в 2020 году, были получены данные, согласно которым только 7% опрошенных граждан планируют открыть собственное дело в ближайшие три года [10]. Данный показатель снизился по сравнению с 2019 годом, когда его значение составило 9,3%. Число предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке более 3,5 лет, достигло 5,1% взрослого трудоспособного населения России [8].

В исследовании также уделяется внимание мнению респондентов относительно условий ведения бизнеса в регионах. В итоге данного опроса позиции опрошенных людей разделились: 51% опрошенных считает, что предпринимательская среда благоприятная, 49% считают условия ведения бизнеса в стране неудовлетворительными [10].

В процессе работы субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с различными экономическими факторами, которые усложняют ведение хозяйственной деятельности. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основе проведенного опроса выделил ряд наиболее значимых проблем, негативно воздействующих на развитие предпринимательства в России. К основным проблемам, сдерживающим текущее развитие субъектов МСП в стране, относят: высокую налоговую нагрузку (4 балла из 5), неопределенность экономической ситуации (4 балла), снижающийся спрос на рынке внутри страны (3,8 балла), высокие ставки по кредитам (3,5 балла) (рис. 3).

Большинство организаций малого и среднего предпринимательства считают главным препятствием для роста своего бизнеса слишком высокую налоговую нагрузку. Динамику налоговой нагрузки за прошедшие несколько лет можно увидеть на рынке добычи полезных ископаемых, в строительном секторе, на рынке управления недвижимостью, в сфере общественного питания. Так, за 2019 год среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки в РФ составил 11,2%, значение данного показателя в 2018 году равнялось 11%. В 2019 году на снижение индекса деловой активности повлияло повышение ставки НДС с 18% до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий предприятий.




Рис. 3. Рейтинг проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП [12]

Изменения в налоговом законодательстве является одной из главных причин, которая оказывает негативное влияние на настроение предпринимателей, так как в таких условиях субъекты малого и среднего бизнеса не чувствуют себя уверенно. Высокая налоговая нагрузка приводит к тому, что субъектам малого и среднего предпринимательства становится всё сложнее развиваться, это, в свою очередь, подталкивает их к уходу в теневой бизнес.

К основным проблемам, тормозящим развитие МСП, относится также и недостаток финансовых ресурсов. Организации малого и среднего бизнеса по сравнению с большими компаниями считаются недостаточно надежными относительно своих обязательств по кредитам, так как существует большая вероятность не выплаты заемных денежных средств. Поэтому из-за высокого риска банки не стремятся выделять средства для малого предпринимательства. Кроме того, условия кредитования, выдвигаемые банками, иногда становятся для хозяйствующих организаций серьезными преградами из-за высоких ставок. Это значительно уменьшает вероятность использования заемных средств субъектам МСП [2, c. 226].

Несмотря на то, что объем финансовой поддержки в 2019 году субъектам МСП – 1,1 триллиона рублей, данная программа выполнена не полностью. В том же году была запущена программа льготного кредитования, однако кредит по сниженной процентной ставке может получить средний бизнес со стабильным доходом и высокими оборотами. В то время как многие небольшие предприятия такой возможности лишены, так как они не попадают под критерии, или же в силу того, что не все банки в стране работают по данной программе [7].

Неопределенные экономические ситуации тоже оказывает негативное влияние на функционирование малого и среднего бизнеса. В 2020 году пандемия и неопределенность с длительностью карантинных мер стали одними из главных барьеров для предпринимательства. В условиях карантина и падения спроса многие небольшие компании не смогли справиться с кризисом. Однако государственные антикризисные меры поддержки занятости оказали положительное влияние на данную ситуацию, хоть и не могли в полной мере компенсировать снижение доходов в сегменте МСП.

Еще одной актуальной проблемой для малого и среднего бизнеса является бюрократия. Для осуществления свой деятельности предприниматель должен собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. В настоящее время число административных барьеров уменьшается, однако положение по-прежнему нестабильно и требует много затрат, которые часто превышают у некоторых субъектов МСП их затраты на ведение хозяйственной деятельности.


К существенным преградам для развития малого и среднего предпринимательства относятся также высокая арендная плата, повышение цен на сырье и тарифы. К проблемам МСП можно отнести и дефицит квалифицированных кадров на рынке труда, так как небольшим предприятиям конкурировать с крупными организациями в плане заработной платы. Кроме того, часто наблюдается недостаточная финансовая грамотность руководителей компаний. Так, многие предприниматели не знают о введенных государством упрощенных формах сертификации и лицензирования, бесплатных юридических консультациях и налоговых каникулах.

В России для поддержки МСП осуществляется ряд государственных программ, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Консолидированный объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году в рамках национальной гарантийной системы согласно данным на 30 ноября составил 399,4 млрд рублей [6].

В ходе осуществления национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разрабатываются мероприятия, нацеленные на всестороннюю поддержку субъектов МСП. Так, в рамках проекта реализуется:

  • совершенствование законодательства РФ, развитие делового климата, способствующие снижению существующих преград нормативного характера при ведении бизнеса;

  • повышение объемов государственных закупок у представителей малого и среднего бизнеса до 5 трлн. рублей;

  • оказание финансовой поддержки МСП в объеме 10 трлн рублей;

  • развиваются в регионах микрофинансовых и гарантийных учреждений, которые обеспечивают доступ к финансовым ресурсам на льготных условиях;

  • осуществление консультационной поддержки субъектов МСП через единые точки входа, такие как центры «Мой бизнес»;

  • предоставление льготного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к производственным площадям и помещениям;

  • популяризацию предпринимательства путем проведения ряда мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность в субъектах РФ [9].

Правительство готовится понизить процентную ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Социальному бизнесу планируют предоставить поддержку в виде грантов [5].

Кроме того, для субъектов МСП предусмотрены специальные налоговые режимы: УСН 6% от дохода или 15% от прибыли, чтобы снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение отчетности; ПСН 6%; ЕСХН 6% для предприятий, являющимися производителями сельскохозяйственной продукции. Также к мерам поддержки можно отнести государственные гарантии и участие в госзакупках, надзорные каникулы, освобождающие начинающих бизнесменов от плановых проверок в первые несколько лет.