Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящей момент налоговые ставки по единому налогу были снижены. Представляется, что данная мера должна быть постоянной, а не исчезнуть, когда эпидемия коронавируса пойдет на спад и закончится. Либо в случае, если установленные в данный момент ставки в обозримом будущем увеличатся, то возможно оставить ставки (1% и 5% в зависимости от объекта налогообложения) в качестве льготных ставок для малых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

предприятий, только начавших применять УСН, например, в первые 5 лет работы.

Следует решить вопрос с отменой налоговых деклараций, которые представляют налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов и использующие ККТ1. Это приведет к снижению административных затрат малого бизнеса.

Многие компании хотят развиваться до того размера доходов и количества сотрудников, при которых они уже не смогут применять УСН. Почему бы не поощрять желание к развитию и не заставлять сразу же переходить на ОСНО? В связи с этим, необходимо ввести переходный налоговый режим2. В рамках такого режима у малого предприятия должны быть снижены налоговые ставки по НДФЛ, налогу на прибыль организаций, которые будут расти пропорционально доходу пока не достигнут общей для всех предпринимателей ставки, а также налогоплательщик будет иметь право не платить НДС. Это освободит предпринимателей от сложного восстановления налогового учета и соответствующих этому обязательств по уплате налогов, от которых они были освобождены в связи с применением УСН. Так же такие меры будут стимулировать развитие микропредприятий в малые предприятия, а малых предприятий в средние.

В настоящий момент в связи с пандемией, согласно опросу, проведенному торгово-промышленной палатой в регионах, каждое третье малое предприятие отмечает, что при снижении спроса сможет продержаться еще один квартал. Многие их них открыться в ближайшее время уже не смогут [5]3. Полного восстановления экономики в 2021 г. не предвидится. В связи с этим отмена ЕНВД, а также запрет на применение ЕНВД и ПСН при торговле товарами, подлежащими маркировке могут привести к ликвидации большого количества малых предприятий или уходу их в теневую экономику. Многих ждет банкротство просто из-за формальных причин, а по закону после банкротства


1 См.: Проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части реализации отдельных положений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»)» (подготовлен Минфином России, ID проекта 02/04/0419/00090556) // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: сайт. URL: https://regulation.gov. ru/ (дата обращения: 22.04.2020).

2 См.: там же.

3 См.: ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса. Каждый третий в малом бизнесе рискует продержаться не дольше квартала // Информационное агентство РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03/2020/5e7490569a794 7467949c77d (дата обращения: 22.04.2020).

нельзя начать новое дело в течение трех лет. Малому предпринимательству особенно в настоящее время существенно помогло бы временное продление действия ЕВНД до 2022 г.

Осуществление налогового стимулирования с помощью специальных налоговых режимов, наряду с применением иных налоговых преференций, приводит к разобщенности всей системы налогового стимулирования, т.к. создается контраст налоговой нагрузки между специальными и общим налоговыми режимами, создается пропасть между крупными и малыми предприятиями, а также формируется всё больше предпосылок для использования преференций более крупными предприятиями в схемах агрессивного налогового планирования.

Специальные налоговые режимы в зарубежных странах с развитой экономикой используются для поддержания либо отсталой с экономической точки зрения территории, либо для поддержания конкретных отраслей (сельского хозяйства или инноваций). При этом данная налоговая преференция не используется для поддержки всех субъектов малого предпринимательства. В зарубежных странах (Великобритания, Италия, США, Франция, Германия, Китай, Венгрия, Сингапур, Израиль, Мексика) снижение ставки по налогу на прибыль для малых предприятий на общем режиме налогообложения - это главный пункт в поддержке малого предпринимательства.

Еще одна проблема для малого предпринимательства - действие двух режимов налогообложения - с НДС и без НДС, что приводит к проблемам в сотрудничестве субъектов предпринимательства. При этом некоторые из таких режимов уже доказывают свою неэффективность. Вместе с тем, для всех субъектов предпринимательства ставка по налогу на прибыль единая и составляет 20%, по НДФЛ - 13%.

Интересным для применения в России представляется опыт зарубежных стран, касающийся освобождения малых предприятий от авансовых платежей в первые годы их становления или в зависимости от размера их выручки (Великобритания).



Опыт применения индикаторного налога представляется довольно выгодным как для налогоплательщиков, так и для государства. Когда ставка налога зависит не от прибыли организации, а от иных факторов. Подобные механизмы можно вводить в отношении субъектов малого предпринимательства, занятых в специфических отраслях (мореходной или в зависимости от географической зоны).

Децентрализация государственной поддержки малого предпринимательства с переносом ответственности на муниципальный уровень

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

- это перспективный путь. Необходимо ввести критерии, по которым будет происходить оценка развития малого предпринимательства на уровне муниципалитетов: количество субъектов малого предпринимательства, уровень заработных плат, каков был прирост в количественном составе и сколько субъектов прекратили свою деятельность, количество налоговых правонарушений. В настоящий момент такая оценка не производится на уровне городов.

Последствия, вызванные эпидемией коро-навируса, требуют большего количества мер государственной поддержки. Те меры, которые были приняты, не достаточны для поддержания и дальнейшего развития малого предпринимательства.

Поэтому следует на законодательном уровне продолжать разрабатывать меры поддержки малого предпринимательства, для уменьшения налоговой нагрузки и отсутствия её повышения для субъектов малого предпринимательства в ближайшие несколько лет.

В связи с чем в ближайшее время необходима либерализация подходов, связанных с кодами ОКВЭД, а именно упрощение процедуры получения статуса малого предпринимательства для налоговых целей; введения права на получение отсрочки (рассрочки) по не перечисленным в Постановлении Правительства РФ от 02.04.2020 г. № 409 видам сборов (экологический сбор и т.д.) в упрощенном порядке; четкое закрепление в законе дозволений учитывать в расходах налоговой базы расходы, понесенные в связи с кризисом: от расходов на закупку материалов до расходов на выплаты, на компенсации сотрудникам.

В том числе во всех регионах необходимо ввести освобождение от уплаты налога на имущество с законсервированных или фактически не используемых объектов.

Список литературы:

[1] Исламова Р.Р. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы развития // Научные исследования и разработки студентов: сб. материалов VII. - 2018. - С. 256 - 259.


[2] Быркова Е. Малый бизнес в России: цифры и факты // Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД»: сайт. URL: http:// провэд.рф/economics/business/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-faktv.html (дата обращения: 15.03.2020).

[3] Конева О.В. Влияние внешней среды на развитие малого бизнеса // Вестник КрасГАУ. -2013. - № 12. - С. 59 - 64.

[4] Филонова К.А., Молдован А.А. Налоговые каникулы новым предприятиям как толчок к развитию бизнеса в стране // Аллея науки. - 2018. - Т. 2.

- № 9 (25). - С. 336 - 340.

[5] ТПП предупредила о риске разорения 3 млн предпринимателей из-за вируса. Каждый третий в малом бизнесе рискует продержаться не дольше квартала // Информационное агентство РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/03 /2020/5e7490569a7947467949c77d (дата обращения: 22.04.2020).

Ильин А.Ю., Царева О.Е. Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы развития управление образованием // Образование и право. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-subektov-malogo-predprinimatelstva-problemy-i-perspektivy-razvitiya-upravlenie-obrazovaniem (дата обращения: 04.03.2023).

Ильин А.Ю., and Царева О.Е.. "Налогообложение субъектов малого предпринимательства: проблемы и перспективы развития управление образованием" Образование и право, no. 4, 2021, pp. 245-250. doi:10.24412/2076-1503-2021-4-245-250

Научный журнал

 

  • Выпуск журнала № 12 (часть 2) за 2020 год

Информация о статье



  • Журнал

Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 12 (часть 2) – С. 284-290

  • Дата публикации

28.12.2020

  • Страницы

284–290

АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Демидова Н.Е.  1 Шершова Е.В.  1


1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ

Введение

Малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает одним из основных сегментов рыночной экономики, оказывающих существенное влияние на развитие народного хозяйства, рост конкурентоспособности отрасли, активизацию внедрения инноваций, создание рабочих мест и обеспечение существенной доли населения доходами, предоставление социальной защиты и повышение благосостояния населения. Следовательно, от степени эффективности функционирования МСП в стране во многом зависят темпы экономического роста и структура ВВП.

Малый и средний бизнес – это основа рыночных отношений, в значительной степени определяющая социально-экономическое положение государства и являющаяся одним из способов для решения комплекса проблем в различных сферах деятельности.

Целью данной работы является характеристика малого и среднего бизнеса в России на современном этапе его развития, рассмотрение предпринимательской активности в стране, выявление проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП, а также обозначение способов, направленных на повышение эффективности работы малого и среднего бизнеса.

Материал и методы исследования

Методологической основой данной статьи послужили общенаучные методы исследования, а именно сравнительный, логический и статистический анализ. С помощью приведенных методов рассматривается текущее состояние малого и среднего бизнеса в России, а также проводится анализ проблем и перспектив развития МСП в стране. Кроме того, в исследование применяются эмпирические методы в рамках изучения источников информации, касающихся вопросов функционирования малого и среднего предпринимательства. В процессе подготовки материала особое внимание обращалось на данные аналитических центров, социологических опросов, национальных отчетов, ведущих исследования в области предпринимательства. Помимо перечисленных методов в работе используются обобщение полученного материала, а с целью наглядного представления результатов исследования применяется графический метод визуализации данных.