Файл: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства опыт и совершенствование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящий момент система налогового стимулирования имеет как достоинства, так и недостатки. Так, субъекты малого предпринимательства имеют право на применение специальных налоговых режимов; применение налоговых каникул; снижение ставок по налогам при условии осуществления деятельности в определенных сферах (социальной, научной, сельскохозяйственной), на определенных территориях (ОЭЗ, ТОСЭР, РИП, федеральный и региональный СПИК); освобождение от обязанности уплачивать налог в зависимости от определённых условий; упрощенный налоговый учет и непредоставление налоговой отчетности при определенных условиях; налоговые вычеты; применение налоговых льгот, установленных региональными и местными властями; консультационную и информационную поддержку посредством обращения в организации по поддержке малого предпринимательства или к уполномоченному по защите прав предпринимателей.
Согласно Основным направлениям государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы, утверждённому Минэкономразвития России, налоговое стимулирование - это один из инструментов поддержки субъектов малого бизнеса, как одного из основных ресурсов для развития инновационного сектора экономики и развития регионов1.
В России, как отмечает Е. Быркова, «предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых» [2]. Связано это с небольшим сроком существования малых предприятий.
О сокращении деловой активности можно сделать выводы, исходя из динамики числа занятых в экономических субъектах малого и среднего бизнеса. На начало 2015 г. в этой сфере трудилось 18.4 млн чел., из них 27% осуществляли трудовую деятельность у индивидуальных предпринимателей, а 73% - это работники организаций. На начало 2020 г. 14.87 млн чел. было занято в малом и среднем бизнесе.
Российскими учеными высказывается мнение о том, что причинами такой низкой заинтересованности в открытии малого предприятия и в его развитии на долгосрочной основе являются неэффективное использование инструментов государственной поддержки малого бизнеса, наличие отрицательного воздействия внешней среды [3].
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г. отмечается, что сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населе-нию2.
В принятом Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» были поставлены задачи в сфере развития и поддержки МСП. В их число входят увеличение численности занятых в сфере МСП, включая ИП, до 25 млн чел. и увеличение доли МСП в ВВП с 22.9% до 32.5%. Также доля экспорта малых предпринимателей в общем объеме несырьевого экспорта должна вырасти с 8.6% до 10%.
В рамках данной статьи рассмотрим пути решения наиболее актуальных проблем, возникающих при налогообложении малого предпринимательства.
С 2019 г. для субъектов малого предпринимательства изменился состав плательщиков, которые имеют право на пониженные тарифы страховых взносов. Ранее для некоторых видов деятельности на упрощенном режиме налогообложения и ПСН, а также для аптек и фармацевтов на ЕНВД были предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, а именно 20% -на ОПС (до предельной базы) и 0% - на ОМС и на ОСС. С 2019 г. действие льготы прекращено. Если нет права на применение иных льгот, то в настоящий период, следует применять общий тариф, а именно в размере 30% вместо 20%3.
1 См.: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // Минэкономразвития России: сайт. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876 ab0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/ (дата обращения: 11.02.2020).
2 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 г. № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Письмо ФНС России от 07.05.2019 г. № БС-4-11/8569 «По вопросам применения плательщи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
Использование механизма налоговых каникул считается пережитком прошлого для многих развитых стран. Причина - использование налоговых каникул в целях ухода от налогообложения, а также неэффективность данной преференции по сравнению с иными. При этом во время активного использования налоговых каникул в развитых странах (1980 - 1990 гг.), такая преференция могла применяться всеми субъектами малого предпринимательства без исключения в первые несколько лет своего становления [4].
В России данный механизм существует и развивается, особенно в период пандемии. Использование налоговых каникул позволяет развивать предпринимательскую инициативу, путем предоставления возможности использования налоговых каникул без ограничения по сферам деятельности или расширить ограничения, без ограничения по правовому статусу (позволить использовать и юридическим лицам). Целесообразно также разрешить использовать данную преференцию ИП, которые регистрируются не впервые, но с предоставлением им минимальной налоговой ставки, а не нулевой.
Наиболее обременительными налогами являются НДС, страховые взносы, налог на прибыль организаций и НДФЛ.
В настоящий момент, учитывая опыт многих зарубежных стран (Венгрия, Сингапур, Франция), актуальным представляется предоставление права на освобождение от НДС по желанию малых предприятий. То есть малое предприятие имеет право на освобождение от НДС или право зарегистрироваться в качестве плательщика НДС. Например, когда малое предприятие переходит с УСН или ПСН на ОСНО, ему может потребоваться право на освобождение от уплаты НДС на определенный срок.
Сокращение общеустановленного налогового периода по НДС до одного года является эффективной мерой поддержки малого предпринимательства (яркий пример - Швеция). Преференция может быть применена по желанию налогоплательщика взамен месячного налогового периода.
Тарифы по страховым взносам представляются слишком высокими для малого бизнеса, в особенности осуществляющего деятельность в сфере услуг.
В настоящий момент в связи с распространением коронавирусной инфекции тарифы по страховым взносам были снижены в два раза, а именно до 15%. Однако данный тариф установлен только в части выплат в пользу физического
ками страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
лица, определяемой как превышение над МРОТ, который составляет 12 130 тыс. руб.
Представляется, что данная мера введена в качестве временной, пока не будут ликвидированы последствия эпидемии. Такие выводы сделаны на основании того, что еще недавно с 2020 г. сумма обязательных взносов ИП в ПФР и ФОМС должна была вырасти: отчисления в ПФР должны были вырасти на 10.5%, а в ФОМС — на целых 22.4% (расчеты на основе п. 1, 2 ст. 430 НК РФ)1.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов не предусмотрено продление пониженных тарифов в размере 20% по страховым взносам, применяемых с 2012 - 2018 гг. для определенных категорий налогоплательщиков (организаций и ИП, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной областях; аптек, применяющих ЕНВД; ИП, применяющих ПСН)2. То есть налоговая политика государства до возникновения эпидемии не была направлена на снижение тарифов по страховым взносам.
Большое количество малых предприятий закрылось в связи со сложившейся экономической ситуацией. В действующих малых предприятиях большое количество работников остались без работы или им была снижена заработная плата. Произведенное снижение тарифов страховых взносов требовалось в более благоприятные времена. Сейчас же требуется снижение страховых взносов более чем в два раза и не только в части выплат, превышающих МРОТ.
В том числе, учитывая важность сектора инновационной экономики, микропредприятия (в т.ч. ИП), занятые в сфере информационных технологий, необходимо выделить среди малых предприятий, определив для них пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере не более 10% от фонда зарплаты.
В ст. 217, 422 НК РФ определяются доходы и суммы, не подлежащие налогообложению и обложению страховыми взносами соответственно. Выделим недостатки пунктов, которые необоснованно лишают тех или иных субъектов применения льготы.
Согласно п. 10 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, уплаченные работодателями за
1 См.: Минфин России объяснил рост взносов для предпринимателей втрое выше инфляции // Информационное агентство РБК: сайт. URL: https://www.rbc.ru/ economics/06/03/2020/5e617eca9a794784ba24f6a4 (дата обращения: 21.04.2020).
2 См.: Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
оказание медицинских услуг своим работникам, их супругам, родителям, детям (в т.ч. усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций. Фраза «оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций» трактуется налоговыми органами так, что лишь работники организаций на ОСНО, уплачивающих налог на прибыль, могут получить указанную льготу1. К работникам организаций и ИП на специальных налоговых режимах эта льгота не применима. Учитывая, что согласно п. 5 ст. 422 НК РФ суммы платежей (взносов) плательщика по договорам на оказание медицинских услуг работникам не подлежат обложению страховыми взносами, предыдущая статья ущемляет права вышеуказанных работников, и лишает соответствующего преимущества предприятия на специальных налоговых режимах. В связи с этим малые предприятия, применяющие специальные налоговые режимы должны иметь право на применение данной налоговой льготы.
В соответствии с п/п. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. Эта сумма слишком мала, она не менялась с 2016 г.2 Следует установить данную сумму в размере 40 000 руб.
Бремя пенсионного страхования в пенсионной системе России лежит на двух ее основных участниках - ПФР (по выплате пенсий) и страхователе-работодателе (по уплате страховых взносов).
В пенсионной системе большинства зарубежных стран (Великобритания, Германия, Франция, Швеция, США, Япония, Китай и т.д.) застрахованное лицо вносит свой вклад в выплату страховых взносов в виде их софинансирования в размере не меньшем, чем уплачивает работодатель-страхователь. При этом общая величина тарифа по страховым взносам на ОПС в некоторых представленных странах даже ниже, чем в России. Например, во Франции работодатель платит боль-
1 См.: Письмо Минфина России от 24.01.2019 г. № 03-04-05/3804 // Нормативные акты для бухгалтера. - 2019. - № 5.
2 См.: Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. I). - Ст. 4176.
шую часть пенсионных взносов - около 8%, а гражданин - не более 7%. Эти средства формируют дополнительную часть государственной пенсии.
В России застрахованное лицо может также вносить свой вклад в уплату страховых взносов, таким образом снизится бремя работодателя, и он сможет за счет части высвобождающихся средств финансировать профессиональную пенсию, что приведет к увеличению пенсионного обеспечения и не снизит доходы ПФР.
В том числе снижение тарифов страховых взносов более чем в два раза (ниже 15%) для малых предприятий, что было предложено выше, может повысить заинтересованность работодателей не только в развитии обязательной, но и в появлении добровольной накопительной пенсионной системы.
Поддержка в виде предоставления инвестиционных налоговых вычетов, снижения налоговой ставки по налогам на определенных территориях (ОЭЗ, ТОСЭР) или для инвесторов, которые включили свой инвестиционный проект в реестр инвестиционных проектов, инвесторов, являющихся стороной СПИК, как мы выяснили, в основном направлена на стимулирование развития средних, крупных предприятий. Малое предпринимательство зачастую не может вносить необходимые капитальные вложения ввиду небольших оборотов.
Является довольно сложным и запутанным действующий в России механизм получения отсрочки (рассрочки) в случае форс-мажорных обстоятельств. В связи с этим, представляется необходимым указать органы, которые уполномочены выдавать все документы, подтверждающие право на получение отсрочки (рассрочки).
Для развития малого предпринимательства, предприятиям, применяющим УСН, необходимо разрешить регистрироваться в качестве плательщиков НДС в целях обеспечения их сотрудничества с плательщиками НДС и уменьшения разрыва между малым, средним и крупным предпринимательством. Причем возможно введение НДС в УСН с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога.