Файл: Расчёт лётных характеристик продольной устойчивости и управляемости дозвукового самолёта Ил76.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 9 – Максимальные вертикальные скорости
В точке пересечения кривой с осью высот определяется теоретический потолок , а при практический потолок
Рисунок 10 – Барограмма набора высоты
1.4 Взлётные и посадочные характеристики самолёта
Взлетная дистанция самолета состоит из двух участков: наземного - разбега до скорости отрыва и воздушного – разгона от скорости отрыва до безопасной скорости с набором безопасной высоты .
Для современных самолетов с трёхопорным шасси разбег производится на трех колесах до скорости подъема передней стойки шасси, равной (0,9...0,95) . Затем угол атаки увеличивается до значения , соответствующего , и при достижении скорости отрыва происходит плавный отрыв самолёта от земли.
Скорость отрыва определяется выражением (19)
Тяга при отрыве от земли приближенно равна для ТРД: , – статическая тяга на взлётном режиме ( ). Тогда . Угол атаки при отрыве (град) выбирается из условия, чтобы при поднятой передней стойке шасси между хвостовой частью самолета и землей оставался безопасный зазор 0,2...0,4 м. Принимаем , тогда
. Скорость отрыва по формуле (19) будет равна:
Для приближенных расчетов длина разбега определяется при среднем значении тангенциальной перегрузки, соответствующей средней скорости и средней тяге . Длина разбега может быть найдена с помощью формулы (20)
, , принимаем , тогда , . Значение коэффициента трения принимаем для бетонной ВПП, .
Тогда длина разбега по формуле (20) будет равна:
После отрыва самолет переводится в неустановившийся набор безопасной высоты: м. Безопасную скорость в конце участка набора можно принять равной 1,25 .
Длина воздушного участка взлёта находиться с помощью выражения (21)
где – средняя величина тяги двигателей на воздушном участке, приближённо равная ;
– среднее аэродинамическое качество, примерно соответствующее , тогда .
Длина воздушного участка по формуле (21) будет равна:
Длину взлётной дистанции можно оценить с помощью формулы (22)
Посадочная дистанция, как и взлетная, состоит из двух участков: воздушного и наземного.
Длина воздушного участка посадки находиться с помощью формулы (23)
где – условное среднее качество самолёта в посадочной конфигурации с работающим двигателем на воздушном участке. Принимаем для ТРДД . Высота начала посадочного снижения принимается равной 15 м.
Посадочная скорость определяется по формуле (24)
где – масса самолёта при посадке, которую приближённо оценить в выражении (25)
Значение определяется по зависимости в посадочной конфигурации самолета для посадочного угла атаки , который можно принять равным . Тогда .
Скорость снижения в начале посадочной дистанции (формула 26) должна быть не менее 1,3 минимальной скорости горизонтального полета самолета в посадочной конфигурации на нулевой высоте:
Посадочная скорость по формуле (24) будет равна:
Длина воздушного участка посадки по формуле (23) будет равна:
При пробеге на самолет действуют те же силы, что и при разбеге, с той разницей, что тяга двигателей соответствует режиму земного малого газа или (при возможности реверсирования) может быть отрицательной.
Для приближенных расчетов длина пробега определяется выражением (27) при среднем значении тангенциальной перегрузки, соответствующей средней скорости:
где – приведённый коэффициент трения (с учётом торможения колёс), .
Примем тягу на участке пробега , соответствующую режиму малого газа: . Аэродинамические коэффициенты и соответственно равны для стояночного угла атаки : и .
Длина пробега по формуле (27) будет равна:
Длина посадочной дистанции находится по формуле (28)
1.5 Расчёт дальности и продолжительности полёта самолёта
Полная дальность складывается из проекций на горизонтальную плоскость траекторий набора высоты, крейсерского участка и снижения. Её можно найти с помощью выражения (29)
Принимаем крейсерскую высоту , крейсерскую скорость .
Найдём и затраты топлива для режима максимальной скороподъёмности (формула 30). По заданной высоте крейсерского участка определим расстояние по горизонтали, проходимое самолетом при наборе высоты:
где – в м/с,
–в мин, определяется по барограмме подъёма высоты .
Средняя скорость самолёта при наборе вычисляется по формуле (31)
где и – скорости набора соответственно на нулевой и крейсерской высотах.
Тогда:
Расход топлива при наборе высоты самолёта может быть определён с помощью выражения (32)
где – в ;
– тяга всех двигателей в Н;
– в мин.
Значения удельного расхода топлива и тяги определим для номинального режима работы двигателя при на средней высоте полёта .
Величину тяги и удельного расхода определим по высотно-скоростным характеристикам для и :
По заданной высоте крейсерского участка полёта определим дальность участка снижения по формуле (33)
где – условное качество при снижении самолёта с работающими двигателями.
Принимаем , тогда по формуле (33)
Время снижения приближённо равно: