Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мария М. нарисовала календарь, что может говорить о положительном отношении к школе, важности для ребенка планирования учебного времени.

Полина В. представила на рисунке компьютер, который стоит в классе. Это говорит о положительном отношении к школе с преобладанием внешней мотивации.

Вячеслав К. представил ученика на турнике, что свидетельствует о сформированности положительного отношения к школе с преобладанием игровых мотивов учения.

Иван А. изобразил классную доску, что свидетельствует об ориентации на внешние школьные атрибуты.

По полученным результатам исследования высокий уровень готовности к школе имеют 5 обследованных обучающихся, 2 имеют средний уровень, 1– низкий уровень. У большинства диагностируемых учеников отсутствует психосоматическая симптоматика. У 1 из обучающихся присутствуют психосоматические симптомы дезадаптации. Чаще всего это такие симптомы: ребенок утром сонный и вялый; болел в сентябре-октябре. У 1ребенка имеются следующие симптомы: долго не получается уснуть, хотя к вечеру очень устали; тяжело просыпаются; разговаривают во время сна; имеют плохой аппетит. У 1из детей выявлена вялость, утомленность, раздражительность, возбужденность после школы.

Таким образом, в результате проведенного исследования был выявлен уровень адаптации первоклассников. У большинства детей отмечается высокий уровень адаптированности, положительное отношение к школе, наличие учебной мотивации. При этом присутствуют учащиеся, у которых процесс адаптации нарушен, присутствует негативное отношение к школе и низкий уровень мотивационной готовности к обучению.

2.2. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе

Цель: разработка педагогических условий для адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1) создать определенную программу, направленную на адаптацию первоклассников;

2) предоставить описание программы с учетом педагогических условий.

Негативные изменения, наблюдаемые в поведении ребенка, могут указывать на выявленные сложности в процессе прохождения адаптации к школе. Негативными изменениями могут быть чрезмерное возбуждение, агрессия, торможение, уныние, отсутствие желания посещать школу, страх, тревожность.


При неблагоприятном развитии процесса прохождения адаптации наблюдаются изменения в физическом развитии детей, т.е. может замедлиться роста ребенка, снизиться масса тела, повышается частота острых заболеваний у учащихся начальной школы[9].

Для успешно адаптации детей к обучению необходимо создание благоприятной среды. Это предполагает наличие следующих педагогических условий:

1. Режим дня первоклассников.

2. Создание предметно-пространственной среды.

3. Проведение оздоровительной работы.

4. Особая организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в период адаптации.

5. Организация внеурочной деятельности.

6. Взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

Рассмотрим подробнее содержание каждого условия.

Организация режима дня первоклассников предусматривает следующие мероприятия:

– занятия только в первую смену с 8.00-8.30 утра;

– продолжительность урока 35 минут с обязательным проведением не менее двух физических минуток по 1,5-2 минуты;

– ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после уроков;

– пятидневная рабочая неделя.

– плавное и постепенное увеличение учебной нагрузки;

– дополнительные каникулы.

Создание предметно-пространственной среды предусматривает проведение следующих мероприятий:

– обеспечение каждого обучающегося индивидуальным, комфортным рабочим местом, соответствующим всем установленным требованиям;

– расставление парт в учебном кабинете для организации различных форм работы обучающихся – фронтальной, групповой, парной;

– при возможности создание условий для хранения в классе различных учебников и учебных пособий.

Проведение оздоровительной работы включает в себя следующие направления:

– организация медико-педагогической диагностики в форме обязательного медицинского осмотра всех первоклассников, оценка их здоровья, а также уровня психолого-педагогической готовности к обучению;

– профилактика заболеваний посредством плановых осмотров, проведения прививочных мероприятий, витаминизации, соблюдения в школе санитарно-гигиенических норм;

– обеспечение оптимального двигательного режима обучающихся – проведение физминуток на уроках, подвижных игр на переменах, динамических пауз, прогулок;

– организация рационального питания с соблюдением всех норм и требований.

Особая организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в период адаптации – это:


– отсутствие домашних заданий в первом классе;

– отсутствие тестов в первом полугодии;

– проведение итогового тестирования в конце учебного года не позднее 20-25 апреля;

– учащиеся не остаются на второй год и обязательно переводятся в следующий класс.

Организация внеурочной деятельности в период адаптации играет важную роль в приспособлении обучающихся к школе. В данном направлении наиболее оптимальными являются следующие формы работы:

– спортивные и оздоровительные мероприятия;

– проектная деятельность;

– мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие с другими участниками образовательного процесса – это сотрудничество с родителями первоклассников посредством следующих форм:

– анкетирование родителей, изучение условий жизни детей в семье;

– совместные мероприятия родителей, детей и учителей;

– консультации для родителей по вопросам адаптации, а также обучения и воспитания младших школьников;

– организация родительских собраний.

Важную роль в организации работы по обеспечению успешной адаптации детей к школе играет школьный психолог, который должен проводить мероприятия по оказанию помощи и поддержки первоклассникам, испытывающих трудности в формировании эмоциональной и коммуникативной сфер. Поиск эффективных путей по преодолению трудностей, которые возникают в учебной деятельности, организовывать с самого первого дня обучения собеседования с каждым ребенком индивидуально.

Собеседование проходит в атмосфере доброжелательности и ориентировано на оптимистичного перспективного первоклассника. Эта работа включает психологическую диагностику готовности детей к обучению в школе, а именно:

– исследование уровня развития познавательных процессов;

– исследование уровня самосознания;

– исследование мотивации;

– исследование социально-психологической готовности (умение общаться в группе сверстников, готовности «играть» социальную роль школьников);

– исследование уровня речевого развития;

На каждого ребенка психолог заполняет анкету, в которой фиксируются данные, помогающие в планировании дальнейшей работы с обучающимися, учителями и родителями, изучены детей, в которых могут оказаться симптомы школьной дезадаптации.

Таким образом, процесс прохождения успешной адаптации во многом зависит от наличия благоприятных условий и разнообразного содержания процесса обучения, организации разнообразных видов деятельности и общения ребенка в семье и школе. Личные качества самого педагога, сохранение близких эмоциональных контактов детей между собой и тем более со взрослыми, постоянное и доброжелательное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей. Сопроводительная деятельность педагогов в период адаптации первоклассников направлена на создание благоприятных условий для успешного обучения и развития ребенка.


Выводы по второй главе

В ходе проведенного исследования были определены методы диагностики, которые позволили определить уровень адаптации учащихся первого класса. К показателям, которые отражают успешность адаптации детей, отнесены оптимальный уровень физического, психического и социального здоровья, умение установить контакт со сверстниками и учителем, социально адекватное поведение, овладение навыками учебной деятельности, положительное эмоциональное отношение, наличие учебной мотивации.

В ходе исследования педагогического сопровождения младших школьников в период адаптации была сформирована система, включающая три взаимосвязанных компонента: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации к школьной жизни, учебе.

Для успешной адаптации первоклассников были определены мероприятия, которые ориентированы не только на обучающихся, но и на родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начало обучения в школе является новым возрастным и ответственным периодом в жизни каждого ребенка, ведущей деятельностью которой становится учебная деятельность. Адаптация к школе означает развитие умения приспособиться ребенку самостоятельно к условиям и требованиям, к учебной деятельности, к новому коллективу.

Исследование влияния готовности к школе, условий развития и воспитания ребенка на процесс адаптации школьников является необходимым условием развития активности и творчества ребенка. Начальная диагностика уровня адаптации первоклассников показала, что по результатам наблюдения и экспертной оценки учителей: большинство детей имеют высокий и средний уровень адаптации.

В качестве психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе были выбраны следующие: оптимальный режим дня, создание предметно-пространственной среды, проведение оздоровительной работы, организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в период адаптации, организация внеурочной деятельности, взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.

В период адаптации необходимо проведение работы в трех взаимосвязанных направлениях: изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей и возможностей в обучении; создание условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения; создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации к школьной жизни, учебе.


Таким образом, целью исследования было выявление уровня адаптации обучающихся к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации. Выдвинутая цель исследования была достигнута, поставленные задачи успешно решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безруких, М. Почему учиться трудно? / М. Безруких, С. Ефремова, Б. Круглов. – М.: Семья и школа, 2017. – 310с.
  2. Беребин, М.А. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики / М.А. Беребин // Тематический сборник научных трудов. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2012. – 155с.
  3. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова. – М.: Академия, 1998. – 205 с.
  4. Валиулина, И.Ф. Особенности адаптации первоклассников к школе / И.Ф. Валиулина // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 474-477
  5. Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей/Л.С.Выготский. – М.: Ленинград, 1935 – 78 с.
  6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2010. – 184с.
  7. Заика, Д.А. Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – №12. – С. 333-335.
  8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2015. – 211с.
  9. Лисина, Е.М. Сущность понятий «школьной адаптации» и «школьной дезадаптации» [Электронный ресурс] / Е.М. Лисина // Электронный журнал Экстернат. РФ. – 01. 02. 2012
  10. Лукьянова, М.И. Развитие психолого-педагогической компетентности учителя / М.И. Лукьянова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 187 с.
  11. Люленкова, О.Ю. Факторы адаптации детей к школе [Электронный ресурс] / О.Ю. Люленкова // Современная психология: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 84-87.
  12. Мухина, В.С. Возрастная психология : учебник / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 253 с.
  13. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Т. 3. Педагогические системы специального образования: учеб. пособие / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 400с.
  14. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие / В.Р. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.
  15. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 480с.
  16. Организация адаптации ребенка в детском саду [Электронный ресурс] / Р.М. Лукьянова, Т.Н. Дашевская, О.А. Кононова //Актуальные задачи педагогики. – Краснодар: Новация 2020. – С. 17-19
  17. Психология социальной работы : учебник для вузов / под ред. М. Гулиной. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
  18. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / авт.-сост. В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. – 142 с.
  19. Ткачева, М.С. Возрастная психология: конспект лекций / М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2003. – 189 с.
  20. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений /Ушинский К.Д. – Изд.: Академия педагогический наук, 1948. – 653 с.
  21. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 1997. – 576 с.
  22. Фукин, А.И. Определение готовности ребенка к школе / А.И. Фукин, Т.Б. Курбатская. – М., 2016. – 120с.