Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У детей, у которых общий уровень развития организма отстает, наблюдается нарушение адаптации к школе[8].

Важное значение для адаптации детей является возраст поступления в первый класс. В научной литературе существуют различные точки зрения относительно того, когда лучше всего начинать процесс обучения в школе, – с шести или с семи лет. В данном случае при определении возраста поступления необходимо исходить из уровня физиологической, психологической и педагогической готовности детей к обучению в школе, уровень сформированности произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных умений и навыков, эмоционально-волевой сферы.

Важным фактором, влияющим на процесс адаптации к школе, является содержание образовательного процесса, а также используемые методы обучения первоклассников. При отборе содержания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их педагогической и психологической готовности к обучению.

Показателем успешности адаптации является также то, посещал ли ребенок дошкольное образовательное учреждение до поступления в школу. Те дети, которые посещали детский сад, легче проходят процесс адаптации и приспосабливаются к новому коллективу.

Значительное влияние на адаптационный процесс оказывает стиль общения педагога, уровень его доброжелательности, открытости. Поведение и профессиональная деятельность учителя должна соответствовать установленным этическим требованиям и нормам. Значительную роль данный фактор играет в работе с первоклассниками, с детьми с низким уровнем педагогической и психологической готовности к обучению в школе, с детьми из неблагополучных семей, с детьми с педагогической запущенностью, с детьми с особыми образовательными потребностями.

Следующий фактор, влияющий на адаптацию к школе, – это состояние здоровья первоклассников. Важную роль играет своевременная и качественная медицинская диагностика, которая позволяет выявить учащихся группы риска по адаптации. К данным учащимся относятся:

– дети с отставанием в биологическом развитии;

– дети с функциональными нарушениями;

– дети с хроническими заболеваниями.

Своевременное медицинское обследование дает возможность выявить детей группы риска и на основе полученных данных разработать рекомендации по их обучению и успешной адаптации к школе.

В процесс адаптации важно организовать наблюдение за детьми на уроках с целью выявления показателей, которые отражают неблагополучие приспособления к школе:


– беспокойство, низкий уровень внимания, рассеянность;

– тревожность в ситуациях, связанных со школьным обучением (например, ответ на уроке);

– агрессивность во взаимоотношениях со сверстниками и учителем;

– недостаточный уровень готовности к урокам.

Тревога в стрессовых ситуациях у первоклассников наблюдается достаточно часто, поэтому необходимо организовывать работу на уроке с обучающими на ее снижение. Качество беспокойства, т.е. непоседливость, а затем и агрессивность встречаются у первоклассников уже реже. У некоторых обучающихся наблюдается отсутствие необходимой подготовки к урокам, связанным с отсутствием возможности сосредоточиться на организации своей деятельности. Следовательно, необходимо выделить основные факторы, влияющие на адаптацию к школе: – недостаточный уровень функциональной подготовленности организма ребенка к школе;

– низкий уровень биологического развития;

– содержание обучения и методики обучения;

– дошкольное пребывание детей в детском саду;

– состояние здоровья.

Таким образом, в процесс адаптации необходимо понимать и учитывать вышеперечисленные факторы с целью их предупреждения и устранения.

Выводы по первой главе

Анализ теоретических основ процесса адаптации позволил выявить и раскрыть основные понятия исследования, дать психологическую характеристику старшего дошкольного возраста и кризиса семи лет, а также определить факторы, влияющие на процесс адаптации детей к школе.

Процесс адаптации к школьному обучению определяется многими авторами как «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному обучению в школе».

Поступление в школу приводит к радикальному изменению системы социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который наступает в возрасте 6-7 лет. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является особо важным результатов его психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

При рассмотрении вопроса о школьной готовности ребенка было выявлено следующее, что недостаточная сформированность одного из компонентов школьной готовности в основном приводит к трудностям в процессе адаптации к школьному обучению.


II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

2.1. Методы исследования уровня адаптации первоклассников к школе, их организация

Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.

Задачи исследования:

1. Подобрать актуальные методики для выявления уровня адаптации первоклассников к школе.

2. Проанализировать полученные результаты проведенных методик.

3. Выявление потенциальной «группы риска», т.е. детей, входящих в эту группу, чье дальнейшее обучение и воспитание в школе связано с существенными трудностями.

В процессе изучения уровня прохождения адаптации были использованы следующие методики:

1. Опрос учителя с помощью опросника Л.М. Ковалевой, H. H. Тарасенко (определение уровня дезадаптации и выявляем факторы, которые ей способствуют).

Данный опросник позволяет выявить особенности поведения ребенка в период адаптации. Опросник разделен на две части. При обработке ответов показатели, которые представлены в левой части, оцениваются в 1 балл, в правой части – в 2 балла. Максимальное количество баллов по данной методике составляет 70. Бланк опросника представлена в Приложении 1.

2. Опрос-анкетирование родителей.

Анкета включает 10 вопросов, которые позволяют получить информацию о том, есть у ребенка желание посещать школу, как часто он болеет, соблюдает ли режим дня, испытывает ли трудности адаптации. Вопросы к анкете представлены в Приложении 2.

3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).

Объект исследования: в исследовании принимали участие 6обучающихся в возрасте 6-7 лет (из них 2 мальчика и 4 девочки), которые обучаются по основной общеобразовательной программе.

При использовании диагностических и коррекционных методик организации процесса обучения происходит изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также всесторонний полный учет полученных результатов его учебной деятельности, прогресса в усвоении программного материала.

Проанализировав реакцию детей на школьную нагрузку, можно использовать такие методы диагностики уровня адаптации детей к школе, как наблюдение за детьми, проведение анкетирования родителей, беседы с детьми и родителями, анализ результатов учебной деятельности.


По итогам наблюдения и анализа результатов, полученных с помощью других методов исследования уровня адаптации, педагога составляет характеристику классного коллектива, в которой отражает особенности адаптации всех обучающихся. Полученные данные позволяют дать оценку характеру школьной адаптации каждому из обучающихся индивидуально, построить дальнейшую работу при необходимости подключая педагога-психолога.

Для организации работы по подтягиванию всех неподготовленных функций детского организма к обучению в школе до необходимого уровня, целесообразно использовать в организации работы с такими детьми коррекционные задания. Рассмотрим некоторые из них.

1. Техника «Краски».

Цель: выявить особенности эмоционального отношения первоклассников к обучению в школе.

Оборудование для проведения диагностики: набор красок или цветных карандашей, листы бумаги.

Ход исследования: на листах изображаются 10 кружков, слева от них размещаются слова, связанные со школьной тематикой, например, учитель, портфель, урок, тетрадь, звонок и другие.

Обучающимся дается следующая инструкция: «Посмотрите на слова, написанные на листе, и раскрасьте кружки в любой цвет».

Анализ проводится на основании выбранных цветов для каждого представленного слова. Темные оттенки свидетельствуют о том, что ребенок испытывает преимущественно негативные эмоции, яркие, светлые тона отражают положительное эмоциональное состояние детей в условиях школьного обучения.

Данная методика была проведена с учащимися первого класса. Рассмотрим полученные результаты.

Александра.К. в процессе выполнения задания использовала темные цвета для таких понятий, как «одноклассники», что говорит о трудностях общения со сверстниками, незавершенность процесса приспособления к новому коллективу. В остальных случаях применялись яркие цвета, что позволяет оценить эмоциональное отношение к школе как положительное.

Ксения Б. отметила коричневым цветом понятия «звонок», «учитель». Это говорит о том, что ребенок еще не адаптировался к требованиям учителя, не приспособился к учебному времени. В остальном отмечается успешная адаптация к школе.

Мария М. большинство представленных слов представила в темном цвете, например, слова «урок», «тетрадь», «звонок», «класс» и другие. Это свидетельствует о том, что у ребенка преобладает негативное эмоциональное отношение к процессу учения. Слово «одноклассники» закрашено красным цветом, что может свидетельствовать об агрессивном отношении к сверстникам.


Полина В. также представила большинство слов в темных цветах, при этом слово «учитель» закрашено красным, что может говорить об определенном уровне агрессивности по отношению к педагогу.

В целом у ребенка проявляется негативное отношение к школе, низкий уровень адаптации.

Вячеслав К. демонстрирует положительное эмоциональное отношение к обучению, так как большинство слов представлено в ярких и светлых тонах, кроме понятий «тетрадь» и «звонок». Это говорит о том, что ребенок не приспособился к школьному режиму и любит письменную работу в тетради.

Иван А. темным цветом обозначены понятия «звонок», «книга», «домашнее задание», «тетрадь», что говорит о том, что у ребенка сформировано негативное отношение к школе и к обучению.

2. Метод проективного рисунка «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).

Цель: выявить отношение детей к обучению в школе и основные мотивы учебной деятельности.

Оборудование для проведения диагностики: карандаш, лист бумаги, ластик.

Ход исследования: детям раздаются листы бумаги и карандаши.

Обучающимся дается следующая инструкция: «Вам необходимо подумать и нарисовать то, что больше всего нравится в школе».

Анализ рисунков позволяет выявить отношение к школе, а также ведущие учебные мотивы:

1. В рисунках не соблюдена тема школы, что свидетельствует о том, что:

– учебная мотивация не сформирована, на рисунках представлены игровые мотивы, что говорит о низком уровне мотивационной готовности к обучению в школе;

– проявляется негативизм, отказ рисовать на школьную тему, при этом ребенок изображает, чем любит заниматься; данное поведение свидетельствует о трудностях адаптации, а также о сложности приспособления к школьным требованиям;

– ребенок неправильно понял инструкцию и поставленную задачу.

2. В рисунках соблюдена тема школы, что дает выявить ведущие учебные мотивы:

– познавательные мотивы – это изображение учителя, учеников, доски с заданиями и другие рисунки, связанные с процессом обучения;

– мотивы, связанные с интересом к внеурочной деятельности, – это рисунки с учениками на перемене, школьном дворе и другие;

– игровые мотивы – это рисунки учеников с игрушками, игровыми атрибутами.

Рассмотрим результаты, которые получены по данной методике.

Александра К. выполнила рисунок на школьную тему – представила учителя у доски. Это показатель сформированности учебной мотивации, наличие познавательных мотивов.

Ксения Б. изобразила такие предметы, как портфель и краски. Данные изображения в целом отражают положительное отношение к учению, но при этом преобладают внешние мотивы обучения, ориентированные на школьные атрибуты, а не на познавательную деятельность.