Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Большая численность граждан Российской Федерации и лиц, проживающих на её территории, создает огромное поле работы по администрированию и взиманию налогов с физических лиц.

Налоговый кодекс Российской Федерации является очень ёмким, сложным и далеко не единственным нормативно-правовым актом, который регулирует правоотношения в сфере налогов и сборов, в том числе в отношении физических лиц.

Многообразие нормативно-правовых актов всех уровней (федерального, регионального и местного), сложная процедура и жесткие сроки декларирования и уплаты налоговых платежей, создают физическим лицам ряд проблем, когда становится необходимым определить личные налоговые обязательства каждого физического лица с учётом льгот и ставок, применяемых конкретно в каждом субъекте Российской Федерации.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что налоги, уплачиваемые физическими лицами в Российской Федерации, являются одними из основных по величине налоговых поступлений в бюджет страны. Поскольку статус налогоплательщика физическое лицо получает при рождении. А установленные на данный момент налоги уплачивают десятки миллионов человек - более половины всего населения страны.

Кроме того, существенная часть населения Российской Федерации имеет крайне низкие доходы и живет за чертой бедности. При этом граждане все равно должны оплачивать налоги в связи с наличием у них объектов налогообложения: земельных участков, жилых помещений (комнат, квартир), транспортных средств и других объектов. Однако, далеко не в каждом субъекте РФ на уровне регионального и местного законодательства в настоящее время приняты нормативно-правовые акты, обеспечивающие наличие льгот по всем группам социально незащищенных групп населения.

В связи с этим, а также потому, что в последние годы Федеральная налоговая служба России ввела в промышленную эксплуатацию новый программный комплекс АСК-НДС-2 для контроля за уплатой юридическими лицами НДС, еще более широкое распространение получили схемы уклонения от уплаты налогов с привлечением физических лиц, которые обналичивают денежные средства, сокрытые от налогообложения юридическими лицами.

Схемы, связанные с обналичиванием денежных средств юридических лиц, позволяют последним выплачивать заработную плату физическим лицам «в конвертах», в связи с чем, бюджет недополучает налоги и пенсионные страховые взносы. А физические лица, в свою очередь, лишаются пенсионных начислений, необходимых для назначения пенсии по старости, и не могут воспользоваться предусмотренными налоговыми вычетами.


Между тем, налоги, взимаемые с физических лиц, должны обеспечивать решение сразу нескольких задач: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан.

Объектом изучения в данной работе выступает налогообложение физических лиц в Российской Федерации.

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

Задачами данной работы является:

- исследование порядка исчисления и уплаты основных налогов физических лиц, существующих в настоящее время;

- изучение применяемых незаконных налоговых схем;

- выявление путей совершенствования налогообложения физических лиц для соблюдения баланса интересов бюджета и физических лиц.

Теоретические аспекты налогообложения физических лиц.

Виды налогов, взимаемых с физических лиц.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[1].

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.


Таким образом, существует явная разница между налогом, который является обязательным и безвозмездным платежом; сбором, который гражданину необходимо уплатить за оказание конкретной возмездной государственной услуги (например, государственная пошлина за регистрацию транспортного средства), и страховыми взносами, которые обеспечивают права граждан на обращение за медицинским обслуживанием, за назначением пенсий по старости и инвалидности и используются для решения иных задач, связанных с социальным обеспечением населения.

Физические лица получают статус налогоплательщика с момента своего рождения. При наличии доходов и при обладании объектами налогообложения физические лица вступают в экономические правоотношения с государством, в ходе которых формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория, налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и несут определенные четкие функции, которые выделяют налоги из всей совокупности финансовых отношений.

Существует три основные функции налогов:

- фискальная;

- контрольная;

- распределительная.

Фискальная функция – основная и характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов организаций и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной бюджетной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры, библиотеки, образовательные и спортивные учреждения, медицина и так далее). Именно фискальная функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция позволяет осуществлять надзор за своевременностью и полнотой декларируемых и перечисляемых в бюджет налогов. Для осуществления контрольной функцией налоговые органы страны наделены властными полномочиями проводить мероприятия налогового контроля (допросы, осмотры, экспертизы, выездные и камеральные налоговые проверки и другие контрольные мероприятия). Также, в контрольную функцию входит система штрафных санкций за неисполнение организациями и гражданами своих обязанностей по исчислению и перечислению налогов в бюджеты всех уровней. В полномочия налоговых органов страны входит право принудительного изъятия денежных средств и имущества у организаций и граждан, не исполняющих свои налоговые обязанности (списание денежных средств со счетов, арест имущества и его последующая реализация).


Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции.

Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

В налоговой системе России существует налоги трех уровней[2]:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги и сборы.

Основными видами налогов физических лиц являются:

- налог на доходы физических лиц[3];

- налог на имущество физических лиц[4];

- транспортный налог[5];

- земельный налог[6];

- налог на профессиональный доход[7].

Общие условия и порядок налогообложения физических лиц имущественными налогами в соответствии с законодательством РФ.


Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения[8], а именно:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Элементы налогообложения устанавливаются для каждого вида налога отдельно. Кроме того, в зависимости от отнесения налогов к федеральным, региональным или местным, элементы налогообложения могут применяться с учетом нормативно-правовых актов и законов субъектов Российской Федерации на региональном уровне, и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований на местном уровне[9].

Например, налог на доходы физических лиц является федеральным налогом и регулируется нормами Налогового кодекса РФ.

В свою очередь, налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, а транспортный налог является региональным налогом. Вследствие чего, помимо норм, установленных Налоговым кодексом РФ, субъекты РФ и местные власти принимают законы и иные нормативно-правовые акты, в которых могут устанавливать иные размеры ставок налогов, налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, устанавливать перечни таких категорий физических лиц.

Нормативно-правовые акты и законы субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Налоговому кодексу, который является нормативно-правовым актом высшей юридической силы. Поэтому региональные и местные нормативно-правовые акты могут приниматься в тех пределах, которые предоставлены Налоговым кодексом РФ.

Вследствие того, что для большей части населения, не имеющей специального образования, процесс работы с информацией по личным имущественным налогам (земля, транспорт и недвижимость) является трудоемким и часто непосильным, Федеральная налоговая служба на своем сайте разработала специальный информационный сервис по видам налогов, регионам и категориям налогоплательщиков.

Для получения информации о льготах, налоговых ставках и других элементах налогообложения, физическому лицу достаточно отметить галочкой вид налога, установить налоговый период (год), и отметить субъект Российской Федерации.