Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы исследования уровня адаптации первоклассников к школе, их организация
2.2. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе
У детей, у которых общий уровень развития организма отстает, наблюдается нарушение адаптации к школе[8].
Важное значение для адаптации детей является возраст поступления в первый класс. В научной литературе существуют различные точки зрения относительно того, когда лучше всего начинать процесс обучения в школе, – с шести или с семи лет. В данном случае при определении возраста поступления необходимо исходить из уровня физиологической, психологической и педагогической готовности детей к обучению в школе, уровень сформированности произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных умений и навыков, эмоционально-волевой сферы.
Важным фактором, влияющим на процесс адаптации к школе, является содержание образовательного процесса, а также используемые методы обучения первоклассников. При отборе содержания необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся, уровень их педагогической и психологической готовности к обучению.
Показателем успешности адаптации является также то, посещал ли ребенок дошкольное образовательное учреждение до поступления в школу. Те дети, которые посещали детский сад, легче проходят процесс адаптации и приспосабливаются к новому коллективу.
Значительное влияние на адаптационный процесс оказывает стиль общения педагога, уровень его доброжелательности, открытости. Поведение и профессиональная деятельность учителя должна соответствовать установленным этическим требованиям и нормам. Значительную роль данный фактор играет в работе с первоклассниками, с детьми с низким уровнем педагогической и психологической готовности к обучению в школе, с детьми из неблагополучных семей, с детьми с педагогической запущенностью, с детьми с особыми образовательными потребностями.
Следующий фактор, влияющий на адаптацию к школе, – это состояние здоровья первоклассников. Важную роль играет своевременная и качественная медицинская диагностика, которая позволяет выявить учащихся группы риска по адаптации. К данным учащимся относятся:
– дети с отставанием в биологическом развитии;
– дети с функциональными нарушениями;
– дети с хроническими заболеваниями.
Своевременное медицинское обследование дает возможность выявить детей группы риска и на основе полученных данных разработать рекомендации по их обучению и успешной адаптации к школе.
В процесс адаптации важно организовать наблюдение за детьми на уроках с целью выявления показателей, которые отражают неблагополучие приспособления к школе:
– беспокойство, низкий уровень внимания, рассеянность;
– тревожность в ситуациях, связанных со школьным обучением (например, ответ на уроке);
– агрессивность во взаимоотношениях со сверстниками и учителем;
– недостаточный уровень готовности к урокам.
Тревога в стрессовых ситуациях у первоклассников наблюдается достаточно часто, поэтому необходимо организовывать работу на уроке с обучающими на ее снижение. Качество беспокойства, т.е. непоседливость, а затем и агрессивность встречаются у первоклассников уже реже. У некоторых обучающихся наблюдается отсутствие необходимой подготовки к урокам, связанным с отсутствием возможности сосредоточиться на организации своей деятельности. Следовательно, необходимо выделить основные факторы, влияющие на адаптацию к школе: – недостаточный уровень функциональной подготовленности организма ребенка к школе;
– низкий уровень биологического развития;
– содержание обучения и методики обучения;
– дошкольное пребывание детей в детском саду;
– состояние здоровья.
Таким образом, в процесс адаптации необходимо понимать и учитывать вышеперечисленные факторы с целью их предупреждения и устранения.
Анализ теоретических основ процесса адаптации позволил выявить и раскрыть основные понятия исследования, дать психологическую характеристику старшего дошкольного возраста и кризиса семи лет, а также определить факторы, влияющие на процесс адаптации детей к школе.
Процесс адаптации к школьному обучению определяется многими авторами как «перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному обучению в школе».
Поступление в школу приводит к радикальному изменению системы социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который наступает в возрасте 6-7 лет. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является особо важным результатов его психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
При рассмотрении вопроса о школьной готовности ребенка было выявлено следующее, что недостаточная сформированность одного из компонентов школьной готовности в основном приводит к трудностям в процессе адаптации к школьному обучению.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1. Методы исследования уровня адаптации первоклассников к школе, их организация
Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.
Задачи исследования:
1. Подобрать актуальные методики для выявления уровня адаптации первоклассников к школе.
2. Проанализировать полученные результаты проведенных методик.
3. Выявление потенциальной «группы риска», т.е. детей, входящих в эту группу, чье дальнейшее обучение и воспитание в школе связано с существенными трудностями.
В процессе изучения уровня прохождения адаптации были использованы следующие методики:
1. Опрос учителя с помощью опросника Л.М. Ковалевой, H. H. Тарасенко (определение уровня дезадаптации и выявляем факторы, которые ей способствуют).
Данный опросник позволяет выявить особенности поведения ребенка в период адаптации. Опросник разделен на две части. При обработке ответов показатели, которые представлены в левой части, оцениваются в 1 балл, в правой части – в 2 балла. Максимальное количество баллов по данной методике составляет 70. Бланк опросника представлена в Приложении 1.
2. Опрос-анкетирование родителей.
Анкета включает 10 вопросов, которые позволяют получить информацию о том, есть у ребенка желание посещать школу, как часто он болеет, соблюдает ли режим дня, испытывает ли трудности адаптации. Вопросы к анкете представлены в Приложении 2.
3. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).
Объект исследования: в исследовании принимали участие 6обучающихся в возрасте 6-7 лет (из них 2 мальчика и 4 девочки), которые обучаются по основной общеобразовательной программе.
При использовании диагностических и коррекционных методик организации процесса обучения происходит изучение индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также всесторонний полный учет полученных результатов его учебной деятельности, прогресса в усвоении программного материала.
Проанализировав реакцию детей на школьную нагрузку, можно использовать такие методы диагностики уровня адаптации детей к школе, как наблюдение за детьми, проведение анкетирования родителей, беседы с детьми и родителями, анализ результатов учебной деятельности.
По итогам наблюдения и анализа результатов, полученных с помощью других методов исследования уровня адаптации, педагога составляет характеристику классного коллектива, в которой отражает особенности адаптации всех обучающихся. Полученные данные позволяют дать оценку характеру школьной адаптации каждому из обучающихся индивидуально, построить дальнейшую работу при необходимости подключая педагога-психолога.
Для организации работы по подтягиванию всех неподготовленных функций детского организма к обучению в школе до необходимого уровня, целесообразно использовать в организации работы с такими детьми коррекционные задания. Рассмотрим некоторые из них.
1. Техника «Краски».
Цель: выявить особенности эмоционального отношения первоклассников к обучению в школе.
Оборудование для проведения диагностики: набор красок или цветных карандашей, листы бумаги.
Ход исследования: на листах изображаются 10 кружков, слева от них размещаются слова, связанные со школьной тематикой, например, учитель, портфель, урок, тетрадь, звонок и другие.
Обучающимся дается следующая инструкция: «Посмотрите на слова, написанные на листе, и раскрасьте кружки в любой цвет».
Анализ проводится на основании выбранных цветов для каждого представленного слова. Темные оттенки свидетельствуют о том, что ребенок испытывает преимущественно негативные эмоции, яркие, светлые тона отражают положительное эмоциональное состояние детей в условиях школьного обучения.
Данная методика была проведена с учащимися первого класса. Рассмотрим полученные результаты.
Александра.К. в процессе выполнения задания использовала темные цвета для таких понятий, как «одноклассники», что говорит о трудностях общения со сверстниками, незавершенность процесса приспособления к новому коллективу. В остальных случаях применялись яркие цвета, что позволяет оценить эмоциональное отношение к школе как положительное.
Ксения Б. отметила коричневым цветом понятия «звонок», «учитель». Это говорит о том, что ребенок еще не адаптировался к требованиям учителя, не приспособился к учебному времени. В остальном отмечается успешная адаптация к школе.
Мария М. большинство представленных слов представила в темном цвете, например, слова «урок», «тетрадь», «звонок», «класс» и другие. Это свидетельствует о том, что у ребенка преобладает негативное эмоциональное отношение к процессу учения. Слово «одноклассники» закрашено красным цветом, что может свидетельствовать об агрессивном отношении к сверстникам.
Полина В. также представила большинство слов в темных цветах, при этом слово «учитель» закрашено красным, что может говорить об определенном уровне агрессивности по отношению к педагогу.
В целом у ребенка проявляется негативное отношение к школе, низкий уровень адаптации.
Вячеслав К. демонстрирует положительное эмоциональное отношение к обучению, так как большинство слов представлено в ярких и светлых тонах, кроме понятий «тетрадь» и «звонок». Это говорит о том, что ребенок не приспособился к школьному режиму и любит письменную работу в тетради.
Иван А. темным цветом обозначены понятия «звонок», «книга», «домашнее задание», «тетрадь», что говорит о том, что у ребенка сформировано негативное отношение к школе и к обучению.
2. Метод проективного рисунка «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова).
Цель: выявить отношение детей к обучению в школе и основные мотивы учебной деятельности.
Оборудование для проведения диагностики: карандаш, лист бумаги, ластик.
Ход исследования: детям раздаются листы бумаги и карандаши.
Обучающимся дается следующая инструкция: «Вам необходимо подумать и нарисовать то, что больше всего нравится в школе».
Анализ рисунков позволяет выявить отношение к школе, а также ведущие учебные мотивы:
1. В рисунках не соблюдена тема школы, что свидетельствует о том, что:
– учебная мотивация не сформирована, на рисунках представлены игровые мотивы, что говорит о низком уровне мотивационной готовности к обучению в школе;
– проявляется негативизм, отказ рисовать на школьную тему, при этом ребенок изображает, чем любит заниматься; данное поведение свидетельствует о трудностях адаптации, а также о сложности приспособления к школьным требованиям;
– ребенок неправильно понял инструкцию и поставленную задачу.
2. В рисунках соблюдена тема школы, что дает выявить ведущие учебные мотивы:
– познавательные мотивы – это изображение учителя, учеников, доски с заданиями и другие рисунки, связанные с процессом обучения;
– мотивы, связанные с интересом к внеурочной деятельности, – это рисунки с учениками на перемене, школьном дворе и другие;
– игровые мотивы – это рисунки учеников с игрушками, игровыми атрибутами.
Рассмотрим результаты, которые получены по данной методике.
Александра К. выполнила рисунок на школьную тему – представила учителя у доски. Это показатель сформированности учебной мотивации, наличие познавательных мотивов.
Ксения Б. изобразила такие предметы, как портфель и краски. Данные изображения в целом отражают положительное отношение к учению, но при этом преобладают внешние мотивы обучения, ориентированные на школьные атрибуты, а не на познавательную деятельность.