Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выразительность чтения проявляется в умении учеником правильно использовать логические ударения, умение ставить в нужных местах паузы, находить верную интонацию, читать громко и отчетливо. Эти навыки необходимы для того, чтобы с помощью них ученик смог выделить нужное слово или фразу, которые обладают наибольшей значимостью для слушателя. Чтобы научить читать выразительно, нужно довести до автоматизма технику чтения. Даже на начальных этапах следует обращать внимание учеников не только на то, что нужно использовать паузы и постановку логического ударения, но и находить нужную интонацию, которую им подсказывают знаки препинания [Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежногоконтроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детейчтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994 – 48 с.].

Выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон и сила голоса, тембр высказывания, паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением[Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.]. Раскроем основные понятия.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок образует звук, который называется голосом. Он имеет свойства: силу, высоту, качество (тембр). Все они являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука – та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость – отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное… Разгадка несоответствия силы и громкости звуков – в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы»[
Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.].

Под полнозвучностью голоса следует понимать его громкость. Одно из выразительных средств – смена силы голоса. Говорить можно громко, средне и тихо, зависит это от содержания самого произведения и задумки автора. Впечатление единообразия вызывает только громкое или наоборот только тихое чтение, чего мы стараемся избегать при обучении учащихся выразительному чтению.

Тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже на протяжении определенного отрезка речи. Чтобы голос легче переходил от низкого тона к высокому и наоборот, необходимо развивать его гибкость и диапазон.

Помимо высоты, силы и длительности, звучание голоса различается также по своему качеству, то есть по окраске голоса – тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса»[Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с.].

Интонация – выразительное средство звучащей речи. Конкретный смысл высказывания, его цель, чувство, отношение говорящего к тому, о чем говорится, и к собеседнику (слушателю) можно выразить с помощью интонации. Она организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания или просьбы. Интонация – сложное явление устной речи. В лингвистических работах под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи.

Понятия логическое и фразовое ударение включает работа над выразительностью. Синтагма – цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: «Осень. Осыпается весь наш бедный сад». Слова произносятся слитно от паузы до паузы. Это диктуется смыслом и содержанием предложения.

Логическое ударение следует отличать от фразового, хотя иногда одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение, таким образом, совпадая. Главные по мысли слова в предложении выделяются тоном голоса и силой выдыхания, они выдвигаются на первый план, тем самым подчиняя себе остальные слова в смысловом отношении, это и называется логическим ударением. Оно крайне важно в устной речи.[

Шишкова М.И. «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» Статья журнал "Логопед" № 1 2006 год].

Понятие логическая пауза также входит в работу над выразительностью. Она обозначает членение устной речи там, где на письме было бы пустое место между словами. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Однако при неверной паузе очень легко нарушить смысл предложения, его содержание становится неясным и искаженным.

Таким образом, подводя итог, можно сказать о том, что навык выразительного чтения очень сложен и многогранен. Учителю следует не упускать из внимания ни один из вышеупомянутых компонентов выразительного чтения, ведь благодаря им, ученики осваивают этот навык в полной мере и могут самостоятельно воспроизводить заложенный в произведение смысл автора.

1.2. Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра

Прежде чем рассматривать художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра, необходимо остановиться на том, что мы понимаем под понятием «лирическое произведение».

В 20-е годы XIX века немецкий ученый Г.Гегель, систематизируя идеи, накопленные европейской эстетикой, определил, что литературные произведения условно можно разделить на три рода: эпические, драматические и лирические. В отличие от эпоса и драмы, где главные герои показаны как люди, не похожие на автора и действующие в объективных обстоятельствах жизни, в лирических произведениях главное лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир.

Лирика – самый тонкий род поэтического творчества, и необходимо признать, самый сложный для художественного воспроизведения. Глубокое своеобразие чувств, эмоций, смыслов и идей, заложенных автором в произведения, требуют от исполнителя особой чуткости и проницательности.

Главная особенность лирического стихотворения – выражение субъективного личного чувства или настроения автора. В лирическом стихотворении обычно присутствует некий лирический образ, на котором сконцентрировано все внимание автора.

Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни – природы и общества – могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое, непосредственное чувство, переживание.


Г.Н. Поспелов считает, что главное в лирике – эмоционально окрашенные описания и размышления. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда и при каких обстоятельствах автор высказался, проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным [Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение.-М.:Просвещение, 2000.с.156-154.]. Наиболее характерная форма изложения содержания для лирики – монологическая, ее очень ярко характеризует образный язык.

При чтении лирического произведения, также как и при чтении прозы, недостаточно просто говорить слова, зная значения их сочетания, необходимо четко понимать, для чего эти слова произносятся. Для чего автор-лирик использовал именно эти тропы, почему построил предложение в таком порядке, а также другие особенности, которые в совокупности могут передать глубокий смысл произведения, заложенный автором.

Лишь понимание, зачем говорится целое, дает возможность понять, с какой целью использовались отдельные части произведения, в которых чаще всего и заложена основная идея автора. Это понимание определяет задачи, которые ставит автор перед исполнителем, а вместе с тем – и подтекст, а также те интонации, которые будут соответствовать поставленным задачам.

Применительно к частному случаю чтения лирики – чтению поэзии А. С. Пушкина – А. Шварц писал: «Пушкин не терпит интонационных преувеличений, не допускает «нажимов». В его стихах на протяжении четырех строк всегда концентрируются многие мысли. И если, передавая эти строки, вы интонационно «нажмете» на одну какую-либо мысль, – тотчас пострадает соседняя, – и гармония нарушена, ваше исполнение пошло вразрез с исполняемым текстом» [А.И. Шварц В лаборатории чтеца / М., 1968, с. 113].

Во всяком случае, только творчески прожитые исполнителем образы способны впечатлить и даже покорить слушателя. Именно поэтому чтец, в работе над данными произведениями, не должен оставлять перед собой нерешенных исполнительских задач и непонятных ему образов, это неизбежно приведет к фальши и будет заметно даже самому неискушенному слушателю.

Если лирика является самораскрытием человеческого характера, если она выявляет определенное состояние, то исполнителю, безусловно, нужно уметь «держать» в себе это состояние, то есть произносить текст поэта, опираясь на аналогичное свое состояние. Иными словами, при исполнении лирики необходима полная мобилизация внимания и глубокая сосредоточенность исполнителя.


Вместе с тем, не следует воспринимать самораскрытие поэта как нечто сугубо биографическое. Мы знаем множество примеров, когда поэт предстает перед нами в облике, вдохновленным тем или иным событием, историческим персонажем или даже предметом, отличным от его биографического лица[Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности / М.: Просвещение, 1978. – 240 с.].

Большое значение при исполнении также имеет структурная композиция стихотворения, требуемая особенностями исполнения данного жанра литературы. Закономерное распределение силовых моментов, правильное нахождение кульминации, как места наивысшего напряжения в смысловой перспективе, и прочие элементы композиции увеличивают силу воздействия на слушателя.

Диапазон сил, скоростей, высот, палитра тембров – все это должно применяться на основе конкретного содержания и оформления того или иного произведения, передавая тем самым основную идею автора, сохраняя при этом его особенный стиль изложения.

Кроме того, применение соответственного исполняемому произведению речевого стиля способствует художественной убедительности.

Исполнителю необходимо вдумчиво вникать в произведение, чтобы максимально точно понять, какими средствами поэтической речи в данном произведении поэт делает нас соучастниками своих переживаний [Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности / М.: Просвещение, 1978. – 240 с.].

Непрерывно возрастает огромное богатство словарного запаса русского языка, являющегося результатом длительной познавательной работы человеческой мысли. Такое увеличение происходит не только за счет образования новых слов или видоизмененных старых, но и за счет употребления уже имеющихся слов в различных возможных значениях. В частности, тропы, то есть слова и выражения, употребляемые в переносном значении, занимают большое место в нашей речи [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с. ].

Рассмотрим разные виды тропов, С которыми учащиеся знакомятся в начальной школе, и используют, в частности, в процессе изучения лирических произведений.

Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную