Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведено исследование по теме «Развитие навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями».

Литературное чтение является базовым предметом в начальной школе, с помощью которого решаются узкопредметные задачи, а также достигаются метапредметные планируемые результаты, применимые младшими школьниками как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Большое значение выразительное чтение играет при изучении лирики. Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы, ведь именно она приобщает младшего школьника к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.

Поэтому тема формирования навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений актуальна.

Данное исследование опирается на труды М. Р. Львова, Н. Ф. Бунакова, Г. В. Артоболевского, Л. А. Горбушиной и других психологов, педагогов и методистов.

Осмысление выявленной проблемы потребовало теоретического анализа и разработки следующих вопросов:

1.1Сущностные характеристики навыка чтения; компоненты качества выразительного чтения;

1.2Художественные особенности лирического стихотворения как литературного жанра;

1.3. Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно-методической литературе.

В процессе анализа теоретических источников мы выявили основополагающие понятия по нашей проблеме.

Первое о чем стоит сказать, это то, что выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон и сила голоса, тембр высказывания, паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.

Главная особенность лирического стихотворения – выражение субъективного личного чувства или настроения автора. В лирическом стихотворении обычно присутствует некий лирический образ, на котором сконцентрировано все внимание автора. Если лирика является самораскрытием человеческого характера, если она выявляет определенное состояние, то исполнителю, безусловно, нужно уметь «держать» в себе это состояние, то есть произносить текст поэта, опираясь на аналогичное свое состояние. Иными словами, при исполнении лирики необходима полная мобилизация внимания и глубокая сосредоточенность исполнителя.


Знакомство учащихся с лирическими произведениями имеет целый ряд аспектов. М.Р. Львов, говоря о специфике работы над лирическими произведениями в начальных классах, обращает внимание учителей на следующие моменты:

  • обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи;

  • работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения;

  • работа над языком произведения – одно из важнейших условий отработки выразительности чтения;

  • работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. Его нужно тренировать, учить по «авторским знакам» воссоздавать эпизоды, события, так как юные читатели еще не достаточно опытны;

  • желательно, чтобы в классе в конце урока 2-3 человека прочитывали текст, а после всем классом обсуждали удачи и промахи в их чтении.

Таким образом, мы решили первую задачу исследования – изучить и проанализировать научно-методическую литературу, а также выявить основные понятия по теме исследования.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил организовать опыт практической деятельности - исследование уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями на базе 3 «Б» класса МБОУ гимназии № 5 г. Оренбурга.

Исследование состояло из двух этапов, каждый из которых решал свои задачи.

На первом этапе: было проведено обследование состояния уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями.

Выявленные критериипозволили провести диагностику в процессе выполнения специальных упражнений. К ним относятся:

Эмоционально-выразительный: осознанное чтение, понимание того, что читать выразительно – значит читать с верным настроением, соблюдая необходимый темп, правильную интонацию, логические ударения, знаки препинания, паузы, изменяя голос во время чтения.

Смысловой: понимание основной мысли произведения; понимание значения слов, употребленных в прямом и переносном смысле; понимание содержания каждого предложения, содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав).



Технический: Соблюдение интонации, темпа, постановка логических ударений и пауз при чтении.

В результате проведенной диагностики уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников следует отметить следующее. У 5 учеников (22%) экспериментального класса на низком уровне сформированности навык выразительного чтения, 11 учащихся (61%) имеют средний уровень и только у 2 человек (17%) высокий уровень сформированности навыка выразительного чтения в процессе работы над лирическими стихотворениями. Это значит, что большинство учащихся не до конца понимают основную мысль произведения, с каким настроением его следует читать, где и когда ставить паузы и логические ударения, изменять голос, соблюдая необходимую интонацию.

На втором этапе исследования нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие навыка выразительного чтения младших школьников. В него включаются такие упражнения как:

  1. упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции;

  2. упражнения для развития мелодики речи (умение говорить громче-тише, выше-ниже);

  3. упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма;

  4. упражнения на развитие логической выразительности (соблюдение логических пауз, ударений);

  5. упражнения для развития интонационной выразительности.

Мы предполагаем, что деятельность, организованная по данному комплексу упражнений будет способствовать развитию навыка выразительного чтения младших школьников.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое выражение в комплексе упражнений по работе с лирическими произведениями, направленных на формирование навыка выразительного чтения младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.

  2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение: книга для учителей и руководителей художественной самодеятельности / М.: Просвещение, 1978. – 240 с.].

  3. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аскерова И.Г. В сборнике: Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет ; ответственные редакторы Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. 2019. С. 7-13.]:

  4. Балашова, Каргашин: Анализ лирического стихотворения. Учебное пособие Издательство: Флинта, 2020 г. 192с.],

  5. Бунаков Н.Ф. «В школе и дома». – М.,1886. –С.3.

  6. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения Книга для учителя Изд-во М.: Просвещение, 1986г. 176 с.]:

  7. Практикум по выразительному чтению: Учебно-методическое пособие/ Сост. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н. – Воронеж: издательство «Истоки», 2016. – 106 с.

  8. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

  9. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям. -М.: Просвещение, 1985 г.

  10. Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. «Организация текущего и рубежногоконтроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детейчтению в начальных классах». – М.: Новая школа, 1994 – 48 с.].

  11. ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дмитриенко А.В., Трифонова М.Е.
    Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 352-355.].

  12. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с.

  13. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. - 1990. - №3. - с. 67-69.].

  14. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Коновалова А.С., Анафиева Э.Р. В сборнике: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. 2018. С. 132-135.].

  15. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Изд. 3-е, стереотип. М.: Дело, 2001. - 144 с

  16. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985.].

  17. Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.]:

  18. Примерная общеобразовательная программа начального общего образования.URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 19.04.2021)].

  19. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение.-М.:Просвещение, 2000.с.156-154.].

  20. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . - 564 с.].

  21. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Свинцова Н.В. В сборнике: МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 502-504.].

  22. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М., 2005. - 352 с.];

  23. Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания //Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: ИздательскийДом Шалвы Амонашвили, 2005 – 237с.

  24. УМК Школа России, электронный источник http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 17.04.21)].

  25. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8033/файл/7256/Prikaz_№_1576_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 11.04.2021)].

  26. А.И. Шварц В лаборатории чтеца / М., 1968, с. 113].

  27. Ширкина Л.Б. Работа учителя с учащимися над выразительным чтением стихотворений. URL: http://infourok.ru/rabota_uchitelya_s_uchaschimisya_ nad_vyrazitelnym_chteniem_stihotvoreniy-334305.htm (дата обращения: 12.04.2021)].

  28. Шишкова М.И. «Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении» Статья журнал "Логопед" № 1 2006 год

  29. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе. - М. Просвещение,1950 - 220 с].

  30. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи Издательство: М.-Л.: Просвещение. 272 с; 1969 г.].


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А

Анкета для выявления уровня сформированности навыков выразительного чтения по смысловому критерию

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится».

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит:

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Вопросы:

  1. Кто является главными героями стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится»?

  2. На чьей стороне автор? На стороне Зимы или Весны?

  3. Почему слова «Весна» и «Зима» написаны в стихотворении в большой буквы?

  4. В каком значении употреблено слово «трезвон» в стихотворении? Объясните значение словосочетаний «все нудит Зиму вон», «и пуще лишь шумит», «наперекор врагу».

  5. В каком четверостишии говорится о том, что Весна гонит Зиму?

  6. В каком четверостишии говорится о том, что Зима ведьма злая?

  7. В каком четверостишии говорится о том, что Весна – это ребенок?

Обработка полученных результатов:

От 6 до 7 баллов – высокий уровень.

От 3 до 5 баллов – средний уровень.

От 0 до 2 баллов – низкий уровень.

Предполагаемые ответы:

  1. Главными героями стихотворения являются Зима и Весна.

  2. Автор на стороне Весны.

  3. Зима и Весна написаны с большой буквы в стихотворении, так как поэт олицетворяет их, представляет как живых существ.

  4. «Трезвон» – церковный звон во все колокола; «Все нудит Зиму вон» – заставляет уйти; «И пуще лишь шумит» – еще больше; «наперекор врагу» – вопреки, назло недоброжелателям.

  5. О том, что Весна гонит Зиму, говорится в первом четверостишии.

  6. В четвертом четверостишии говорится о том, что Зима злая ведьма.

  7. О том, что Весна – ребенок, говорится в пятом четверостишии.


Приложение Б


Уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по смысловому критерию.

№ п/п

Учащиеся

№ вопроса

Общий бал

Уровень

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

1

Ученик 1

-

-

+

-

-

-

-

1

Низкий

2

Ученик 2

+

-

+

-

+

+

+

5

Средний

3

Ученик 3

+

-

+

-

-

-

-

2

Низкий

4

Ученик 4

+

+

+

-

+

+

+

6

Высокий

5

Ученик 5

-

-

+

-

+

+

+

4

Средний

6

Ученик 6

+

+

-

-

+

+

+

5

Средний

7

Ученик 7

-

-

-

-

+

+

-

2

Низкий

8

Ученик 8

+

-

+

+

-

+

+

5

Средний

9

Ученик 9

-

-

-

-

+

+

+

3

Средний

10

Ученик 10

-

+

+

-

-

-

-

2

Низкий

11

Ученик 11

+

+

+

-

-

-

-

3

Средний

12

Ученик 12

+

-

-

-

+

+

+

4

Средний

13

Ученик 13

+

-

+

-

+

-

+

4

Средний

14

Ученик 14

+

+

+

-

+

+

+

6

Высокий

15

Ученик 15

+

-

+

-

+

+

+

5

Средний

16

Ученик 16

+

+

-

-

+

-

-

3

Средний

17

Ученик 17

-

-

+

-

-

-

-

1

Низкий

18

Ученик 18

-

-

-

-

+

+

-

2

Низкий