Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обработка полученных результатов:
Высокий уровень – 12-15 баллов
Средний уровень – 6-11 баллов
Низкий уровень – 3-5 баллов
На основании проведения диагностических заданий и качественного описания уровней сформированности навыков выразительного чтения младших школьников нами был определен общий ее уровень, который представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты диагностики по выявлению уровня сформированности навыков выразительного чтения младших школьников, в %
В ходе констатирующего этапа была решена одна из поставленных нами задач – провести диагностическое исследование уровня сформированности выразительного чтения младших школьников. Результаты, которые мы получили: 28% учащихся имеют низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений, 61% учащихся – средний уровень и только 11% учащихся имеют достаточно высокий уровень владения рассматриваемым навыком.
В связи с полученными данными можно сделать вывод о том, что необходимо уделять больше внимания формированию этой стороне качественного чтения, а также разработать специальный комплекс упражнений, который поможет повысить уровни владения рассматриваемого навыка младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями.
2.2 Комплекс упражнений по развитию навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений
С учетом полученных в результате проведения диагностики результатов нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями. Данный комплекс включает в себя:
-
упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции; -
упражнения для развития мелодики речи (умение говорить громче-тише, выше-ниже); -
упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма; -
упражнения на развитие логической выразительности (соблюдение логических пауз, ударений); -
упражнения для развития интонационной выразительности.
Каждый блок упражнений способствует формированию необходимого компонента выразительного чтения. Рассмотрим данный комплекс более подробно.
-
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции. Чтобы речь учащихся была четкой, понятной и правильной, необходимо выполнять данные упражнения. Артикуляционный аппарат становится подвижнее, когда мы делаем гимнастику рта, а мышечная система языка, губ и щек более крепкой. Рекомендуется выполнять эти упражнения в начале каждого учебного дня, а не только на уроках литературного чтения для разработки артикуляционного аппарата и улучшения дикции, что особенно важно в процессе обучения.
-
Четкое произнесение звуков и звукосочетаний.
Би, бэ, ба, бо, бы, бу, бе, бя, бё, бю.
-
«Забор». Сомкните зубы и широко улыбнитесь, выполняйте в течение 10 секунд, затем возвращайтесь в исходное положение. Необходимо следить за тем, чтобы верхний и нижний ряд зубов были хорошо видны. Повторите упражнение несколько раз. -
«Трубочка». Вытяните губы вперед в течение 10 секунд, не размыкая зубов, можно сопровождать данное действие длительным произнесением звука [у]. Повторить упражнение несколько раз. -
«Хомяк». Сомкните губы, внутри рта надавите языком на одну щеку, затем на другую в течение 5 секунд.
Также для отработки правильной дикции могут использоваться скороговорки. Изучать их следует в медленном темпе, четко проговаривая все буквы, постепенно увеличивая скорость, также тщательно проговаривая буквы.
-
Расскажите про покупки! – Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
-
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб. -
На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз дрова, два дрова, три дрова. -
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
-
Мышонку шепчет мама мышь:
«Ты все шуршишь, малыш, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
-
Упражнения для развития мелодики речи (умение говорить громче-тише, выше-ниже). Данные упражнения помогают учащимся регулировать силу своего голоса, повышая и понижая его в тех местах, где это необходимо, помогая ярче передать содержание произведения. Выбор силы голоса является одним из ключевых факторов, влияющих на мелодичность и лаконичность речи, поэтому важно раскрывать недостаток голосовой силы или наоборот отрегулировать ее мощь.
-
Прочитайте текст, меняя силу голоса в зависимости от содержания произведений.
Б ыла тишина, тишина, тишина. (тихо)
В друг грохотом грома сменилась она! (громко)
И вот уже дождик тихонько – ты слышишь? – (тихо)
З акрапал, закрапал, закрапал по крыше. (чуть громче)
Н аверно, сейчас барабанить он станет. (громко)
Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко, но не кричать)
-
Прочитайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня», как бы укачивая засыпающего ребенка, постепенно затихая, но не шепотом.
Спи младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю. (не очень громко)
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою. (тише)
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою; (еще тише)
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю. (тихо, но не шепотом)
-
Прочитайте отрывок М. Горького с постепенным нарастанием громкости звука от начала текста до слов «и бросает их…» с последующим затиханием, выразительно имитируя подъем волны до высшей точки и ее последующее падение.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги, изумрудные громады.
-
Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма. Данные упражнения помогают учащимся читать произведения выразительно, избегая монотонности и однообразности, раскрывая и воссоздавая действия, которые происходят в стихотворении.
-
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Б. Заходера «Куда спешат головастики». Какие слова в тексте подсказывают, как надо его читать: быстро или медленно? Почему последнюю часть стихотворения нужно читать не спеша? Прочитайте выразительно.
Вихрем
Мчится быстро
Под водой
Головастик молодой.
А за ним – быстрее
Еще пяток,
А за ним –
Сплошной поток:
Тот – без ног, еще быстрее, все время
А тот – с ногами, ускоряя темп
Этот – прямо,
Тот – кругами,
Кто – налево,
Кто – направо,
Так и носится орава быстрый темп чтения
Вдоль пруда,
Вокруг пруда…
Почему?
Зачем? медленно, как бы
Куда? размышляя
Головастики
Спешат спокойно, размеренно
Превратиться в лягушат.
-
Учащимся предлагается произнести скороговорку, соблюдая необходимый темп: медленно, замедленно, средне, с ускорением, быстро, очень быстро.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
-
Упражнения на развитие логической выразительности (соблюдение логических пауз, ударений). Логическая выразительность речи заключается в умении четко, полно, без искажений донести до слушателя смысл высказывания. Основными средствами логической выразительно являются логическая пауза, логическое ударение и логическая мелодия [Практикум по выразительному чтению: Учебно-методическое пособие/ Сост. Вахтель Н.М., Попова З.Д., Чарыкова О.Н. – Воронеж: издательство «Истоки», 2016. – 106 с.]. Для передачи верного смысла стихотворения необходимо уметь выделять главные слова в предложениях, для того, чтобы ученик мог делать это самостоятельно и безошибочно, используются данные упражнения.
-
Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова на другое с параллельным наблюдением изменения смысла фразы в целом.
Ты сегодня ел мороженое? (а не кто-либо другой?)
Ты сегодня ел мороженое? (а не в какой-либо другой день?)
Ты сегодня ел мороженое? (а не подарил его кому-то другому?)
Ты сегодня ел мороженое? (а не что-либо другое?)
-
Учащимся предлагается предложение: «Завтра состоится олимпиада по математике среди учащихся 3 класса», которое они должны прочитать так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем.
Для этого учащимся задаются вопросы:
-
Когда состоится олимпиада? -
Какое событие состоится завтра? -
Кто может поучаствовать в олимпиаде? -
По какому предмету состоится олимпиада?
-
Учащимся предлагается послушать пословицы в исполнении учителя, следить за тем, где педагог делает логические паузы, понять для себя смысл пословиц, затем самим прочитать тексты, соблюдая необходимые паузы[ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дмитриенко А.В., Трифонова М.Е.
Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 352-355.].
-
Одна пчела | не много меду натаскает. -
Один в поле | не воин. -
Доброе братство | лучше богатства.
-
Прочитайте пары предложений так, чтобы показать зависимость смысла целой фразы от того места, где соблюдается пауза. Паузы обозначены вертикальной чертой.
-
Как обрадовали | его успехи | друга!
Как обрадовали его | успехи друга!
-
После уходя учителя | в класс принесли журнал.
После ухода учителя в класс | принесли журнал.
-
Упражнения для развития интонационной выразительности. Данные упражнения способствуют пониманию учащихся того, как следует читать стихотворения, насколько важна интонация, способная передать настроение и намерение говорящего.
-
Произнесите данные слова и фразы, выражая голосом разные чувства и настроения, чтобы слушатели смогли определить эмоции говорящего.
«Открой дверь!» – гневно, грустно, весело, раздраженно.
«Молодец!» – восхищенно, удивленно, насмешливо.
-
Прочитайте стихотворение Г. Сапгира так, чтобы стало понятно отношение к футболу мальчика, его тети, мамы и сестры.
Футбол
Сказала тетя: – Фи, футбол! с пренебрежением
Сказала мама: – Фу, футбол! с отвращением
Сестра сказала: – Ну, футбол! разочарованно
А я ответил: – Во, футбол! восторженно