Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, с точки зрения автора, черту в изображаемом явлении.
В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение определяет признак одного предмета от признака других. Эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
Другим важным изобразительно-выразительным средством языка является сравнение. Сравнения поясняют малознакомый или неясно представляемый предмет путем сопоставления его с другим более знакомым но похожим на поясняемый.
Писатели прибегают к сравнениям тогда, когда выделение существенных признаков изображаемых явлений может быть произведено наиболее точно при помощи сопоставления этих явлений с другими, похожими на них [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Метафора-троп, основана на сходстве двух явлений. Она представляет собой скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, - метафора располагает только вторым[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Особым видом метафоры является олицетворение, которое основано на перенесении признаков живого существа на явление природы, предмета и понятия [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Метонимия. На ином принципе перенесения значения с одного явления на другое, чем метафора и близкие к ней тропы, основана метонимия. Она создается не путем сопоставления сходных предметов или признаков, а путем сближения отличных друг от друга предметов, находящихся в той или иной внешней или внутренней связи между собой[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Таким образом, в начальной школе на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с доступными для их восприятия тропами. Возможно, точное название некоторых из них ученикам не знакомо, но они с достаточной уверенностью различают их особенности и могут с легкостью обнаружить тот или иной троп в тексте. Но это далеко не весь потенциал лирических стихотворений, который может использоваться в работе педагога начальных классов.
Как уже говорилось выше, главный объект художественного познания в лирике – это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Исходя из этого, мы видим огромный потенциал лирических произведений для педагогов в эстетическом воспитании младших школьников.
Эстетическое воспитание ребенка – процесс, который совершается под влиянием различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. Б.Т. Лихачев подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Конечно, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, как и развитие его интеллекта, процесс сам собой разумеющийся, но стихийный, скачкообразный и неуправляемый, что может привести к абсолютно разным последствиям. Именно поэтому Б.Т. Лихачев наряду с другими педагогами и психологами считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу и обеспечить глубокое постижение эстетических явлений [Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985.].
Уже с младшими школьниками важно разучивать лирические стихотворения о природе, чувствах, которые они вызывают у человека, о его переживаниях и настроениях.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.
Но все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а следом передать эти чувства и переживания другим слушателям.
Кроме того, потенциал лирических произведений не ограничивается только эстетическим становлением младших школьников, спектр его влияния достаточно велик. Например, при выразительном чтении лирики участвуют такие психические процессы, как память, мышление, внимание, эмоции. Огромную роль при этом играет воображение.
Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Это также создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека[Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . - 564 с.].
При выразительном чтении предъявляются определенные требования к воображению ребенка. Школьник должен не только запомнить содержание текста, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел.
Переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний есть основное направление в развитии детского воображения. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.
Опора на конкретные предметы – характерная особенность воображения младшего школьника. Так, в игре дети используются игрушки, домашние вещи. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно также при чтении и рассказе ребенок опирается на картинку, поэтому в детских книгах особое внимание уделяется иллюстрациям – опорам младшего школьника для воссоздания образов героев в своем воображении. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.
Таким образом, мы видим, насколько богат и разнообразен художественный потенциал лирических стихотворений, как литературного жанра. Главная их особенность состоит в том, что в отличие от прозы, автор передает собственные переживания и эмоции, не прибегая к образам-героям или детальным описаниям окружающей среды, важным здесь всегда остается внутренний мир главного героя.
Максимальное понимание идеи, заложенной автором в произведении, достигается при помощи использования особых изобразительно-выразительных средств – тропов, которые уже в начальной школе учащиеся способны понимать и прочитывать произведения, проникая в глубину художественных образов, художественного слова.
1.3 Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно-методической литературе
Проблема формирования выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений активно решается в научно-методической литературе, исследования на данную тему отражены как в монографиях ученых, так и в периодической печати, это подтверждают те материалы, которые мы рассмотрим далее.
История развития методики чтения, начиная со второй половины XVIII века, свидетельствует о том, что выразительное чтение занимало и продолжает занимать особое место в практике русской школы. В сочинения М.В. Ломоносова, К.П. Зеленцкого, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова описываются средства, которые делают речь выразительной, эмоциональной, образной[УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Свинцова Н.В. В сборнике: МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 502-504.].
Одним из первых систематических пособий по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1843г.). Именно тогда начались публичные чтения литературных произведений, что считается датой зарождения в России художественного чтения. По мнению Буслаева Ф.И.: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это ведет к манерности и портит чувство обманом».
В 50 – 60-е годы 19 века К.Д. Ушинский, подобно Буслаеву, рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения он рекомендовал хоровое.
Е. В. Язовицкий видел работу учащихся над лирическими стихотворениями так. Получив задание, ученики должны несколько раз прочитать произведение, вникнуть в его суть, выяснить основную мысль автора, определить цель чтения, а затем им следует нарисовать в своем воображение предлагаемые автором события и постараться оживить их наиболее ярко и точно в процессе своего исполнения[
Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи Издательство: М.-Л.: Просвещение. 272 с; 1969 г.].
Много работ, которые были посвящены искусству звучащего слова, появилось в предреволюционные годы. Среди них также были работы, специально посвященные школе.
Невозможно не согласиться с утверждением К.С. Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все вошло в привычку, – можно творить». Овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Эти занятия способствуют привитию и укреплению навыка самообладания.
В школьной практике считается, что общий литературный анализ и выявление интонационных особенностей речи – достаточная подготовка к выразительному чтению. Однако подготовка выразительного чтения на всех ступенях школьного образования требует систематической, специально направленной работы.
Если учитель определяет специальную задачу урока – совершенствование умения учащихся читать выразительно, то, прежде всего, следует учитывать возможности конкретного произведения. Оно должно быть интересным по содержанию, эмоционально насыщенным, доступным, личностно значимым для детей. Именно это является предпосылкой для их внимания и интереса к смысловой, образной и эмоциональной нагрузке текста[РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Коновалова А.С., Анафиева Э.Р. В сборнике: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. 2018. С. 132-135.].
Методисты выделяют следующие условия для наиболее успешного формирования выразительного чтения[ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аскерова И.Г. В сборнике: Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет ; ответственные редакторы Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. 2019. С. 7-13.]:
В отличие от логического определения эпитет не содержит в себе разделительного значения. В то время как логическое определение определяет признак одного предмета от признака других. Эпитет, как и другие изобразительно-выразительные средства языка, вызывает в нашем сознании целостное представление об изображаемом предмете, рассматриваемом писателем в том или ином аспекте [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
-
образно охарактеризовать предмет: «сияющие глаза», «глаза-брилианты»; -
создать атмосферу, настроение: хмурое утро; -
передать отношение автора к характеризуемому предмету.
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
Другим важным изобразительно-выразительным средством языка является сравнение. Сравнения поясняют малознакомый или неясно представляемый предмет путем сопоставления его с другим более знакомым но похожим на поясняемый.
Писатели прибегают к сравнениям тогда, когда выделение существенных признаков изображаемых явлений может быть произведено наиболее точно при помощи сопоставления этих явлений с другими, похожими на них [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Метафора-троп, основана на сходстве двух явлений. Она представляет собой скрытое сравнение. В отличие от простого сравнения, имеющего два члена: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, - метафора располагает только вторым[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Особым видом метафоры является олицетворение, которое основано на перенесении признаков живого существа на явление природы, предмета и понятия [Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Метонимия. На ином принципе перенесения значения с одного явления на другое, чем метафора и близкие к ней тропы, основана метонимия. Она создается не путем сопоставления сходных предметов или признаков, а путем сближения отличных друг от друга предметов, находящихся в той или иной внешней или внутренней связи между собой[Абрамович, Г. Л. Введение в литературоведение / Г. Л. Абрамович; под ред.: Т. П. Вагиной. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 401 с.].
Таким образом, в начальной школе на уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с доступными для их восприятия тропами. Возможно, точное название некоторых из них ученикам не знакомо, но они с достаточной уверенностью различают их особенности и могут с легкостью обнаружить тот или иной троп в тексте. Но это далеко не весь потенциал лирических стихотворений, который может использоваться в работе педагога начальных классов.
Как уже говорилось выше, главный объект художественного познания в лирике – это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Исходя из этого, мы видим огромный потенциал лирических произведений для педагогов в эстетическом воспитании младших школьников.
Эстетическое воспитание ребенка – процесс, который совершается под влиянием различных жизненных отношений и воздействий, обладающих эстетическими свойствами. Б.Т. Лихачев подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Конечно, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, как и развитие его интеллекта, процесс сам собой разумеющийся, но стихийный, скачкообразный и неуправляемый, что может привести к абсолютно разным последствиям. Именно поэтому Б.Т. Лихачев наряду с другими педагогами и психологами считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу и обеспечить глубокое постижение эстетических явлений [Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников : Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов] / Б. Т. Лихачев. - М. : Просвещение, 1985.].
Уже с младшими школьниками важно разучивать лирические стихотворения о природе, чувствах, которые они вызывают у человека, о его переживаниях и настроениях.
Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных ее проявлениях.
Но все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а следом передать эти чувства и переживания другим слушателям.
Кроме того, потенциал лирических произведений не ограничивается только эстетическим становлением младших школьников, спектр его влияния достаточно велик. Например, при выразительном чтении лирики участвуют такие психические процессы, как память, мышление, внимание, эмоции. Огромную роль при этом играет воображение.
Воображение – это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей. Это также создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека[Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. С Пб.: Питер, 2000 . - 564 с.].
При выразительном чтении предъявляются определенные требования к воображению ребенка. Школьник должен не только запомнить содержание текста, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел.
Переход к всё более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний есть основное направление в развитии детского воображения. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обусловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.
Опора на конкретные предметы – характерная особенность воображения младшего школьника. Так, в игре дети используются игрушки, домашние вещи. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно также при чтении и рассказе ребенок опирается на картинку, поэтому в детских книгах особое внимание уделяется иллюстрациям – опорам младшего школьника для воссоздания образов героев в своем воображении. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создать новый образ.
Таким образом, мы видим, насколько богат и разнообразен художественный потенциал лирических стихотворений, как литературного жанра. Главная их особенность состоит в том, что в отличие от прозы, автор передает собственные переживания и эмоции, не прибегая к образам-героям или детальным описаниям окружающей среды, важным здесь всегда остается внутренний мир главного героя.
Максимальное понимание идеи, заложенной автором в произведении, достигается при помощи использования особых изобразительно-выразительных средств – тропов, которые уже в начальной школе учащиеся способны понимать и прочитывать произведения, проникая в глубину художественных образов, художественного слова.
1.3 Вопрос о формировании качества выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений в научно-методической литературе
Проблема формирования выразительного чтения младшего школьника в процессе изучения лирических стихотворений активно решается в научно-методической литературе, исследования на данную тему отражены как в монографиях ученых, так и в периодической печати, это подтверждают те материалы, которые мы рассмотрим далее.
История развития методики чтения, начиная со второй половины XVIII века, свидетельствует о том, что выразительное чтение занимало и продолжает занимать особое место в практике русской школы. В сочинения М.В. Ломоносова, К.П. Зеленцкого, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова описываются средства, которые делают речь выразительной, эмоциональной, образной[УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Свинцова Н.В. В сборнике: МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 502-504.].
Одним из первых систематических пособий по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1843г.). Именно тогда начались публичные чтения литературных произведений, что считается датой зарождения в России художественного чтения. По мнению Буслаева Ф.И.: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это ведет к манерности и портит чувство обманом».
В 50 – 60-е годы 19 века К.Д. Ушинский, подобно Буслаеву, рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения он рекомендовал хоровое.
Е. В. Язовицкий видел работу учащихся над лирическими стихотворениями так. Получив задание, ученики должны несколько раз прочитать произведение, вникнуть в его суть, выяснить основную мысль автора, определить цель чтения, а затем им следует нарисовать в своем воображение предлагаемые автором события и постараться оживить их наиболее ярко и точно в процессе своего исполнения[
Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи Издательство: М.-Л.: Просвещение. 272 с; 1969 г.].
Много работ, которые были посвящены искусству звучащего слова, появилось в предреволюционные годы. Среди них также были работы, специально посвященные школе.
Невозможно не согласиться с утверждением К.С. Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все вошло в привычку, – можно творить». Овладеть техникой речи – значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Эти занятия способствуют привитию и укреплению навыка самообладания.
В школьной практике считается, что общий литературный анализ и выявление интонационных особенностей речи – достаточная подготовка к выразительному чтению. Однако подготовка выразительного чтения на всех ступенях школьного образования требует систематической, специально направленной работы.
Если учитель определяет специальную задачу урока – совершенствование умения учащихся читать выразительно, то, прежде всего, следует учитывать возможности конкретного произведения. Оно должно быть интересным по содержанию, эмоционально насыщенным, доступным, личностно значимым для детей. Именно это является предпосылкой для их внимания и интереса к смысловой, образной и эмоциональной нагрузке текста[РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Коновалова А.С., Анафиева Э.Р. В сборнике: Традиции и инновации в педагогике начальной школы. Сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. 2018. С. 132-135.].
Методисты выделяют следующие условия для наиболее успешного формирования выразительного чтения[ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Аскерова И.Г. В сборнике: Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет ; ответственные редакторы Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. 2019. С. 7-13.]:
-
использование методических приемов, направленных на обучение школьника на начальной ступени образования, целью которых является развитие выразительности; -
изучение нормативных документов, ФГОС НОО и других, в которых представлены требования к содержанию программ литературного чтения, которые повлекут за собой формирование выразительности; -
учитель должен идти в ногу со временем и подбирать современные способы, которые будут являться эффективными при формировании навыка выразительности; -
учителю необходимо рационально применять подобранный материал