Файл: Оренбургский государственный педагогический университет Институт дошкольного и начального образования.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Опыт деятельности по обучению выразительному чтению младших школьников в процессе изучения лирических стихотворений в 3 классе
2.1 Диагностика уровня сформированности выразительного чтения младших школьников в 3 классе
Рассмотренный нами теоретический материал первой главы дает основание провести диагностику для определения уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Базой для проведения констатирующего этапа стал 3 «Б» класс МБОУ гимназия № 5 г. Оренбурга. Констатирующий этап был проведен в сентябре 2020 года. В нем приняли участие 18 человек. Класс обучается по образовательной программе «Школа России» (руководитель проекта А. А, Плешаков, авторы-составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий).
Цель данного исследования: определить уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических произведений.
Задачи констатирующего этапа:
Для решения поставленных задач мы использовали диагностику уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями. В нашей работе мы определяли сформированность рассматриваемого навыка по критериям, которые представлены в таблице 1. Критерии сформулированы на основе требований, изложенных в основной образовательной программе начального общего образования[Примерная общеобразовательная программа начального общего образования.URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 19.04.2021)].
Таблица 1 - Показатели критериев сформированности навыка выразительного чтения
Для решения следующей задачи мы разработали уровни сформированности навыков выразительного чтения младших школьников, исходя из критериев, составленных на основе основной образовательной программы начального общего образования (см. табл. 2).
Таблица 2 - Содержание уровней сформированности навыка выразительного чтения
Порядок проведения эксперимента:
Для выявления уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по эмоционально-выразительному критерию был использован опрос, в котором каждый из учащихся отвечал на вопрос «Что значит читать выразительно?». Проанализировав ответы учащихся, мы получили такие результаты:
11% учащихся (2 человека) понимают, что читать выразительно, значит читать стихотворение с определенным настроением и верной интонацией, соблюдая необходимый темп, логические ударения, паузы и знаки препинания.
39% учащихся (7 человек) понимают, что необходимо читать с определенным настроением, соблюдая знаки препинания.
50% учащихся (9 человек) не понимают, что значит читать выразительно.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что 11% учащихся смогли выделить основные компоненты выразительного чтения, соответственно только 2 человека верно поймут и выполнят задание: «Прочитайте стихотворение выразительно».
Мы использовали анкету (см. Приложение 1), составленную на основе учебного пособия Е. А. Балашовой «Анализ лирического стихотворения»[ Балашова, Каргашин: Анализ лирического стихотворения. Учебное пособие Издательство: Флинта, 2020 г. 192с.], для того чтобы выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по смысловому критерию. Учащимся было предложено прочитать стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится» после чего было необходимо ответить на вопросы анкеты по содержанию произведения.
В результате были получены данные, представленные в Приложении 2. За каждый правильный ответ в анкете учащийся мог получить 1 балл, низкому уровню соответствовал интервал от 0 до 2 баллов, среднему – 3-5, высокому – от 6 до 7 баллов.
Из полученных данных мы видим, что 33% учащихся (6 человек) имеют низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения по смысловому критерию, 56% учащихся (10 человек) – средний уровень и только 11% учащихся (2 человека) имеют высокий уровень. Учащиеся в большинстве своем не смогли определить значение необходимых фраз, а также назвать главных героев стихотворения и отношение автора к ним.
Основным и наиболее показательным критерием для определения уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников является технический критерий. Учащимся было предложено прочитать выразительно стихотворение А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».
Данный критерий содержит в себе такие компоненты, как соблюдение пауз, логических ударений, интонации, а также темпа при чтении. В ходе прочтения учащимися стихотворения, отмечалось, соблюдают ли они данные компоненты выразительного чтения и в должной ли мере. С результатами исследования можно ознакомиться в Таблице 3.
Таблица 3 - Протокол наблюдения проверки сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по техническому критерию
Обработка полученных результатов:
Высокий уровень – соблюдены все рассматриваемые компоненты выразительного чтения: интонация, темп, логические ударения, паузы.
Средний уровень – не соблюден 1 или 2 компонента выразительного чтения.
Низкий уровень – соблюден только 1 или вообще не соблюден ни один компонент выразительного чтения.
Обработав полученные результаты, мы получили, что 17% учащихся (3 человека) имеют высокий уровень сформированности навыка выразительного чтения по техническому критерию, 61% учащихся (11 человек) – средний уровень, 22% учащихся (4 человека) имеют низкий уровень. Большинство третьеклассников (10 человек) не соблюдают верный темп при чтении, данное стихотворение необходимо читать с движением, главный герой восхищается происходящим за окном и ему не терпится поделиться своими впечатлениями с мамой. Не соблюдают паузы 7 человек и логические ударения 9 учащихся, с неподходящей интонацией читают 6 учеников. Эмоции, которые должен передать учащийся по основной идее автора – восхищение, радость, восторг и предвкушение.
Исходя из всех полученных данных, можем предположить, что подобные результаты являются следствием нерегулярной или неверной работой над выразительностью чтения учащихся.
Мы выявили общий уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями, исходя из результатов, полученных в ходе диагностики по каждому из заявленных критериев (эмоционально-выразительный, смысловой, технический). Результаты представлены в таблице 3.
2.1 Диагностика уровня сформированности выразительного чтения младших школьников в 3 классе
Рассмотренный нами теоретический материал первой главы дает основание провести диагностику для определения уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Базой для проведения констатирующего этапа стал 3 «Б» класс МБОУ гимназия № 5 г. Оренбурга. Констатирующий этап был проведен в сентябре 2020 года. В нем приняли участие 18 человек. Класс обучается по образовательной программе «Школа России» (руководитель проекта А. А, Плешаков, авторы-составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий).
Цель данного исследования: определить уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе изучения лирических произведений.
Задачи констатирующего этапа:
-
определить критерии оценки уровня сформированности навыка выразительного чтения лирических произведений; -
на основании критериев определить уровни сформированности навыка выразительного чтения лирических произведений младших школьников; -
выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения у третьеклассников.
Для решения поставленных задач мы использовали диагностику уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями. В нашей работе мы определяли сформированность рассматриваемого навыка по критериям, которые представлены в таблице 1. Критерии сформулированы на основе требований, изложенных в основной образовательной программе начального общего образования[Примерная общеобразовательная программа начального общего образования.URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 19.04.2021)].
Таблица 1 - Показатели критериев сформированности навыка выразительного чтения
Критерии | Показатели критериев |
| Осознанное чтение, понимание того, что читать выразительно – значит читать с верным настроением. |
| Понимание основной мысли произведения; понимание значения слов, употребленных в прямом и переносном смысле; понимание содержания каждого предложения, содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав). |
| Соблюдение интонации, темпа, пауз, постановка логических ударений при чтении. |
Для решения следующей задачи мы разработали уровни сформированности навыков выразительного чтения младших школьников, исходя из критериев, составленных на основе основной образовательной программы начального общего образования (см. табл. 2).
Таблица 2 - Содержание уровней сформированности навыка выразительного чтения
№ | Уровни Критерии | Высокий уровень (5 баллов) | Средний уровень (3 балла) | Низкий уровень (1 балл) |
1. | Эмоционально-выразительный | Осознанное чтение, понимают то, что читать выразительно – значит читать с верным настроением. | Частично понимают заложенную автором идею произведения, определяющую общее настроение, с которым необходимо читать. | Не понимают, что значит читать выразительно. |
2. | Смысловой | Понимают основную мысль, находят и называют главных героев стихотворения, объясняют логическое значение словарных слов, в том числе по контексту, описывают чувства, вложенные в произведение. | Понимают основную мысль читаемого текста, находят и называют главных героев стихотворения, с трудом определяют значения словарных слов, в том числе по контексту, не всегда могут описать чувства, которые вложены в произведение. | Не понимают основной мысли стихотворения, с трудностью находят в нем главных героев и с трудностью определяют значения словарных слов, не могут описать чувства, которые вложены в произведение. |
3. | Технический | Соблюдают при чтении технические компоненты выразительного чтения: интонацию, темп, постановку логических ударений и пауз. | Частичное несоблюдение технических компонентов (одного или двух). | Редкое соблюдение технического компонента при чтении (только одного), либо полное несоблюдение техники речи. |
Порядок проведения эксперимента:
-
выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями по каждому из критериев; -
определить начальный уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников согласно полученным результатам всех критериев.
Для выявления уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по эмоционально-выразительному критерию был использован опрос, в котором каждый из учащихся отвечал на вопрос «Что значит читать выразительно?». Проанализировав ответы учащихся, мы получили такие результаты:
11% учащихся (2 человека) понимают, что читать выразительно, значит читать стихотворение с определенным настроением и верной интонацией, соблюдая необходимый темп, логические ударения, паузы и знаки препинания.
39% учащихся (7 человек) понимают, что необходимо читать с определенным настроением, соблюдая знаки препинания.
50% учащихся (9 человек) не понимают, что значит читать выразительно.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что 11% учащихся смогли выделить основные компоненты выразительного чтения, соответственно только 2 человека верно поймут и выполнят задание: «Прочитайте стихотворение выразительно».
Мы использовали анкету (см. Приложение 1), составленную на основе учебного пособия Е. А. Балашовой «Анализ лирического стихотворения»[ Балашова, Каргашин: Анализ лирического стихотворения. Учебное пособие Издательство: Флинта, 2020 г. 192с.], для того чтобы выявить уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по смысловому критерию. Учащимся было предложено прочитать стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится» после чего было необходимо ответить на вопросы анкеты по содержанию произведения.
В результате были получены данные, представленные в Приложении 2. За каждый правильный ответ в анкете учащийся мог получить 1 балл, низкому уровню соответствовал интервал от 0 до 2 баллов, среднему – 3-5, высокому – от 6 до 7 баллов.
Из полученных данных мы видим, что 33% учащихся (6 человек) имеют низкий уровень сформированности навыка выразительного чтения по смысловому критерию, 56% учащихся (10 человек) – средний уровень и только 11% учащихся (2 человека) имеют высокий уровень. Учащиеся в большинстве своем не смогли определить значение необходимых фраз, а также назвать главных героев стихотворения и отношение автора к ним.
Основным и наиболее показательным критерием для определения уровня сформированности навыка выразительного чтения младших школьников является технический критерий. Учащимся было предложено прочитать выразительно стихотворение А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка».
Данный критерий содержит в себе такие компоненты, как соблюдение пауз, логических ударений, интонации, а также темпа при чтении. В ходе прочтения учащимися стихотворения, отмечалось, соблюдают ли они данные компоненты выразительного чтения и в должной ли мере. С результатами исследования можно ознакомиться в Таблице 3.
Таблица 3 - Протокол наблюдения проверки сформированности навыка выразительного чтения младших школьников по техническому критерию
№ п/п | Учащиеся | Выбор правильной интонации | Соблюдение темпа при чтении | Верная постановка логических ударений | Соблюдение пауз | Уровень |
1 | Ученик 1 | + | - | + | - | Средний |
2 | Ученик 2 | + | - | + | + | Средний |
3 | Ученик 3 | + | + | + | + | Высокий |
4 | Ученик 4 | + | + | - | - | Средний |
5 | Ученик 5 | - | - | - | - | Низкий |
6 | Ученик 6 | - | - | - | + | Низкий |
7 | Ученик 7 | - | + | + | + | Средний |
8 | Ученик 8 | + | - | - | + | Средний |
9 | Ученик 9 | + | + | + | + | Высокий |
10 | У ченик 10 | + | - | - | - | Низкий |
11 | Ученик 11 | + | - | - | + | Средний |
12 | Ученик 12 | + | - | + | + | Средний |
13 | Ученик 13 | - | - | - | - | Низкий |
14 | Ученик 14 | - | + | - | + | Средний |
15 | Ученик 15 | - | + | + | - | Средний |
16 | Ученик 16 | + | + | + | + | Высокий |
17 | Ученик 17 | + | + | - | + | Средний |
18 | Ученик 18 | + | - | + | + | Средний |
Обработка полученных результатов:
Высокий уровень – соблюдены все рассматриваемые компоненты выразительного чтения: интонация, темп, логические ударения, паузы.
Средний уровень – не соблюден 1 или 2 компонента выразительного чтения.
Низкий уровень – соблюден только 1 или вообще не соблюден ни один компонент выразительного чтения.
Обработав полученные результаты, мы получили, что 17% учащихся (3 человека) имеют высокий уровень сформированности навыка выразительного чтения по техническому критерию, 61% учащихся (11 человек) – средний уровень, 22% учащихся (4 человека) имеют низкий уровень. Большинство третьеклассников (10 человек) не соблюдают верный темп при чтении, данное стихотворение необходимо читать с движением, главный герой восхищается происходящим за окном и ему не терпится поделиться своими впечатлениями с мамой. Не соблюдают паузы 7 человек и логические ударения 9 учащихся, с неподходящей интонацией читают 6 учеников. Эмоции, которые должен передать учащийся по основной идее автора – восхищение, радость, восторг и предвкушение.
Исходя из всех полученных данных, можем предположить, что подобные результаты являются следствием нерегулярной или неверной работой над выразительностью чтения учащихся.
Мы выявили общий уровень сформированности навыка выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими стихотворениями, исходя из результатов, полученных в ходе диагностики по каждому из заявленных критериев (эмоционально-выразительный, смысловой, технический). Результаты представлены в таблице 3.
№ п/п | Учащиеся | Эмоционально-выразительный критерий | Смысловой критерий | Технический критерий | Общее количество баллов | Уровень сформированности навыков выразительного чтения |
1 | Ученик 1 | 1 | 1 | 3 | 5 | Низкий |
2 | Ученик 2 | 1 | 3 | 3 | 7 | Средний |
3 | Ученик 3 | 3 | 1 | 5 | 9 | Средний |
4 | Ученик 4 | 5 | 5 | 3 | 13 | Высокий |
5 | Ученик 5 | 3 | 3 | 1 | 7 | Средний |
6 | Ученик 6 | 1 | 3 | 1 | 5 | Низкий |
7 | Ученик 7 | 3 | 1 | 3 | 7 | Средний |
8 | Ученик 8 | 3 | 3 | 3 | 9 | Средний |
9 | Ученик 9 | 5 | 3 | 5 | 13 | Высокий |
10 | Ученик 10 | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
11 | Ученик 11 | 1 | 3 | 3 | 7 | Средний |
12 | Ученик 12 | 1 | 3 | 3 | 7 | Средний |
13 | Ученик 13 | 1 | 3 | 1 | 5 | Низкий |
14 | Ученик 14 | 3 | 5 | 3 | 11 | Средний |
15 | Ученик 15 | 1 | 3 | 3 | 7 | Средний |
16 | Ученик 16 | 3 | 3 | 5 | 11 | Средний |
17 | Ученик 17 | 3 | 1 | 3 | 7 | Средний |
18 | Ученик 18 | 1 | 1 | 3 | 5 | Низкий |
Итого по классу: | Уровень высокий | 2 детей – 11% | ||||
Уровень средний | 11 детей – 61% | |||||
Уровень низкий | 5 детей – 28% |