Файл: Определение рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности: Программы для ЭВМ: Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП), Номер регистрации (свидетельства):2018615000, дата регистрации: 23.04.2018.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сведения о Заказчике и об Оценщике
1.1 Сведения об Оценщике и исполнителе, участвующих в выполнении работ
1.2 Анализ достаточности и достоверности данных
1.3 Допущения, использованные в Отчете
2.1 Анализ социально-экономического развития Российской Федерации за январь, февраль 2018 года[2]
2.2 Анализ рынка денежных переводов физических лиц
3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ
11. Отчет содержит профессиональное мнение оценщика относительно наиболее вероятной цены отчуждения объекта оценки на дату оценки и не является гарантией того, что объект оценки будет отчужден именно по этой цене.
12. Неопределенность, связанная с развитием экономической ситуации в России в целом и рынка объекта оценки в частности, не позволяет сделать однозначный прогноз изменения цен, конкуренции на рынке и основных тенденций его развития. Приведенный в отчете анализ, а также сделанные на его основе расчеты и заключения основаны на информации, доступной оценщику на дату оценки.
13. Мнение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки действительно на дату оценки. Оценщик не принимает на себя никакой ответственности за изменение политических, административных, экономических, юридических, управленческих и иных факторов, которые могут возникнуть после этой даты и повлиять на рыночную ситуацию, а, следовательно, на рыночную стоимость объекта оценки.
14. Сделанный анализ, высказанные мнения и полученные выводы и оценки действительны исключительно в пределах оговоренных допущений и ограничительных условий.
15. В соответствии с Федеральным стандартом оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.
1.4. Другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость
Отсутствуют.
Имущественные права: собственность. Собственник – Иванов Иван Иванович.
В рамках настоящего Отчета под обременением понимается ограничение права собственности и других вещных прав на объект правами других лиц (например, залог, аренда, сервитут и др.). Различают обременения в силу закона и обременения в силу договора.
При подготовке Отчета об оценке обременение прав на оцениваемое имущество исследуется с точки зрения того, как может повлиять наличие обременения на экономические интересы существующего владельца имущества и ожидания предполагаемого инвестора.
В соответствии с предполагаемым использованием оценка проводится без учета каких-либо обременений.
- Описание объекта оценки с приведением ссылок на документы, устанавливающие количественные и качественные характеристики объекта оценки
- Перечень документов на объект оценки
Таблица 8
№ п/п |
Наименование документа |
1 |
Выписка из Реестра программ для ЭВМ на программу для ЭВМ: Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП), Номер регистрации (свидетельства):2018615000, дата регистрации: 23.04.2018 |
2 |
паспорт Иванова Ивана Ивановича |
3 |
Бизнес-план Использования программного обеспечение Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП) на период 2018-2020 гг. |
Источник: данные, предоставленные Заказчиком
В соответствии с федеральными стандартами оценки при определении наиболее эффективного использования объекта оценки определяется использование объекта оценки, при котором его стоимость будет наибольшей.
Понятие наиболее эффективного использования, применяемое в настоящем отчете, определяется как вероятное и разрешенное законом использование изобретения с непременным условием физической возможности, законодательного обеспечения и финансовой оправданности такого рода действий. Решение задачи наиболее эффективного использования заключается в том, чтобы определить такой вариант использования объекта, который обеспечит ему наибольшую остаточную стоимость.
Также ННЭИ предполагает, наряду с выгодами для собственника, особую общественную пользу. Подразумевается, что определение наиболее эффективного использования является результатом суждений на основе аналитических навыков и тем самым выражает лишь мнение, а небезусловный факт. В практике оценки нематериальных активов положение о наилучшем и оптимальном использовании представляет собой предпосылку для дальнейшего определения стоимости объектов.
Для определения наиболее эффективного использования Оценщик провел анализ объекта в соответствии с четырьмя ниже перечисленными критериями:
1) физическая осуществимость - физическая возможность использования объекта.
2) допустимость с точки зрения законодательства – характер предполагаемого использования не противоречит законодательству, ограничивающему действия собственника объекта;
3) финансовая обоснованность – порядок использования объекта должен обеспечить доход собственнику объекта с точки зрения окупаемости;
4) максимальная продуктивность – кроме получения чистого дохода как такового, ННЭИ подразумевает либо максимизацию чистого дохода собственника, либо достижение максимальной стоимости самого объекта.
Оценщиком проведен анализ следующих допустимых законодательством вариантов использования исключительных прав.
Вариант 1: Использование изобретения Правообладателем путем предоставления неисключительных прав.
Вариант 2: Распоряжение исключительным правом путем отчуждения исключительного права.
Ниже проведен анализ каждого варианта по вышеуказанным критериям.
Критерий физической возможности
В соответствии с описанием программы для ЭВМ к свидетельству № 2018615000 оцениваемое программа может быть использована для обеспечения функционирования системы международных денежных переводов (СДП) и применима в операционных и клиринговых центрах СДП, в финансовых и платёжных организациях, предоставляющих услуги по денежным переводам. Программа обеспечивает автоматизацию процессов: бизнес-уровня: формирование клиринговых файлов для расчётов оператора и участников СДП, обеспечение участников СДП информацией о поступивших в их адрес переводах и платежах; прикладного уровня: оформление, контроль и обработка денежных переводов, доставка переводов до получателей; транспортного уровня: организация информационных потоков между операционным центром и участниками СДП.
Промышленная применимость программы является одним из критериев его патентоспособности. Соответствие этому критерию подтверждается, в частности, приведенными в рамках анализа рынка трансграничных денежных.
Таким образом, программа промышленно применима и, следовательно, физически может быть использовано как в деятельности Правообладателя, так и в деятельности предприятий, заинтересованных в обеспечения функционирования системы международных денежных переводов, на условиях лицензионного соглашения с Правообладателем.
Критерий допустимости с точки зрения законодательства
В рамках настоящего отчета производится оценка принадлежащего Правообладателю исключительного права на программу для ЭВМ. В соответствии со статьей 1229 Части 4 ГК РФ Правообладатель вправе использовать права на программу для ЭВМ по своему усмотрению любым непротиворечащим закону способом.
Таким образом, Правообладатель имеет право использовать программу Автоматизированная система обработки денежных переводов (АСОДП) в собственной деятельности (путем учреждения юридического лица и внесения исключительного права на программу в качестве взноса в УК).
Кроме того, Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 ГК РФ). Правообладатель может распорядиться исключительным правом на изобретения следующим образом:
1. Передать исключительное право на изобретение на основе договора об отчуждении исключительного права.
2. Предоставить право использования изобретения по лицензионному договору.
Таким образом, с точки зрения законодательства оба возможных варианта использования оцениваемого изобретения осуществимы.
Критерий финансовой обоснованности
Для оценки соответствия объекта данному критерию необходимо проанализировать каждый из рассмотренных выше вариантов использования изобретения.
Вариант 1. Согласно данным сайта www.fedpay.ru Правообладателем создана организация АО «ФедПэй», которая зарегистрирован Банком России в качестве Оператора платёжной системы FedPay
30 марта 2018 года Банк России зарегистрировал АО «ФедПэй» в качестве оператора платёжной системы (ПС) FedPay (регистрационный номер оператора 0049 в реестре операторов платёжных систем).
Цель организации ПС FedPay – предоставление банкам и компаниям, участникам и партнёрам ПС, а также клиентам (физическим и юридическим лицам) программных интерфейсов для доступа к высокотехнологическим сервисам денежных переводов.
АО «ФедПэй» будет оказывать участникам ПС FedPay информационно-технологические услуги по организации единого информационного пространства субъектов ПС для их взаимодействия в целях оказания платёжных услуг по переводу денежных средств.
АО «ФедПэй» является Оператором, Операционным центром и Клиринговым центром ПС FedPay.
Основной задачей Оператора ПС FedPay является создание системы взаимодействия субъектов ПС и обеспечение организационной и технологической целостности ПС.
В качестве Операционного центра ПС FedPay АО «ФедПэй» создаёт систему электронного документооборота для приёма, обработки и контроля электронных платёжных документов с распоряжениями на отправку, выплату или возврат переводов.
Выполняя функции Клирингового центра ПС FedPay АО «ФедПэй» обеспечивает ведение текущих клиринговых позиций участников ПС и формирование клиринговых файлов с нетто-позициями участников для расчётных центров ПС.
В бизнес-плане, предоставленном заказчиком, приведен расчет финансовой эффективности проекта, подтверждающий его окупаемость и рентабельность.
Также, на высокую потенциальную востребованность услуг, оказываемых с помощью АСОДП, указывает текущая ситуация на рынке, см. раздел 7.
Для запуска опытно-промышленной установки практически не требуются инвестиции.
Таким образом, Оценщик считает Вариант 1 финансово обоснованным.
Вариант 2. В представленном Оценщику бизнес-плане отсутствуют данные о потенциальной готовности предприятий приобрести исключительные права АСОДП для предоставления программы пользователям по лицензионным договорам.
Кроме того, в соответствии общепринятым правилом «25 проценотов», прибыль правообладателя от предоставления прав на программу сократится с 25% от прибыли лицензиата до 6,25%, то есть в 4 раза.
С учетом выше изложенного, а также интервью, проведенных с разработчиком программы, оценщик пришел к выводу, что вариант использования оцениваемой программы путем предоставления исключительного права иным предприятиям представляется маловероятным.
Критерий максимальной продуктивности
Основываясь на представленных в бизнес-плане данных, можно полагать, что использование изобретения в собственной деятельности обеспечит рентабельность бизнеса и прибыль инвесторам.
Анализ второго варианта использования изобретения (на основе предоставления лицензий) Оценщиком не проводится с учетом обоснованной в предыдущем разделе финансовой нецелесообразностью этого варианта.
Таким образом, с точки зрения максимальной продуктивности с учетом финансовой целесообразности в качестве более предпочтительного оценщиком выбран вариант использования изобретения в собственном производстве.