Файл: О развитии понятия числа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 569

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»(ФГБОУ ВО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»)Физико-математический факультетКафедра высшей алгебры, математического анализа и геометрииКУРСОВАЯ РАБОТАпо учебной дисциплине «Избранные вопросы высшей математики и истории математического образования»тема: «О развитии понятия числа»Выполнил студент:группы 09.ПООБ.19.М.1 4 курсаочной формы обучения физико-математического факультетаВафина Рената Рустямовна Научный руководитель:к.п.н., доцент кафедры высшей алгебры, математического анализа и геометрииГ. В. КондратьеваДата защиты: «___» __________ 2022 г.Оценка:_____________________________________________________________(подпись научного руководителя)Регистрационный номер _________Дата регистрации:_______________Мытищи2023 Оглавление Введение 31. Развитие числа и зарождение различных систем счисления 61.1. Появления чисел 61.2. Древние ближневосточные и европейские системы счисления (вавилонская, шумерская, древнеримская, древнегреческая) 81.3. Русская, ацтекская, индийская и китайская системы счисления 102. Продолжение развития числа 132.1. Появление понятий «целого числа», «отрицательного числа» и других видов чисел 132)симметричности: ((a,b)(c,d)') ((c,d)(a,b)); 143)транзитивности: (((a,b)(c,d))h((c,d)(e,f)) ((a,b)(e, f))). 14= К ((асе + bde) + (adf + bcf), (acf + bdf) + (ade + bee)') = 16= K((ac + bd)e + (ad + bc)f, (ac + bd)f + (ad + bc)e^ = (K(a,b) ■ K(c,d)') • K(e,f), 16Определение 6.К(а, b) – К(с, d) = К(а – c,b – d). 162.2. Использование числа в развитии математических, алгебраических теорем (теорема Ролля, числа Фибоначчи и др.) 25Заключение 31Понятие числа прошло длинный исторический путь развития и наука о числах и действиях над ними необходима для прогрессивного развития человеческого общества. Числа составляют часть человеческого мышления и мы порой не отдаем себе отчета, насколько важны они в нашей жизни. 32Список использованной литературы 33 Введение Актуальность исследования истории числа обусловлена тем, что на основе требований современной действительности с ее экономическими, культурными и социальными проблемами существенно меняются основные концепции современного образования. Школе в современном обществе необходимо ориентироваться на личность обучающегося, на его всестороннее развитие. Разнообразные и сложные процессы, которые протекают в современном обществе, требуют обучать, воспитывать и развивать людей, которые будут способны к нестандартному решению проблем, то есть будут обладать творческим или, как сейчас чаще можно услышать, креативным мышлением, основными параметрами которого выступают беглость, оригинальность и гибкость мышления. Современная действительность отличается социальными, культурными и экономическими проблемами, что говорит о необходимости воспитывать и обучать в подрастающем поколении такие личности, которые будут готовы жить и работать в новых социально-экономических условиях, будут способны осуществлять непрерывное образование.На основе таких требований существенно меняются основные концепции современного образования. Школе в современном обществе необходимо ориентироваться на личность обучающегося, на его всестороннее развитие. Ученику необходимо научиться понимать и переживать все изменения, которые вокруг него происходят, чему вполне может помочь вариативное образование. Сегодня мало предоставлять ученику информацию, необходимо обучить его методам самостоятельного ее получения, необходимо научить его анализировать и прогнозировать происходящее. Для этого учащийся должен обладать развитым мышлением.Для развития математического мышления, знаний, умений и навыков в сфере математики, алгебры необходимо расширять кругозор, предлагая интеграцию учебных предметов с различными сторонами окружающей нас действительности. В последнее время задания ЕГЭ по математике содержат задачи по теории вероятностей и комбинаторике. Поэтому необходимо обучать школьников, и старшеклассников в особенности, решению таких задач. Задачи, связанные с разными системами счисления, с разными теоремами (с числами Ролля, числами Фибоначчи и др.), содержат многие популярные издания по математике, их разбирают на занятиях школьных математических кружков, они входят в комплекс заданий на математических олимпиадах.Объект исследования данной работы – исторические особенности развития чисел.Предмет исследования – анализ истории зарождения чисел, особенностей развития разных систем счисления и их роли для развития различных теорем в математической науке.Цель данной работы заключается в изучении истории развития числа во всех его видах для использования полученных результатов в проведении уроков математики.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- охарактеризовать начало появления числа;- выделить древние ближневосточные и европейские системы счисления (вавилонская, шумерская, древнеримская, древнегреческая);- изучить русскую, ацтекскую, индийскую и китайскую системы счисления;- проанализировать появление понятий «целого числа», «отрицательного числа» и других видов чисел;- изучить особенности использования числа в развитии математических, алгебраических теорем (теорема Ролля, числа Фибоначчи и др.).Методы исследования данной работы были основаны на общенаучных методах анализа, синтеза, классификации, обобщения. Также были использованы хронологический, сравнительно-исторический и иные методы.Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.  1   2   3   4

1. Развитие числа и зарождение различных систем счисления

1.1. Появления чисел

1.2. Древние ближневосточные и европейские системы счисления (вавилонская, шумерская, древнеримская, древнегреческая)

1.3. Русская, ацтекская, индийская и китайская системы счисления Развитие понятия о числе осуществлялось и в Древнем Китае. В этой стране цифры обозначались с помощью специальных иероглифов, появившихся примерно 2 тыс. лет до н. э. Однако окончательно начертание их установилось лишь к 3 веку до н. э. И сегодня применяются эти иероглифы. Сначала мультипликативным был способ записи. Число 1946, например, можно представить, используя римские цифры вместо иероглифов, как 1М9С4Х6. Но расчеты на практике производились на счетной доске, где была иной запись чисел – позиционной, как в Индии, а не десятичной, как у вавилонян. Пустым местом обозначался нуль. Лишь около 12 века н. э. появился для него специальный иероглиф.9) Многообразны и широки достижения математики в Индии. Эта страна внесла большой вклад в развитие понятия о числе. Именно здесь была изобретена десятичная позиционная система, привычная нам. Индийцы предложили символы для записи 10 цифр, с некоторыми изменениями использующиеся в наши дни повсеместно. Именно в этой стране были заложены также основы десятичной арифметики. Современные цифры произошли от индийских значков, начертание которых использовалось еще в 1 веке н. э. Изначально индийская нумерация была изысканной. Средства для записи чисел до десяти в пятидесятой степени применялись в санскрите. Сначала для цифр использовалась так называемая "сиро-финикийская" система, а с 6 века до н. э. – "брахми", с отдельными знаками для них. Эти значки, несколько видоизменившись, стали современными цифрами, называемыми сегодня арабскими. Неизвестный индийский математик примерно в 500 году н. э. изобрел новую систему записи – десятичную позиционную. Выполнение различных арифметических действий в ней было неизмеримо проще, чем в других. Индийцы в дальнейшем применяли счетные доски, которые были приспособлены к позиционной записи. Ими были разработаны алгоритмы арифметических операций, в том числе получения кубических и квадратных корней. Индийский математик Брахмагупта, живший в 7-м веке, ввел в употребление отрицательные числа. Далеко продвинулись индийцы в алгебре. Символика их более богата, чем у Диофанта, хотя несколько засорена словами. Европейские народы познакомились с ними благодаря арабам. Известный математик Леонардо Пизанский первым упоминает о них в своем основном труде “Книга Араба” изданном в 1202 году. Польша была одной из первых стран, которая ввела у себя индийскую нумерацию – произошло это в 14 веке. Арифметика, основанная на индийской нумерации, преподавалась в Польше в Краковской академии.На Руси наши предки пользовались алфавитной нумерацией, то есть числа изображались буквами, над которыми ставится значок – называемый «титло». Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки.Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите. Рисунок 1.4 – Отражение числен в системе счисления Древней РусиДля обозначения больших чисел славяне придумали свой оригинальный

2. Продолжение развития числа

2.1. Появление понятий «целого числа», «отрицательного числа» и других видов чисел

2.2. Использование числа в развитии математических, алгебраических теорем (теорема Ролля, числа Фибоначчи и др.)

Заключение

Список использованной литературы



Но это значит, что теперь мы можем всякое «отн.» заменить на «приб.», и, таким образом, обойтись только одним действием. Например, вместо (+5) приб. (+1) отн (+4) приб (-3) отн (-9) написать: (+5) приб (+1) приб (-4) приб (-3) приб (+9). То есть действие вычитания отменяется! А поэтому выражения, содержащие знаки сложения и вычитания, можно называть просто суммой, поскольку всё сводится к суммированию. Но тогда какой смысл писать знак действия «приб» в подобных суммах, если этот знак всюду один и тот же? Можно писать только одни слагаемые, а знак действия «приб» подразумевать. Правда, у нас есть ещё одно действие, которое можно не писать: умножение. Зачем писать знак умножения между несколькими множителями, если этот знак один и тот же? Ведь можно писать только одни множители. А чтобы отличить сумму нескольких слагаемых (пусть даже двух), написанных без знака «приб», от произведения, написанного без знака умножения, договоримся слагаемые в сумме писать без скобок, а множители в произведении — со скобками. Например, сумму (+5) приб (+1) приб (-4) приб (-3) приб (+9) запишем как +5 + 1 - 4 - 3 + 9, а произведение как (+5) (+1) (-4) (-3) (+9).

Аналогично тому, как свели действия сложения и вычитания только к одному сложению, можно все действия свести только к одному вычитанию. Ведь очевидно, что прибавить число - это отнять такое же число, только с противоположным знаком. Например, (+5) приб (+3) = (+5) отн (-3), (+1) приб (-4) = (+1) отн (+4). То есть прибавить отрицательное число - всё равно, что отнять положительное.

Но тогда в сумме типа +5 + 1 - 4 - 3 + 9 знак «+» играет ту же роль, что и «приб», а знак «-» ту же, что и «отн». При этом как прибавляются, так и отнимаются положительные числа. Видно, что здесь напрашивается ещё одно допущение: положительные числа можно писать без знака. Получается, что выражение 5 + 1 - 4 - 3 + 9 (с учётом последнего допущения знак перед числом 5 уже не пишем) можно толковать по-разному:

  1. К положительному числу 5 прибавляется положительное число 1, затем прибавляется отрицательное (-4), далее прибавляется отрицательное (-3) и, наконец, прибавляется положительное число 9. Здесь «+» и «-» - знаки положительных и отрицательных чисел. Знак действия «приб» подразумевается.

  2. К положительному числу 5 прибавляется положительное 1, отнимается положительное 4, отнимается положительное 3 и прибавляется положительное 9. Тут «+» и «-» играют ту же роль, что «приб/отн», все числа положительные.

Как видим, оба толкования не противоречат друг другу. Таким образом, знаки «+» и «-» в одних и тех же выражениях выполняют одновременно две функции: их можно считать как знаками перед соответствующими числами, так и знаками действий сложения и вычитания. Вопрос выбора - дело вкуса.


Обратимся к умножению.

Умножить положительное число «а» на положительное число «b» - означает отложить направленный отрезок «а» «b» раз, приставляя каждый раз начало к концу. Не будем вдаваться в подробности, что значит «b» раз, ведь «b» может быть не только целым числом. Допустим, что этот вопрос разрешён. Допустим также, что очевидны коммутативное (ab = ba) и ассоциативное ((ab)c = = a(bc) = abc) свойства умножения. Перенесём эти свойства из положительных на все числа. Понятно, что умножить отрицательное число (-х) на положительное «b» - отложить направленный против оси отрезок «b» раз. При этом получится направленный также против оси отрезок, т.е. отрицательное число (-хЬ). Как умножить положительное число «а» на отрицательное (- у)? Избежать откладывания «минус у раз» поможет коммутативное свойство: а(-у) = (-у)а, т.е. произведение положительного числа на отрицательное равносильно умножению отрицательного на положительное, что мы уже умеем делать. При этом получится отрицательное число (-ау) или (-уа). В частности, умножая положительное число «а» на (-1), получим отрицательное число (-а). На языке направленных отрезков это означает, что отрезок «а» перевернётся. Вот это свойство распространим на любой отрезок, какой бы он ни был: умножение на (-1) или просто знак «минус» переворачивает его в противоположную сторону. Таким образом, получаем третью функцию знака «минус» перед любым числом или выражением: он означает перемену знака этого числа или выражения. Очевидно, что знак «плюс» означает сохранение знака.

Используя вышесказанное, а также свойство ассоциативности умножения, докажем, что при умножении «минус» на «минус» даёт «плюс». Пусть «b» и «у» положительные числа:

(-b)(-y) = (-1)b(-y) = (-1) (b(-y)) =
=
(-1)(-by) = - (-by) = by.

В последнем действии знак «минус» перед скобкой меняет знак выражения в скобках. Заметим, что в правиле «минус» на «минус» даёт «плюс» (да и во всех других правилах) «b» и «у» можно считать числами не только положительными, но и любого знака.

Теперь можем трояко толковать знаки «+» и «-» в алгебраических (и числовых) выражениях. Так, в выражении а - b+ c знак «минус» пред «а» может означать:

  1. следует взять выражение «а» с противоположным знаком;

  2. поставив впереди в качестве слагаемого число 0, получим равносильное выражение 0 - а - b+ c; тогда тот же знак минус будет означать: от нуля отнимается выражение «а»;

  3. с тем же нулём: к нулю прибавляется выражение «а», взятое с противоположным знаком.


Второй знак «минус»: либо от предыдущего отнимается выражение «b» со своим знаком, либо к предыдущему прибавляется «b» с противоположным знаком.

Наконец, знак «плюс»: к предыдущему прибавляется выражение «с» со своим знаком.

Следует подчеркнуть, что «прямое» толкование знаков «+» и «-», как знаков положительных или отрицательных чисел, возможно лишь для простых числовых выражений. Например, - 4; + 7;

  • 3,2; + 1/3. Здесь ясно, какие числа положительные, какие отрицательные. Другое дело в буквенных выражениях. «-а» вовсе не означает, что перед нами отрицательное число, всё зависит от «а»: если «а» отрицательное, то «-а» будет положительным. Знак «минус» играет роль перемены знака «а». Число «+а» или просто «а» не всегда положительно. Здесь знак «плюс» сохраняет знак «а»: при отрицательных «а» «+а» будет отрицательным.

Наделяя каждый из знаков «+» и «-» тремя функциями (знак числа, действия прибавить-отнять, сохранение-перемена знака), можно производить замену знаков в числовых и буквенных выражениях. Как заменить «прибавить» на «отнять» и наоборот в числовых выражениях, мы уже знаем. Далее: например, дано выражение «а» или число (7). Но нам нужно, чтобы впереди стоял знак «минус». Пишем: — (—а) или —(—7). Аналогично при необходимости иметь знак «плюс» при (-Ь или (-8): + (-Ь или + (-8).

Выражение ab + cd можем преобразовать к виду a + (-b) + c + (-d) и смотреть на знаки «+» как на «прибавить», или к виду a - b - (- c) - d и смотреть на знаки «-» (за исключением одного) как на «отнять».

Заметим, что многие правила действуют, только если то или иное выражение приведено к определённому виду. Так, правило «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» можно применять, только когда слагаемые именно «прибавляются». Например, а - b сначала надо привести к виду а + (- b), чтоб было «прибавить», это и делает знак «+», и только потом пользоваться правилом. Тогда получится (- b) + а или - b + а. В формуле приведения cos^ - о) = sinoнадо, чтобы в скобках было «отнять». Поэтому, прежде чем применить эту формулу к выражению cosl—+ о I, надо в скобках «прибавить» превратить в «отнять»: cosl-а(-а)|, и только после 12 - этого по начальной формуле получить sin(-a).

Таким образом, каждый из знаков «+» и «-» выполняет одновременно три функции: определяет знак числа: положительное, отрицательное; обозначает действия сложения, вычитания; сохраняет или меняет на противоположный знак числа или выражения.


Учитывая эти функции, можно преобразовывать выражения в свою пользу и производить всевозможные вычисления рациональным образом.

При выполнении арифметических действий можно прийти к соотношению неопределённостей, например, вида ноль, делённый на ноль. Для раскрытия соотношения неопределённостей функции заменяют на производные, в результате может получиться любое число от нуля до бесконечности (о). Следует отметить, что бесконечность это не число, а знак, обозначающий запрещённое действие – деление на нуль. Запрещённое действие не может дать какой-либо результат, это запрещено юридически. Бесконечность не может участвовать в арифметических действиях, если она всё же встречается в формулах, результат должен определяться по заранее установленным таблицам.


2.2. Использование числа в развитии математических, алгебраических теорем (теорема Ролля, числа Фибоначчи и др.)



Согласно ФГОС и разработанным на их основе типовым документам – Основной образовательной программе и Рабочей программе по математике, на уроках математики в старшей школе необходимо изучать не только основные математические объекты (числа, геометрические фигуры, алгебраические и аналитические модели), но и «формировать представления о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» [8].

Для реализации данной цели программа по математике для старшей школы включает в себя элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. В последнее время задания ЕГЭ по математике содержат задачи по теории вероятностей и комбинаторике. Поэтому необходимо обучать старшеклассников решению таких задач.

Комбинаторикой называется раздел математики, изучающий задачи выбора и расположения элементов из некоторого основного множества в соответствии с заданными правилами. Формулы и комбинаторные принципы применяются в теории вероятностей, чтобы подсчитать вероятности случайных событий и получить законы распределения случайных величин. Также комбинаторика затрагивает сложнейшие области математики. По мнению гениального математика Пала Эрдеш, комбинаторные задачи с первого взгляда можно принять за элементарные, с которыми справится даже ребенок, однако на деле понимаешь, что решение их невозможно найти. В любом случае комбинаторика дает возможность лучше понять реальность, позволяет исследовать закономерности массовых случайных явлений, правильно понимать статистические закономерности, которые проявляются в природе и технике.

Комбинаторика включает в себя много задач, часто трудных и интересных, не имеющих отношение к чьему-то имени. Каждая такая задача содержит в себе «маленькую математическую теорию», у которой есть своя история, своя проблематика и свои методы [9]. В качестве такой теории выступает теория чисел Фибоначчи. Числа Фибоначчи – одна из наиболее увлекательных глав элементарной математики. Задачи, связанные с числами Фибоначчи, содержат многие популярные издания по математике, их разбирают на занятиях школьных математических кружков, они входят в комплекс заданий на математических олимпиадах [10].