Файл: Функции менеджмента (Реализация основных функций менеджмента в ООО «ФОРВАРД»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы: при условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.

Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка. Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами.

Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии. Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1. Рассмотреть теоретические основы функций менеджмента

2. Рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ООО «ФОРВАРД».

3. Дать рекомендации для ООО «ФОРВАРД».

В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента.

В качестве субъекта исследования в работе выступает организация ООО «ФОРВАРД».

Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия. Практическая значимость работы заключается в возможности рассмотрения недостатков существующей структуры и ее оптимизации.

В работе использованы труды следующих авторов: Албастова Л. Н., Брасс А. А., Балашов А.П., Вердиева Ю.Н., Данько Т.П., Коргова М.А. . Хартанович К. В. и др.


Глава 1. Природа и состав функций менеджмента
    1.1. Понятие функций  менеджмента

Управление в организации играет доминирующую роль для достижения целей максимизации прибыли и увеличения доли рынка.

Основная цель управления - достижение целей при наиболее эффективном использовании организационных ресурсов.

Менеджмент - это искусство делать что-то через людей в формально организованных группах. Для этого менеджер выполняет некоторые фундаментальные функции. Они называются управленческими функциями и в основном состоят из пяти элементов [1, с. 15].

Функции менеджмента - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. [3, с. 56] Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль [2, с. 9]. 

К функциям менеджмента относятся:

1. Планирование

2. Организация

3. Штатное расписание

4. Режиссура

5. Управление

6. Координация

1.2. Основные функции  менеджмента

В этой главе я рассмотрю несколько примеров функции управления, разработанные разными экспертами. 

Генри Файоль, отец принципов управления, классифицировал управленческие функции следующим образом: планирование, включая прогнозирование, организация, командование, координация и контроль.

Гулик и Урвик разделили функции управления на семь. Для описания функций управления придумали слово «PODSCORB», которое представляет собой инициалы этих семи функций, т. е. P означает планирование, O-организацию, S-штатное расписание, D-руководство, Co-координацию, R-отчетность и B-бюджетирование[10, с. 5].

Согласно Р. К. Дэвису, существует три функции управления [2, с. 16], а именно:

(а) планирование;

(б) мотивация;

(в) контроль.

В то время как Г. Р. Терри классифицировал функции управления на четыре, а именно:


(а) планирование;

(б) организация;

(в) активизация;

(г) контроль.

Кунц и О'Доннелл разделили функции управления на пять групп. Они заявили, что наиболее полезным методом классификации управленческих функций является их группировка вокруг деятельности по планированию, организации, укомплектованию штатов, руководству и контролю. Таким образом, по их словам, существует пять функций управления [7, с. 35].

Из приведенного выше исследования можно утверждать, что функции варьируются от трех до восьми и существует единодушие только в отношении трех функций, а именно. - планирование, организация и контроль. Функции управления, которые связаны с управлением человеческим поведением для достижения поставленных целей, были названы различными авторами как командование, мотивация или общение [4, с. 23]. Некоторые авторы ввели кадровые функции путем разделения социального аспекта организации.

Некоторые авторы рассматривают «координацию» как отдельную функцию. Но поскольку основной целью всех управленческих функций является достижение координации в организованных человеческих усилиях, координация является сущностью управления, и ее нельзя рассматривать как отдельную функцию.

Кунц и О'Доннелл заявили, что на практике не всегда возможно «аккуратно распределить всю управленческую деятельность по этим категориям, поскольку функции имеют тенденцию к объединению».

По словам профессора Хайманна, полезно рассматривать эти управленческие функции как непрерывное круговое движение. Они перетекают друг в друга, и порой трудно понять, где заканчивается один и начинается другой [17, с. 8].

Учитывая все эти взгляды на функции управления, можно сказать, что управление включает в себя следующие функции:

1.Планирование связано с определением целей, которые должны быть достигнуты, и курса действий, которые должны быть предприняты для их достижения. Прежде чем приступать к какому-либо действию, необходимо решить, как будет выполнена работа, где и как она должна быть выполнена. Таким образом, планирование подразумевает принятие решений о том, что должно быть сделано, как это должно быть сделано, когда это должно быть сделано и кем это должно быть сделано. Планирование помогает в достижении поставленных целей эффективно и результативно [14, с. 60]. Планирование предполагает выбор целей и стратегий, политики и программ, а также процедур их достижения.

Функция планирования выполняется менеджерами на каждом уровне, потому что планирование может быть либо для всего предприятия, либо для любого его раздела или отдела [19, с. 31]. Планирование пронизывает всю гамму управленческой деятельности, а также является непрерывным и бесконечным. В то время как руководители высшего уровня уделяют больше времени планированию, руководители более низкого уровня следуют политикам, программам и процедурам, установленным высшим руководством. Для любой предпринимательской деятельности планирование является необходимым условием для осуществления любой деятельности, а также для обеспечения надлежащего использования ресурсов предприятия для достижения желаемых целей [5, с. 46]. Планы могут быть классифицированы на постоянные планы и планы одноразового использования. Постоянные планы включают цели, политику, процедуры, методы и правила, а одноразовые планы включают бюджеты, программы, стратегии и проекты.


Вся функция планирования вращается вокруг следующего:

  1. Определение целей для организации.
  2. Разработка политики, бюджетов, программ и графиков.
  3. Разработка планов действий как стратегического, так и оперативного характера.
  4. Прогнозирование.
  5. Принятие решений.

Планирование-это непрерывный процесс, убедительная функция, выполняемая на всех уровнях управления.

2. Организация: по словам Файоля: "Организовать бизнес — значит обеспечить его всем необходимым для его функционирования-сырьем, инструментами, капиталом и персоналом." [21, с. 55] Таким образом, организация предполагает объединение трудовых и материальных ресурсов для достижения поставленных предприятием целей. [2, с. 37]

Организация включает в себя следующий процесс:

  1. Определение и определение видов деятельности, связанных с достижением целей, поставленных руководством;
  2. Группирование видов деятельности по логическому принципу;
  3. Распределение деятельности по конкретным должностям и лицам; и
  4. Делегирование полномочий своим должностям и сотрудникам, с тем чтобы они могли выполнять возложенные на них функции.

Организационная функция помогает в повышении эффективности работы предприятия. Кроме того, избегая повторения и дублирования деятельности, он снижает эксплуатационные расходы предприятия.

Но организационная функция может быть полезна предприятию только тогда, когда существуют четкие и поддающиеся проверке цели и четкое понимание деятельности, необходимой для достижения поставленных целей, а также четкое определение полномочий, возложенных на руководителей всех уровней [15, с. 53].

3. Штатное расписание: каждое предприятие очень сильно заботится о качестве своих сотрудников, особенно менеджеров. Кадровая функция связана с этим аспектом управления. Управленческая функция кадрового обеспечения включает укомплектование кадрами организационной структуры посредством надлежащего и эффективного отбора, оценки и развития персонала для выполнения функций, предусмотренных в структуре. [17, с. 25]

Таким образом, кадровые функции включают в себя:

  1. Надлежащий отбор кандидатов на соответствующие должности;
  2. Надлежащее вознаграждение;
  3. Надлежащую подготовку и повышение квалификации, с тем чтобы они могли эффективно выполнять свои организационные функции; и
  4. Надлежащая оценка персонала.

После разработки планов и разработки структуры организации руководители стремятся заполнить имеющиеся в организации вакансии подходящими людскими ресурсами [10, с. 43].


Для этого необходимо выполнить следующие функции:

  1. Определение потребности в рабочей силе для всей организации.
  2. Организация выявления подходящих кандидатов и убеждение их подать заявки на вакансии.
  3. Выбор подходящих кандидатов.
  4. Разработка кадровой политики для управления трудовыми ресурсами организации.
  5. Периодическая подготовка трудовых ресурсов и их развитие.
  6. Компенсация рабочей силы и стимулирующие решения.
  7. Установка механизма рассмотрения жалоб.
  8. Периодическая оценка кадровых ресурсов и принятие решений о повышении в должности.
  9. Передача, продвижение по службе, дисциплинарные взыскания и прекращение.
  10. Мотивация сотрудников.
  11. Внедрение мер благосостояния сотрудников и возможностей карьерного роста.

Все вышеперечисленные области относятся к сфере кадрового обеспечения [19, с. 35].

Кадровую функцию выполняет каждый руководитель предприятия, так как он активно связан с подбором, отбором, обучением и оценкой своих подчиненных. Например, совет директоров предприятия осуществляет кадровую функцию путем подбора и оценки руководителя, который, в свою очередь, выполняет эти функции по отношению к своим подчиненным, таким как руководители подразделений или департаментов предприятия. Аналогичным образом, руководители департаментов или их подчиненные также выполняют кадровую функцию [2, с. 89].

Кадровая функция является сложной управленческой функцией, поскольку она связана с отбором лиц, обладающих надлежащей квалификацией и психически хорошо приспособленных к данной ситуации [9, с. 78].

3.Направление является одной из важных функций управления и является искусством и процессом достижения цели. В то время как другие функции, такие как планирование, организация и укомплектование персоналом, являются всего лишь подготовкой к выполнению работы, функция управления фактически начинает работу.

Руководство направлено на то, чтобы побудить членов организации работать эффективно и результативно для достижения целей организации. Руководство подразумевает, что менеджер рассказывает подчиненным, как они должны выполнять порученные им задания. Он занимается управлением, надзором и мотивацией подчиненных для достижения целей предприятия. По словам Джозефа Масси: «Руководство касается общего способа, которым менеджер влияет на действия своих подчиненных. Это последнее действие менеджера, которое заставляет других действовать после того, как все приготовления завершены». [19, с. 84]