Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Форвард») (Теоретические аспекты коммерческой деятельности оптового торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, сущность и содержание
1.2. Содержание и значение оптовой коммерческой деятельности
1.3. Классификация оптовых торговых предприятий
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на примере ООО «Форвард»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО «Форвард»
Глава 3. Направления совершенствования коммерческой деятельности ООО «Форвард»
3.1. Разработка рекомендаций по оптимизации коммерческой деятельности предприятия
3.2. Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Качественное управление коммерческой деятельностью оптово посреднических предприятий способствует принятию более обоснованных управленческих решений и повышению эффективности торговых процессов, что, в свою очередь, приводит к получению высокой прибыли, не только самой оптово-посреднической организации, но и промышленных предприятий-поставщиков.
Оптовая торговля важное звено, имеющее взаимосвязь с реализацией товаров, а также имеет способность четко регулировать региональные и отраслевые рынки за счет накопления и перемещения товаров. Поэтому проблема совершенствования управления коммерческой деятельностью оптово-посреднических предприятий в последнее время привлекает все большее внимание исследователей. Однако, до сих пор не разработано четких механизмов оптимизации коммерческой деятельности предприятий оптового посредничества, которые бы носили универсальный характер и были адекватны требованиям сегодняшнего дня.
Вопросы организации и управления коммерческой деятельности рассматриваются в работах многих авторов. Среди современных исследователей следует выделить таких как А.Л. Бобков, Р.И. Бунеева, С.Н. Виноградова, Л.А. Жигун, Г.Г. Иванов, Л.И. Кравченко и других.
Актуальность выбранной темы обусловила цель нашего исследования – изучить теоретические и методические аспекты организации коммерческой деятельности оптово-посреднического предприятия, выполнить анализ, выявить недостатки и разработать мероприятия по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия;
- провести анализ организации коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на примере ООО «Форвард»;
- разработать предложений по оптимизации коммерческой деятельности предприятия и оценить их эффективность.
Объект исследования - ООО «Форвард»
Предметом исследования являлись особенности организации коммерческой деятельности ООО «Форвард» и способы повышения ее эффективности.
Методический инструментарий исследования состоит из анализа и синтеза теоретических материалов и экономико-статистических методов (сравнение, группировка, графического) и т.д.
Информационная база работы включает труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные теме исследования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также данные отчетности и внутренние документы ООО «Форвард».
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами основной части, заключением, списком использованной литературы и приложением.
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, сущность и содержание
Рассмотрение теоретических аспектов исследуемой темы необходимо начать с определения содержания основного понятия. Понятие коммерческой деятельности рассматривалось, как зарубежными, так и отечественными учеными. Подходы к ее определению различных авторов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определение понятия коммерческой деятельности с точки зрения экономической литературы
Автор |
Определение |
Г.Г. Иванов [12, c. 18] |
Коммерческая деятельность- это гармоничное сочетание получения прибыли предприятием и удовлетворение требований потребителей |
А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь [1, c. 33] |
Коммерческая деятельность- это деятельность по купле-продаже и хранения товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли |
С.Н. Виноградова [4, c. 19] |
Коммерческая деятельность- это технология торговли как совокупность способов рациональной организации и методов эффективного выполнения операций торгово-технологического процесса |
Л.И. Кравченко [13, c. 8] |
Коммерческая деятельность- это система оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли |
Таким образом, по мнению большинства авторов, коммерческая деятельность − это деятельность, направленная на организацию и управление процессами купли продажи для удовлетворения спроса потребителей и увеличение капитализации ее субъекта в условиях конкурентной среды.
Основной целью коммерческой деятельности является обеспечение максимальной выгодности коммерческих операций при удовлетворении потребностей покупателей [16, c. 7].
Основными задачами коммерческой деятельностью для достижения данной цели являются:
- изучение и анализ источников закупки товаров и выбор наиболее оптимальных;
- установление договорных отношений с поставщиками, обеспечивающих выгодное партнерство;
- анализ тенденций развития рынка и учет внешних условий при осуществлении купли и продажи товаров;
- предоставление потребителям такого разнообразия товаров, чтобы они имели возможность приобрести то, что соответствует их запросам;
- сокращение издержек обращения [16, c. 8].
Таким образом, основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров (услуг) такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности, как покупателей, так и продавцов.
Содержание коммерческой деятельности торговой организации перечислено на рисунке 1.
Рис. 1. Содержание коммерческой деятельности организации [12, c. 14]
Содержание коммерческой деятельности выражается в нескольких этапах, которые должны учитывать влияние внутренних и внешних факторов. Такими этапами являются:
- изучение и прогнозирование рынка;
- формирование и стимулирование спроса;
- изучение спроса и определение потребностей в товарах;
- закупка товаров и услуг;
- коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;
- реклама на товары и услуги;
- формирование ассортимента и эффективное управление товарными запасами;
- ценообразование [5, c. 52].
На каждом из перечисленных этапов выполняются определенные коммерческие операции. При этом следует иметь в виду, что содержание операций может отличаться в зависимости от того на какой стадии процесса товародвижения они осуществляются.
Таким образом, характер и содержание выполняемых операций при осуществлении коммерческой деятельности будут зависеть от избранной формы продвижения товара и той стадии, на которой этот товар находится.
Основными принципами организации коммерческой деятельности по мнению такого автора как О. В. Памбухчиянц являются:
- полная самостоятельность и равноправие всех субъектов современного рынка;
- приспособляемость коммерческих функций к ситуационным изменениям рынка;
- ответственность за выполнение взятых обязательств перед партнерами по купле-продаже товаров;
- взаимодействие коммерческой деятельности с маркетингом и менеджментом;
- предвидение коммерческих рисков;
- адаптация работников коммерческого предприятия к новым условиям работы;
- получение прибыли от реализуемой продукции;
- выделение приоритетов;
- неразрывная связь коммерции с принципами маркетинга;
- нацеленность на достижение конечного результата организации [19, c. 24].
Эффективность коммерческой деятельности зависит от ряда факторов. Все их можно разделить на две группы: внутренние и внешние (см. рис. 2).
Рис. 2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность коммерческого предприятия [20, c. 136]
Факторы внешнего воздействия оказывают непосредственное влияние на деятельность организации. Покупатели – создают спрос на товары, который должно удовлетворить торговое предприятие относительно цены, качества, ассортимента. Поставщики – определяют ассортимент товаров, качество, сроки и условия поставки товаров, порядок расчетов, наличие скидок и т.д. Конкуренция не только на рынке сбыта, но и на закупку товаров, рынка кадров, информации, страховых и иных услуг. Банковская система влияет на обеспечение организаций финансовыми ресурсами, осуществляемый порядок расчетов, хранения денежных средств и иное. Биржи, ярмарки, выставки являются источником о товарах самой фирмы и поставщиков, новых товарах, технологиях и т.д. [9, c. 65].
Так же существуют внутренние факторы – это ресурсы самой организации: материальные, финансовые, трудовые, информационные и инвестиционные. Материальные ресурсы – это товарные запасы, основные фонды, товарные запасы, оборотные средства. К финансовым ресурсам относятся денежные средства, финансовые вложения. Трудовые – это персонал организации [8, c. 11].
Таким образом, эффективное осуществление коммерческой деятельности современных организаций требует теоретического и практического опыта в различных областях, таких как: экономика, финансы, коммерческое право, менеджмент.
1.2. Содержание и значение оптовой коммерческой деятельности
Согласно А.И. Гинзбургу, «Торгово-посредническая деятельность – это инициативная, самостоятельная деятельность юридических и физических лиц по выполнению коммерческих операций, связанных с куплей-продажей товаров и установлением коммерческих связей от имени или по поручению третьей стороны» [7, c. 61].
Предприятия оптовой торговли специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями - производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
- поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
- формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
- закупка товаров у производителей, их доставка, хранение;
- обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
- информационное обслуживание;
- маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий [12, c. 70].
Схематично организация оптовой торговли изображена на рисунке 3.
Рис. 3. Организация оптовой торговли [12, c. 70]
Широкое распространение торгово-посредническая деятельность в настоящее время получила благодаря тому, что оптово-посреднические организации (ОПО) посредством своих контактов, опыта и специализации позволяют обеспечить широкую доступность товара. Предприятия используют посредников в различных целях (таблица 2).
Таблица 2
Причины и цели использования посреднических услуг [12, c. 71]
Цель |
Причины |
Наиболее квалифицированное обеспечение удобства приобретения товара по факторам времени, места, формы и собственности |
Организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов |
Снижение уровня запасов готовой продукции или необходимых материально-технических ресурсов |
|
Уменьшение количества снабженческо-сбытовых операций |
|
Достижения высокой оперативности реакции на изменения рыночной конъюнктуры |
Создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара |
Повышение степени конкурентоспособности товаров |
|
Обеспечение доступа к первичной рыночной информации |
Виды и характер торговых посреднических операций оговариваются функциями, которые выполняются посредниками (см. таблица 3).
Таблица 3
Функции оптовых посредников [10, c. 15]
Функция |
Содержание функции |
Исследовательская работа |
Сбор информации, необходимой для планирования и улучшения обмена |
Стимулирование сбыта |
Краткосрочные меры, направленные на возбуждение быстрой реакции рынка в ответ на предлагаемый предприятием товар |
Установление контактов |
Налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями; |
Приспособление товаров |
Подгонка товара под требования покупателей |
Организация товародвижения |
Транспортировка и складирования товаров |
Финансирование |
Поиск и использование средств для покрытия расходов деятельности по доставке товаров к потребителям |
Принятие риска |
Принятие на себя ответственности за доведение товаров до конечных потребителей |