Файл: Таможенная экспертиза вкусовых товаров (на примере специй).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Нормативно – правовые основы таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе.
Нормативно-правовую базу таможенного союза прежде всего состовляют:

- международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные);

- все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно разделить на 8 блоков. Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи(7 международных договоров). Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС). Акты, определяющие меры нетарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС). Акты, касающиеся таможенного регулирования на таможенной территории ТС(18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС). Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС). Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров). Акты, определяющие ведение статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров). Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных договора). Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения комиссии ТС).Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) -- кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником правового регулирования таможенных отношений в таможенном союзе Евразийского экономического сообщества, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами Нормативную базу таможенного союза составляют:


- международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные)

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи:

1. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года вступил в силу 23.12.1999г. в РБ, РК и 02.07.2001г. в РФ;

2. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года (с изм. От 25.01.06 и от 06.10.07) вступил в силу 30.05.03, 28.08.06 и 21.11.08 (изм.);

.   Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года вступило в силу 01.09.2010;

.   Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединение к ним от 06 октября 2007 года вступил в силу 11.12.2008г

Глава 2. Анализ таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе

2.1. Оценка правоотношений в системе таможенно – тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности

Традиционно предмет таможенного права определяется как общественные отношения, складывающиеся в сфере таможенного дела. Таможенное дело, согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О таможенном регулировании») представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации. Таможенное дело по своей природе представляет собой инструментарий таможенного регулирования. Определения таможенного регулирования содержатся в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) и в ФЗ «О таможенном регулировании». Так, согласно п. 1 ст. 1 ТК ЕАЭС единое таможенное регулирование включает в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском,

иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами. Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ «О таможенном регулировании» таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Метод таможенного права. Существует два подхода к методу отрасли. Согласно первому подходу у отрасли прав может быть либо императивный метод, либо диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Таможенное право относится к отрасли права с императивным методом. Однако и в таможенном праве встречаются элементы диспозитивности (например, на началах диспозитивности строятся отношения между декларантом и субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела). Согласно второму подходу у каждой отрасли права есть специфичный метод, который определяется по таким параметрам, как правовое положение сторон, основание возникновения прав и обязанностей и характер защиты нарушенных прав. Метод таможенного права характеризуется следующим:

1) правовым положением сторон, для которого характерны:

а) императивность, определённость их прав и обязанностей;

б) преобладание обязывающих и запрещающих норм;

в) отношения власти-подчинения, преобладающее субординационное начало. Широко распространены и отношения реординации (жёсткой связанности правом поведения обеих сторон);

г) одной из сторон, как правило, выступает государство в лице государственных органов (публичность); 9

2) основаниями возникновения правоотношений и спецификой установления прав и обязанностей:

а) таможенные отношения возникают, как правило, по инициативе одной из сторон;

б) права и обязанности сторон определяются преимущественно в международно-договорном и законодательном порядках. При этом служащим таможенных органов разрешено только то, что прямо предусмотрено законом или международным актом, а иным лицам — то, что не запрещено законом;


в) основными юридическими фактами являются юридические акты;

3) характером защиты нарушенных прав. Помимо универсальной судебной защиты важное значение имеет обжалование решений, действий, бездействия таможенных органов и их должностных лиц в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

Также ст. 49 ФЗ «О таможенном регулировании» предусматривает возможность обжалования решений, действий, бездействия должностного лица таможни или таможенного поста в связи с ввозом в и (или) вывозом из РФ товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства (состава транспортных средств). В этом случае заинтересованное лицо может устно обратиться к вышестоящему должностному лицу, которое должно незамедлительно рассмотреть жалобу и в течение 3 часов принять по ней решение. По требованию заинтересованного лица в письменной форме составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощённом порядке. Таким образом, мы убедились, что неоднородность предмета правового регулирования определяет и неоднородность метода.

Можно выделить 4 группы таможенных отношений:

1) между таможенными органами и иными лицами;

2) отношения, связанные со службой в таможенных органах;

3) организационные отношения между таможенными органами;

4) отношения между лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и субъектами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Столь разнородные группы общественных отношений объединяет то, что они возникают в связи и по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
2.2. Анализ показателей таможенно-тарифного регулирования в Евразийском экономическом союзе

В 2019 году в соответствии с пунктом 5 части II Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) от 15 апреля 1994 года завершилась поэтапная реализация тарифных обязательств, начатая в 2012 году.

В соответствии с перечнем обязательств России перед ВТО в 2019 - 2020 гг. реализовано снижение ставок ввозных таможенных пошлин по 135 подсубпозициям действующего Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (1,1% от общего количества 10-значных позиций), с 2020 года осуществлен переход от тарифной квоты к плоскому тарифу на свинину (до уровня ставки 25%).

В 2019 году решения о представлении и применении новых тарифных льгот не принимались, а в 2020 году перечень тарифных льгот был расширен мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV:


- решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 16 марта 2020 года N 21 утвержден перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в целях реализации государствами - членами ЕАЭС мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV и в отношении которых предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на срок с 3 апреля до 30 сентября 2020 года;

- решением Совета ЕЭК от 3 апреля 2020 года N 33 установлен перечень товаров критического импорта, в отношении которых предоставлялась льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины на срок с 18 апреля по 30 июня 2020 года.

С 1 января 2020 года введены новые нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами ЕАЭС: для России такой норматив установлен в размере 85,065%.

В 2019 году подписаны Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Республикой Сингапур, а также между ЕАЭС и Республикой Сербия.В 2020 году мировая экономика и торговля столкнулись с беспрецедентным в мирное время экзогенным шоком, особенностью которого является то, что государства сами накладывают серьезные ограничения на экономическую активность и трансграничный поток товаров, услуг и рабочей силы. При этом ущерб по основным макропоказателям ожидается больше, чем во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов. По оценке МВФ, мировой ВВП в 2020 году упадет на 4,9%, что будет являться глубочайшей рецессией за все послевоенное время. Вместе с тем, мировая торговля товарами и услугами пострадает более существенно. По оценкам ВТО, падение мировой торговли товарами в 2020 году составит от 13 до 32%. Оценка влияния пандемии COVID-19 на мировую торговлю услугами затруднена, однако, вероятно, негативное воздействие будет еще сильнее, чем в торговле товарами. Только в сфере международных туристических услуг (занимающих около четверти всей мировой торговли услугами) по оценкам ОЭСР ожидается спад от 45 до 70%. Однако более глубокий спад мировой торговли и внешнеэкономической деятельности в 2020 году, возможно, лишь усиливает уже существовавшие ранее тенденции, отраженные в докладе за 2019 год. Воздействие пандемии, связанное с разрывом человеческих, торговых, логистических и производственных связей (например, карантины в портах, ограничения на авиаперевозки, приостановка трудовой миграции и туризма) не противоречит, а, скорее, заостряет ярко проявившиеся в 2019 и в предыдущие годы тенденции деглобализации и протекционизма. Важно понять, насколько долгосрочными будут эффекты пандемии для мировой экономики в целом, и для внешнеэкономической деятельности государств в частности. Можно предположить, что спад внешнеэкономической деятельности (ВЭД) –