Файл: Таможенная экспертиза вкусовых товаров (на примере специй).docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
долгосрочная тенденция, лишь усиленная пандемией. В этом случае перед Россией встанут новые вызовы в области ВЭД. Первые месяцы 2020 года еще раз продемонстрировали неустойчивость модели ВЭД, базирующейся на экспорте сырьевых ресурсов. Вероятно, пандемия COVID-19 приведет к глобальному снижению потребления углеводородов не только вследствие ускоренной имплементации экологической повестки отдельными развитыми и развивающимися странами, но и из-за изменений организации занятости на рынке труда, в частности, стимулирования перехода на удаленную работу (что может вызвать сокращение потребления топлива транспортным сектором).
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020-2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.
В течение 2020 и начала 2021 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития: На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий – в т.ч. в рамках национальных проектов. По мере вступления в более активные фазы реализации национальных проектов темпы экономического роста устойчиво ускорялись: если в 1кв’19 рост ВВП составил 0,4% г/г, то к 4кв’19 он ускорился до 2,1% г/г
В результате реформы сегодня в России функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов). В ЦЭДах сконцентрировано около 98% всех электронных деклараций на товары (в 2019 году – 67,9%).
В 2020 году оформлено более 4,9 млн деклараций на товары. Автоматически зарегистрировано более 3,8 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1 млн деклараций.
В электронном виде зарегистрировано около 922 тыс. транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 99,69% общего количества транзитных деклараций. Автоматически зарегистрировано более 270 тыс. ЭТД, автоматически выпущено – более 57,9 тыс. ЭТД.
Глава 3. Перспективы развития таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза
3.1.Условия модернизации таможенного регулирования союзных государств
Создание нового объединения предполагало переход на качественно новый уровень взаимодействия между государствами постсоветского пространства. Угрозами и рисками, по мнению ряда исследователей, выступили дезинтеграционные тенденции, стремление к самостоятельному формированию национальных государств и экономических систем – новые национальные элиты стремились осуществлять независимую от России внутреннюю и внешнюю политику с ориентацией на Запад. Следствием стал временный отказ от идеи «евразийской интеграции» и создание устраивавшего всех Содружества Независимых Государств. Объективными предпосылками развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве выступили общность истории, сложившиеся связи в рамках единого хозяйственного комплекса, отсутствие языковых барьеров, наличие общей инфраструктуры и трансграничных транспортных коридоров и потенциально емкого межрегионального рынка с сотнями миллионов потребителей, унифицированность большинства стандартов и технических регламентов, применяемых в промышленности и ключевых отраслях экономики и др. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве представлены в авторской схеме.С целью перехода на качественно новый уровень взаимодействия между государствами-членами официально с 10.10.2000 г. начало функционировать Евразийское экономическое сообщество (далее – ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная с целью эффективного углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях. С 1 января 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и РФ, которые стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза1 . В 2012 г. начали действовать международные договоры2 , формирующие правовую основу Единого экономического пространства (ЕЭП) и создающие основу для свободного движения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС)3 29.05.2014 г. страны-участницы положили начало новому более плотному сотрудничеству, 10.10.2014 г. к Договору присоединилась Республика Армения, 23.12.2014 г. – Кыргызская Республика. Вероятными кандидатами на вступление в союз являются Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Туркмения, Иран, Турция, Сирия, Тунис; Молдавия находится в статусе государства-наблюдателя. Для определения перспектив развития единого рынка на основе статистических данных Международного Валютного Фонда (далее – МВФ) составлена авторская таблица социально-экономического потенциала стран-участниц ЕАЭС.
Эффективное взаимодействие таможенных служб государств, членов ЕАЭС обеспечивается в рамках Объединенной коллегии таможенных служб. Например, 4 апреля 2018 г. в г. Бишкеке под председательством руководителя Федеральной таможенной службы России В.И. Булавина состоялось 26-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб, в работе которого приняли участие руководители таможенных служб государств, членов ЕАЭС, член Коллегии Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству М.А. Кадыркулов. В рамках заседания были обозначены проблемы, связанные с приведением в соответствие нормативной базы с вступившим в силу Таможенным кодексом ЕАЭС11, решены актуальные для таможенного сообщества вопросы, направленные на упрощение таможенных процедур и совершенствование практики применения таможенного законодательства, в т. ч.: о сроках исполнения запросов в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования и транспортных средств международной перевозки; о мерах, направленных на минимизацию количества нарушений иностранными физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования; о внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации». В рамках достаточно динамичного развития ЕАЭС, формирования единой таможенной территории перед таможенными службами государств ставятся приоритетные цели по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела. В связи с этим постоянно видоизменяются задачи: модернизация порядка уплаты таможенных пошлин, унификация законодательства государств-участников интеграционного процесса, что приводит к трансформации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и в РФ.Мы видим, что в рамках интеграционных процессов, вызовов глобализации произошло увеличение числа структурных подразделений, появление новых управлений, решающих актуальные задачи, например, Управления: таможенного сотрудничества, таможенных расследований и дознания, информационных технологий. Перед практически всеми подразделениями ФТС ставятся конкретные задачи по содействию деятельности ЕАЭС, например, Правовое управление ФТС осуществляет мониторинг правоприменительной практики таможенных органов права ЕАЭС и законодательства РФ и подготовку предложений по его совершенствованию; Управление контроля таможенных рисков осуществляет анализ деятельности таможенных органов РФ при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля ЕАЭС.
3.2. Направление и методы совершенствования таможенно - тарифного регулирования в рамках Евразийского экономического союза
Применение экономических методов в области внешней торговли реализуется посредством единого таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе. Выявлены негативные аспекты их влияния на государственное управление в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь:
1) низкий уровень тарифной защиты;
2) отсутствие методики установления ставок ввозных таможенных пошлин.
В целях снижения негативного влияния на государственное управление в Республике Беларусь целесообразно применение правовых механизмов, направленных на совершенствование экономических методов таможенно-тарифного регулирования, к которым относятся:
1) разработка и регламентация методики установления размера ставок ввозных таможенных пошлин, оценка влияния их изменения на состояние отрасли в экономической сфере государственного управления;
2) определение на интеграционном уровне в рамках Евразийского экономического союза понятия, целей и задач таможенно-тарифного регулирования.В рамках интеграционного объединения Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) государства-члены достигли договоренностей о проведении единой внешнеторговой политики [1].
Внешнеторговая политика ЕАЭС направлена на содействие устойчивому экономическому развитию государствчленов ЕАЭС, диверсификации экономик, инновационному развитию, ускорению интеграционных процессов и, в целом, дальнейшему развитию ЕАЭС как эффективного и конкурентоспособного интеграционного объединения в рамках глобальной экономики. Экономические методы управления в области внешнеторговой политики реализуются посредством выработки единого таможеннотарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС. Единое таможенно-тарифное регулирование основано на применении Единого таможенного тарифа ЕАЭС, представляющего собой свод ставок таможенных пошлин, обязательных для их начисления при совершении импортных внешнеторговых операций с учетом возможных льгот (изъятий из тарифа) [2, с. 90].
Таможенно-тарифное регулирование является основой внешнеторговой политики ЕАЭС и относится к экономическим методам государственного управления, реализуемом на интеграционном уровне ЕАЭС. Меры таможенно-тарифного регулирования, посредством которых реализуются экономические методы государственного управления, представляют собой конкретные действия интеграционных органов, направленные на применение предусмотренных правом ЕАЭС
инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, а также реализацию порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (тарифные преференции, тарифные льготы, ставки таможенных пошлин и др.).
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС составляют:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС),
- Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании (Приложение № 6 к Договору о ЕАЭС); ТК ЕАЭС,
- Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического 14 союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (в ред. от 16.03.2020),
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (в ред. от 03.04.2020 № 33).
Эффективность осуществления экономических методов таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС можно проследить на основе анализа функции тарифной защиты [2, с. 125]. Наблюдается, что реальный уровень защиты Республики Беларусь значительно ниже установленного ЕТТ ЕАЭС. Так наблюдается, что средневзвешенная ставка ЕТТ ЕАЭС для Республики Беларусь снизилась за 2010–2016 гг. с 6,4 до 3,67 %, при снижении средневзвешенной ставки ЕТТ ЕАЭС за тот же период с 10,34 до 7,2 % [2, с. 129]. Это обусловлено вступлением Российской Федерации в ВТО и поэтапным снижением ставок ЕТТ ЕАЭС до уровня, согласованного с ВТО. При этом Республика Беларусь, не являясь членом ВТО, вынуждена применять такие пониженные ставки в целях поддержания и эффективного функционирования таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС, что может оказать негативное влияние на состояние отраслей в экономической сфере государственного управления в Республике Беларусь (например, сельское хозяйство, производство лекарственных средств) в связи с усилением конкуренции со стороны импорта как на внутреннем рынке, так и на рынках государств-членов ЕАЭС.
В целях реализации мер таможенно-тарифного регулирования Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, определяет условия и порядок применения тарифных преференций и предоставления тарифных льгот [1], что оказывает влияние на институциональную составляющую государственного управления в экономической сфере в части сужения спектра полномочий национальных органов управления. Вместе с тем, существуют проблемы, связанные с отсутствием регламентации порядка реализации полномочий на уровне ЕАЭС. В первую очередь это касается функций по установлению и изменению ставок ввозных таможенных пошлин, которые закреплены за ЕЭК, однако какого-либо отдельного нормативного акта, определяющего порядок такого установления и последующей оценки регулирующего воздействия, нет. В результате нарушается принцип оперативности реализации экономического метода таможенно-тарифного регулирования, так как отсутствие соответствующей методики не позволяет в кратчайшие сроки изменять ставки ввозных таможенных пошлин в условиях динамично изменяющейся ситуаций на внутренних рынках. В связи с этим 15 разработка такой методики, ее нормативное закрепление и внедрение на уровне Союза необходимо для обоснованного установления ставок ввозных таможенных пошлин.
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020-2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021-2023 годы.
В течение 2020 и начала 2021 года ключевой задачей единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной) было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития: На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроена система мониторинга реализации соответствующих мероприятий – в т.ч. в рамках национальных проектов. По мере вступления в более активные фазы реализации национальных проектов темпы экономического роста устойчиво ускорялись: если в 1кв’19 рост ВВП составил 0,4% г/г, то к 4кв’19 он ускорился до 2,1% г/г
В результате реформы сегодня в России функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 центров электронного декларирования (ЦЭДов). В ЦЭДах сконцентрировано около 98% всех электронных деклараций на товары (в 2019 году – 67,9%).
В 2020 году оформлено более 4,9 млн деклараций на товары. Автоматически зарегистрировано более 3,8 млн деклараций, автоматически выпущено – более 1 млн деклараций.
В электронном виде зарегистрировано около 922 тыс. транзитных деклараций (ЭТД), что составляет 99,69% общего количества транзитных деклараций. Автоматически зарегистрировано более 270 тыс. ЭТД, автоматически выпущено – более 57,9 тыс. ЭТД.
Глава 3. Перспективы развития таможенного регулирования в рамках Евразийского экономического союза
3.1.Условия модернизации таможенного регулирования союзных государств
Создание нового объединения предполагало переход на качественно новый уровень взаимодействия между государствами постсоветского пространства. Угрозами и рисками, по мнению ряда исследователей, выступили дезинтеграционные тенденции, стремление к самостоятельному формированию национальных государств и экономических систем – новые национальные элиты стремились осуществлять независимую от России внутреннюю и внешнюю политику с ориентацией на Запад. Следствием стал временный отказ от идеи «евразийской интеграции» и создание устраивавшего всех Содружества Независимых Государств. Объективными предпосылками развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве выступили общность истории, сложившиеся связи в рамках единого хозяйственного комплекса, отсутствие языковых барьеров, наличие общей инфраструктуры и трансграничных транспортных коридоров и потенциально емкого межрегионального рынка с сотнями миллионов потребителей, унифицированность большинства стандартов и технических регламентов, применяемых в промышленности и ключевых отраслях экономики и др. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве представлены в авторской схеме.С целью перехода на качественно новый уровень взаимодействия между государствами-членами официально с 10.10.2000 г. начало функционировать Евразийское экономическое сообщество (далее – ЕврАзЭС) – международная экономическая организация, созданная с целью эффективного углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях. С 1 января 2010 г. начал функционировать Таможенный союз Беларуси, Казахстана и РФ, которые стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза1 . В 2012 г. начали действовать международные договоры2 , формирующие правовую основу Единого экономического пространства (ЕЭП) и создающие основу для свободного движения товаров, услуг, финансов и рабочей силы. С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС)3 29.05.2014 г. страны-участницы положили начало новому более плотному сотрудничеству, 10.10.2014 г. к Договору присоединилась Республика Армения, 23.12.2014 г. – Кыргызская Республика. Вероятными кандидатами на вступление в союз являются Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Туркмения, Иран, Турция, Сирия, Тунис; Молдавия находится в статусе государства-наблюдателя. Для определения перспектив развития единого рынка на основе статистических данных Международного Валютного Фонда (далее – МВФ) составлена авторская таблица социально-экономического потенциала стран-участниц ЕАЭС.
Эффективное взаимодействие таможенных служб государств, членов ЕАЭС обеспечивается в рамках Объединенной коллегии таможенных служб. Например, 4 апреля 2018 г. в г. Бишкеке под председательством руководителя Федеральной таможенной службы России В.И. Булавина состоялось 26-е заседание Объединенной коллегии таможенных служб, в работе которого приняли участие руководители таможенных служб государств, членов ЕАЭС, член Коллегии Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству М.А. Кадыркулов. В рамках заседания были обозначены проблемы, связанные с приведением в соответствие нормативной базы с вступившим в силу Таможенным кодексом ЕАЭС11, решены актуальные для таможенного сообщества вопросы, направленные на упрощение таможенных процедур и совершенствование практики применения таможенного законодательства, в т. ч.: о сроках исполнения запросов в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования и транспортных средств международной перевозки; о мерах, направленных на минимизацию количества нарушений иностранными физическими лицами условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования; о внесении изменений в Инструкцию о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации». В рамках достаточно динамичного развития ЕАЭС, формирования единой таможенной территории перед таможенными службами государств ставятся приоритетные цели по обеспечению соблюдения таможенного законодательства, пополнению бюджета государства, пресечению правонарушений в сфере таможенного дела. В связи с этим постоянно видоизменяются задачи: модернизация порядка уплаты таможенных пошлин, унификация законодательства государств-участников интеграционного процесса, что приводит к трансформации механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и в РФ.Мы видим, что в рамках интеграционных процессов, вызовов глобализации произошло увеличение числа структурных подразделений, появление новых управлений, решающих актуальные задачи, например, Управления: таможенного сотрудничества, таможенных расследований и дознания, информационных технологий. Перед практически всеми подразделениями ФТС ставятся конкретные задачи по содействию деятельности ЕАЭС, например, Правовое управление ФТС осуществляет мониторинг правоприменительной практики таможенных органов права ЕАЭС и законодательства РФ и подготовку предложений по его совершенствованию; Управление контроля таможенных рисков осуществляет анализ деятельности таможенных органов РФ при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля ЕАЭС.
3.2. Направление и методы совершенствования таможенно - тарифного регулирования в рамках Евразийского экономического союза
Применение экономических методов в области внешней торговли реализуется посредством единого таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Евразийском экономическом союзе. Выявлены негативные аспекты их влияния на государственное управление в сфере внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь:
1) низкий уровень тарифной защиты;
2) отсутствие методики установления ставок ввозных таможенных пошлин.
В целях снижения негативного влияния на государственное управление в Республике Беларусь целесообразно применение правовых механизмов, направленных на совершенствование экономических методов таможенно-тарифного регулирования, к которым относятся:
1) разработка и регламентация методики установления размера ставок ввозных таможенных пошлин, оценка влияния их изменения на состояние отрасли в экономической сфере государственного управления;
2) определение на интеграционном уровне в рамках Евразийского экономического союза понятия, целей и задач таможенно-тарифного регулирования.В рамках интеграционного объединения Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) государства-члены достигли договоренностей о проведении единой внешнеторговой политики [1].
Внешнеторговая политика ЕАЭС направлена на содействие устойчивому экономическому развитию государствчленов ЕАЭС, диверсификации экономик, инновационному развитию, ускорению интеграционных процессов и, в целом, дальнейшему развитию ЕАЭС как эффективного и конкурентоспособного интеграционного объединения в рамках глобальной экономики. Экономические методы управления в области внешнеторговой политики реализуются посредством выработки единого таможеннотарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в ЕАЭС. Единое таможенно-тарифное регулирование основано на применении Единого таможенного тарифа ЕАЭС, представляющего собой свод ставок таможенных пошлин, обязательных для их начисления при совершении импортных внешнеторговых операций с учетом возможных льгот (изъятий из тарифа) [2, с. 90].
Таможенно-тарифное регулирование является основой внешнеторговой политики ЕАЭС и относится к экономическим методам государственного управления, реализуемом на интеграционном уровне ЕАЭС. Меры таможенно-тарифного регулирования, посредством которых реализуются экономические методы государственного управления, представляют собой конкретные действия интеграционных органов, направленные на применение предусмотренных правом ЕАЭС
инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, а также реализацию порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (тарифные преференции, тарифные льготы, ставки таможенных пошлин и др.).
Правовую основу таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС составляют:
- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС),
- Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании (Приложение № 6 к Договору о ЕАЭС); ТК ЕАЭС,
- Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического 14 союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (в ред. от 16.03.2020),
- Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза» (в ред. от 03.04.2020 № 33).
Эффективность осуществления экономических методов таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС можно проследить на основе анализа функции тарифной защиты [2, с. 125]. Наблюдается, что реальный уровень защиты Республики Беларусь значительно ниже установленного ЕТТ ЕАЭС. Так наблюдается, что средневзвешенная ставка ЕТТ ЕАЭС для Республики Беларусь снизилась за 2010–2016 гг. с 6,4 до 3,67 %, при снижении средневзвешенной ставки ЕТТ ЕАЭС за тот же период с 10,34 до 7,2 % [2, с. 129]. Это обусловлено вступлением Российской Федерации в ВТО и поэтапным снижением ставок ЕТТ ЕАЭС до уровня, согласованного с ВТО. При этом Республика Беларусь, не являясь членом ВТО, вынуждена применять такие пониженные ставки в целях поддержания и эффективного функционирования таможенно-тарифного регулирования ЕАЭС, что может оказать негативное влияние на состояние отраслей в экономической сфере государственного управления в Республике Беларусь (например, сельское хозяйство, производство лекарственных средств) в связи с усилением конкуренции со стороны импорта как на внутреннем рынке, так и на рынках государств-членов ЕАЭС.
В целях реализации мер таможенно-тарифного регулирования Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК) устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин, определяет условия и порядок применения тарифных преференций и предоставления тарифных льгот [1], что оказывает влияние на институциональную составляющую государственного управления в экономической сфере в части сужения спектра полномочий национальных органов управления. Вместе с тем, существуют проблемы, связанные с отсутствием регламентации порядка реализации полномочий на уровне ЕАЭС. В первую очередь это касается функций по установлению и изменению ставок ввозных таможенных пошлин, которые закреплены за ЕЭК, однако какого-либо отдельного нормативного акта, определяющего порядок такого установления и последующей оценки регулирующего воздействия, нет. В результате нарушается принцип оперативности реализации экономического метода таможенно-тарифного регулирования, так как отсутствие соответствующей методики не позволяет в кратчайшие сроки изменять ставки ввозных таможенных пошлин в условиях динамично изменяющейся ситуаций на внутренних рынках. В связи с этим 15 разработка такой методики, ее нормативное закрепление и внедрение на уровне Союза необходимо для обоснованного установления ставок ввозных таможенных пошлин.