ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Например:
Вопросы-меню. Респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
Для успешного проведения анкетирования важно уметь использовать различные формы его организации (индивидуальное или групповое, очное или заочное), учитывая их достоинства и недостатки. Так, при групповом анкетировании, как правило, бывает 100%-й возврат анкет, а при индивидуальном возврат гораздо меньше. При групповом анкетировании имеется возможность опросить сразу целую группу людей, но искренность ответов может быть меньшей, чем при индивидуальном. Проводя заочное анкетирование (например, прессовый опрос), следует помнить, что в нём примут участие, как правило, только люди, очень заинтересованные изучаемой проблемой.
После завершения сбора социологической информации её необходимо обработать. Обработка анкетной информации начинается с выбраковки собранного материала. Анкеты необходимо проверить на точность и полноту заполнения. Сложилось правило: если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более, анкета выбраковывается и не подлежит обработке. Иначе результаты и выводы исследования будут неточны, а то и вовсе неправильны.7. Приведите классификацию психолого-педагогических тестов.
-
Раскройте сущность понятий «надежность теста», «валидность теста», «сложность теста».
Надежность - один из критериев качества теста, обеспечивающий
точность измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов.
Надежность теста тем выше, чем более согласованы результаты одного и того же человека при повторной проверке знаний посредством того же теста или эквивалентной его формы (параллельного теста).
Валидность - способность теста получать результаты, соответствующие поставленной цели. Валидность теста показывает, насколько хорошо тест делает то, для чего он был создан. Сложность теста — это объективная дидактическая категория, которая определяется составом учебных действий, из которых состоит тестовое задание.
-
Для каких целей применяется метод социометрии? Каковы достоинства и недостатки этого опросного метода?
Огромное число социологических задач связано с изучением процессов, происходящих в малых группах (например, бригады, малые предприятия). При изучении малых групп в социологии используются различные социологические методы, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.
Термин «социометрия» образован от двух латинских корней: socius – товарищ, компаньон, соучастник и metrum – измерение. Впервые он был употреблен Якобом Морено в конце 19 века в связи с изучением воздействия одних групп людей на другие. Именно этому американскому социопсихологу принадлежит заслуга в создании методологии социометрических исследований, совокупности измерительных процедур и математических методов обработки первичной информации.
Термин «социометрия» имеет три основных смысла. Им обозначают:
1)теорию малых непосредственно контактных групп Я.Морено;
2)различные математизированные процедуры измерения социальных процессов и явлений;
3)совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, характеризующихся небольшой численностью и объединенных совместной жизнедеятельностью.
Т.о., социометрия – совокупность методик исследования психоэмоциональных отношений членов малых социальных групп.
Особенности:
-можно выявить особенности систем неформальных отношений в группе
-используется для диагностики межличностных отношений в малых социальных группах
-изучение внутригрупповых статусов членов группы
-изучение степени сплоченности / разобщенности группы
-выявление внутригрупповых подсистем
-выявление неофициальных лидеров малых групп, изгоев коллективов
-изучение характера социально-психологического климата коллектива и тенденции его трансформирования
-выявление многих иных проблем, решение которых способно оптимизировать деятельность малых групп
При решении вышеназванных задач социометрия может играть роль как главного, так и дополнительного метода. Но в любом случае он обязательно сопрягается с другими методами – анализом документов, наблюдением, интервьюированием, экспертным опросом, тестированием и др.
Достоинства:
-применение социометрии в различных сферах микросоциологии позволяет повысить степень производительности труда
-смягчение и разрешение конфликтов
-способствует выработке, принятию групповых управленческих решений
-при методологически грамотном применении позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп
-разрешение вопросов комплектования групп
Недостатки:
-непременим для изучения больших социальных групп
Основные понятия:
Социометрический критерий – это вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений между ними; конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса конкретным участника группы.
Виды социометрических критериев:
-коммуникативные (социометрические тесты) – используется для того, чтобы описать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе, выявить, как каждый член видит свое непосредственное окружение
-гностические (тесты социальной перцепции) - предназначены для отражения представлений человека о том, как он видит свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или иной групповой задачи, кто – отвергнет. По гностическим критериям можно определить и понимание человеком закономерностей функционирования группы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее.
-официальные – замеряют межличностные отношения на уровне формальной структуры группы, сугубо служебных обязанностей.
-неофициальные – выявляют неформальные межличностные отношения
-дихотомические – выявляют отношения симпатий и антипатий
критерии ранжирования – создают возможность для ранжирования субъектом своих отношений к членам группы.
-параметрические – формулируется с четким ограничением количества выборов
-непараметрические – предполагают любое количество выборов
На основе одного социометрического критерия невозможно дать обоснованную картину межличностных отношений в группе, но большое количество критериев способно утомить отвечающего и внести искажения в информацию. Нецелесообразно увеличение критериев свыше 7-8.
Рекомендации относительно количества ограничений на число выборов:
Сами критерии необходимо располагать от простого к сложному.
Выбор – единица измерения и анализа в социометрии. Виды: положительный, отрицательный, нулевой (отсутствие выбора)
Этапы социометрического исследования:
1)получение предварительной информации об исследуемом объекте путем изучения имеющейся документации о нем (списков членов группы, оценок деятельности данной группы и ее членов экспертами, наблюдения за условиями жизнедеятельности группы и поведением его членов). На этом этапе исследователю необходимо завоевать доверие группы, пробудить интерес ее членов к исследованию, их желание дать искренние ответы на вопросы социометрической анкеты, определить такое время и место для проведения социометрического опроса
, которое обеспечит участие в нем всех членов группы
2)социометрический опрос – главное средство получения социометрической информации. Осуществляется с помощью социометрической карточки и пронумерованного списка членов группы. социометрическая карточка, как и любая социологическая анкета начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о том, как заполнять карточку.
3)создание социоматрицы – сводная таблица, в которую заносятся результаты социометрического опроса.
4)создание социограммы - графическое изображение полученных результатов. Члены группы могут изображаться в виде точек, геометрических фигур, которые соединяются стрелками, отражающими характер их взаимоотношений
Виды социограмм:
Произвольная – показывает комбинацию межличностных отношений с наиболее благоприятным для восприятия расположением членов группы.
Круговая – все члены группы располагаются симметрично по окружности и соответствующие линии отражают межличностные связи. Для упрощения представления результатов исследования можно строить отдельно социограммы с положительными и отрицательными выборами.
Гроздь – наглядно изображает социально-психологические группировки коллектива. Расстояние между символами членов коллектива определяется характером и интенсивностью их межличностных связей.
Мишень (концентрическая) – символические изображения членов группы изображаются в пределах концентрического круга, причем их расстояние от центра данного круга определяется показателем их социометрического статуса. Чем ниже статус, т.е. чем меньше позитивных и больше негативных выборов получил член группы, тем дальше от центра располагается его символ.
Локограмма – членов группы обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в рабочем помещении.
Звезда – данная социограмма обнаруживает неофициального лидера-«звезду».
5)индексологический этап – высчитывание социометрических индексов.
Индекс – количественная характеристика межличностных отношений.
6)анализ и интерпретация полученных данных – выводы по цели и задачам
7)формулировка рекомендаций
-
Обоснуйте сущность метода изучения продуктов деятельности в психолого-педагогическом исследовании. Какие материализованные результаты деятельности подлежат изучению?
Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать развитие различных качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.
По мнению В.И. Загвязинского1 «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений». Из сказанного следует, что изучение продуктов деятельности человека в широком смысле есть не что иное, как изучение последствий предпринятых им усилий, которые внесли изменения, повлекли реальные сдвиги в его жизненных позициях, позволили изменить свое отношение к системе ценностей и т. д. В более узком плане, речь может идти о материализованных результатах деятельности человека. Для исследователя всегда важен не только продукт детской деятельности (сочинения, рефераты, продукты свободного времени и др.), но и соотнесение его с мотивами, условиями этой деятельности, с поведением ребенка, группы.
Вместе с тем, изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных исследовательских задач. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т.е. о сдвигах в развитии личности.
К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения педагогической документации (отчетно-учетной, нормативной и др.). В процессе работы исследователь сталкивается с изучением различных документов: служебных характеристик; личных дел, медицинских карт, автобиографий, ученических дневников, журналов контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколов собраний и заседаний и др. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса. Следует заметить, что информация, полученная из различных документов обычно обширна, объемна. Не просто запомнить биографические данные даже об одном человеке. Когда же обследуются десятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме