Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 387

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В зависимости от темы, предмета, объекта, цели конкретного исследования, чаще всего используется стенографическое отражение социально-педагогического процесса. Оно представляет собой подробную протокольную запись содержания, методов, приемов, средств, действий, операций участников процесса. При этом подлежит фиксированию не только то, что выступает собственно предметом исследования, а весь процесс, куда органически включено исследуемое явление. В ряде случаев эффективными оказываются фото и киносъемки, видеозаписи педагогических ситуаций. Реже используется звукозапись и подготовка фонограмм.

Работа исследователя по изучению опыта, освещенного в публикациях, по существу не отличается от анализа сообщений в научной печати; она заключается в конспектировании, цитировании, составлении справок, аннотировании, реферировании, использовании формально-логических моделей, матриц сопоставимых данных, ксеро- и фотокопирования.

Одним из условий успеха изучения передового педагогического опыта является накопление достаточного по количеству, качеству и разнообразию записи фактов. Это касается работы над объектом любого масштаба, опыта большого числа педагогов или только одного из них, опыта, отражаемого монографически, или опыта успешного решения педагогом какой-либо конкретной задачи.

За накоплением и фиксированием разнородной информации о передовом педагогическом опыте по логике научной работы следует обработка всех имеющихся в распоряжении исследователя материалов. Необходимо подчеркнуть, что данный компонент исследовательского цикла, как правило, вызывает специфический познавательный интерес, захватывает, ибо здесь исследователь непосредственно подходит к открытиям. Основная цель обработки образцов педагогического опыта заключается в том, чтобы превратить конгломерат фактов в упорядоченную систему, позволяющую видеть типичное, тенденцию, устойчивую связь между профессиональными действиями педагога и результатами его деятельности.

Первым шагом по упорядочению разрозненных фактов является, как правило, их классификация. Проводится она по разным основаниям, но главным образом по принадлежности материала к тем или иным типичным педагогическим операциям, действиям, к участникам образовательного процесса, к педагогическим категориям. Таким образом, перед исследователем стоит задача разработать удобный классификатор, который и станет инструментом обработки фактов.

Наиболее распространенными видами классификаторов педагогических данных можно назвать классификаторы координатный, понятийно-смысловой и саморазвивающийся. Конструирование первого состоит в том, что исследователь строит координатную сеть, каждая клетка которой отводится для расположения в ней однородных по цели элементов опыта работы испытуемого. Классификатор удобен тем, что он позволяет достигать одновременно двух целей: упорядочения – группировки фактов, и одновременно их индексирования по горизонтальной и вертикальной осям.


В результате применения метода координатного индексирования образуется матрица с наглядным изображением более или менее строго разнесенных фактов. Это позволяет получить системно-структурное изображение определенного комплекса элементов опыта и увидеть в нем целое.

Иначе строится классификатор понятийно-смысловой. Сначала исследователь выделяет базовые понятия предметного, операционного, атрибутивного характера по теме, а после этого распределяет зафиксированное содержание опыта по принадлежности к тому или иному базовому понятию.

При изучении системы работы конкретного педагога, педагогического коллектива практикуется схема-модель основных параметров, по которым собирается, а затем классифицируется фактический материал, характеризующий целостный процесс деятельности авторов опыта. Например, подобная модель для анализа опыта новаторской работы преподавателя может содержать следующие пункты, по которым группируется фактический материал: данные о личности педагога-мастера: возраст, специальность, педагогический стаж, группы, которыми руководит ко времени изучения опыта; данные о характере действий и операции: как планирует работу, как изучает воспитанников, как проектирует и реализует формы работы, какие методы, формы и средства при этом применяет и т.д.

Для познания существа опыта и для развития эвристических способностей исследователя особый интерес представляет саморазвивающийся классификатор, в качестве которого используется «контент-анализ».

Завершающим этапом научного рассмотрения обработанных фактов, раскрывающих содержание педагогического опыта, считается его обобщение. Понятие «обобщение передового педагогического опыта» неоднозначно. Чаще всего в смысл этого термина вкладывается нахождение общего, типичного, того, что может быть доступно для исполнения другими педагогами, а не обусловлено талантом конкретного педагога. Под обобщением понимается выведение из конкретных методических, организационных, образовательных решений своеобразной общей идеи, которая может стать основой продуктивного осуществления ряда педагогических задач. Итогом обобщения передового педагогического опыта может стать тенденция, закономерная связь явлений, установленная исследователем.

Как итог работы полезно оценить опыт по уроню его обобщения (например, новаторский или модифицирующий), по адресной направленности (для кого пригоден опыт, условия его использования), а также внести предложения по корректировке опыта, его совершенствованию и развитию.




  1. Раскройте особенности метода изучения педагогической документации.

Метод изучения документов и результатов педагогической деятельности

Этот метод, к сожалению, используется студентами редко, а между тем он способен дать исследователю богатый фактический материал.
Педагогические документы обычно подразделяют на несколько групп. Письменные документы – это протоколы педсоветов, заседаний кафедр, предметных комиссий, методических и учебных советов, отчеты о работе школы, кафедры, деканата, ректората, дневники школьников и студентов, стенгазеты, многотиражки, классный журнал, рабочие учебные программы, учебные планы, характеристики учащихся, медицинские карты и т.п. К статистическим документам относят табели, ведомости, отчеты об успеваемости, бухгалтерские отчеты, отчеты о кадровом составе и т.п. Иконографические документы – это кино- и фотодокументы, грампластинки, видеофильмы и т.п.

Кроме того, в качестве документов выделяют технические материалы(чертежи, поделки, образцы технического творчества и т.п.). Студентам необходимо знать также иофициальные документы: государственные решения по проблемам просвещения, постановления отраслевого министерства, решения региональных органов управления по проблемам образования, материалы архивов, статистические отчеты и т.п.

К результатам педагогической деятельностиотносят контрольные, проверочные и самостоятельные работы, сочинения, рисунки, тесты и т.п.

Целью изучения педагогических документов и результатов педагогической деятельности является их описание, разделение по содержанию, анализ, классификация и содержательная интерпретация.


  1. Приведите критерии, которым должен удовлетворять передовой педагогический опыт. Какие источники передового педагогического опыта могут быть доступны исследователю?

Педагогический опыт – совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы, один из источников развития педагогической науки. Различают понятие педагогического опыта в широком смысле как практику обучения и воспитания и в узком – как мастерство педагога, приобретенное в результате более или менее длительной работы.

Научное изучение, анализ и обобщение опыта служат:

● выявлению существующего уровня решения образовательных, воспитательных и иных задач, узких мест и конфликтов, возникающих в практике;

● изучению доступности и эффективности научных рекомендаций;


● выявлению элементов нового, рационального.

Предметом изучения может быть опыт массовый (для выявления ведущих тенденций), опыт отрицательный (для выявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучение передового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются и становятся достоянием науки и практики новые, оригинальные идеи и замыслы, эффективные сочетания методов, новые формы организации обучения и воспитания. В передовом опыте вскрываются болевые точки практики. Опыт новаторов часто оказывается наиболее оперативным способом решения острых практических вопросов. Научные рекомендации внедряются непросто. Живой опыт, пример коллег отличается наглядностью, его легче заимствовать, распространять, его результаты наглядны, осязаемы. Педагогический опыт можно классифицировать следующим образом:

по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый;

по качеству – эффективный и неэффективный, рациональный и нерациональный, положительный и отрицательный;

по новизне и значимости – модифицирующий, новаторский.

Какой же опыт можно назвать передовым?

Положительный опыт – это опыт, позволяющий, опираясь на традиционные подходы, получать результаты, отвечающие современным требованиям.

Передовой опыт – источник новых идей, подходов и технологий; опыт, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах обучения и воспитания и позволяющий достигать оптимально возможных результатов в конкретных условиях и ситуациях. Однако не следует понимать передовой опыт в буквальном смысле, то есть только как опережающий массовую практику. Передовой – это одновременно и эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспита-тельной работе при сравнительно невысоких затратах сил и времени.

Новаторский опыт – это опыт разработки и реализации новых педагогических систем обучения и воспитания (например, воспитательная система А.С. Макаренко, адаптивная «школа для всех» Е.А. Ямбурга).

Модифицирующий опыт (по сравнению с новаторским) содержит менее выраженные, менее оригинальные элементы нового. Он построен на усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, однако полезен и легче распространяется.

Критерии передового опыта:

1. Актуальность и перспективность – решение злободневных и трудных проблем практики, работа на перспективу (открытие новых возможностей для совершенствования педагогического процесса).


2. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса.

3. Соответствие положениям современных социальных наук.

4. Устойчивость, стабильность положительных результатов. Под стабильностью опыта имеется в виду подтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени, с разным составом учащихся.

5. Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты (педагог, школа, микрорайон). К примеру, очень трудно переносится опыт работы по системе Ш.А. Амонашвили, однако гуманные идеи, установка на сотрудничество с ребенком, на проживание вместе с ним его жизни, на открытость и доверительность отношений могут быть вполне перенесены и успешно переносятся в иные условия.

6. Оптимальное расходование сил, средств, времени педагогов и воспитанников для достижения положительных результатов.

7. Оптимальность опыта в целостном социально-педагогическом процессе (чего стоит, например, достижение высоких результатов в спорте за счет отставания в учебе?).

Источники изучения передового педагогического опыта:

1) зафиксированные в письменной форме: материалы конференций, методические разработки, наглядные дидактические материалы, схемы, модели, УМК и т. д., картотеки передового педагогического опыта в методических кабинетах ОУ, банки педагогического опыта; 2) зафиксированные в памяти лиц, способных устно освещать его содержание: выступления авторов педагогического опыта на совещаниях, мастер-клас-сах, методических конференциях, семинарах по обмену опытом, курсах повышения квалификации, личное общение и беседа;

3) незафиксированный живой опыт конкретной деятельности, поддающийся визуальному наблюдению и описанию, – это непосредственная профессиональная деятельность преподавателей, т. е. конкретные процессы учебной и воспитательной деятельности. Ведущим методом накопления фактов передового опыта в этом случае выступает наблюдение.

Этапы работы с опытом:

1. Выявление, первичная диагностика и оценка опыта.

2. Описание социально-педагогических явлений в их реальной последовательности, опирающееся на накопленный фактический материал и его систематизацию