Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НИРС, проводимая во внеучебное время - наиболее важный этап формирования творческих всесторонне развитых специалистов.

Основной формой организации такой работы, решающей определенные образовательно-воспитательные задачи, является кружковая работа на кафедрах

Студенческие научные кружки (СНК) решают важнейшие задачи творческого становления студентов: способствуют освоению ими методов и методик научно-исследовательской работы, проводимой самостоятельно, развитию познавательных наклонностей студентов; осуществляют практическую подготовку студентов к самостоятельной работе со специальной литературой; создают условия приобретения и закрепления умений и навыков проведения экспериментальной части разрабатываемой проблемы и углубления теоретических знаний; способствуют отбору наиболее способных, инициативных, склонных к научно-исследовательской деятельности студентов, из которых формируется в последующем магистратура вуза.

Следует отметить важную роль в пропаганде успехов научной деятельности студентов организационно-массовых мероприятий. К ним относятся студенческие научные конференции, республиканская научная конференция студентов, конкурсы научных работ студентов, конкурсы на лучший СНК, предметные олимпиады студентов института, различные смотры-конкурсы, на лучшую организацию НИРС в группах, на факультетах, смотры-конкурсы дипломных и курсовых работ и результатов педагогических практик на различных уровнях (кафедральные, университетские, межреспубликанские, отраслевые), выставки, республиканский конкурс на лучшую научно-студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам, различные научно-методические и другие массовые мероприятия, порядок проведения которых определяется соответствующими положениями.

Студенты, достигшие определенных успехов в научно-исследовательской работе и организации НИРС, награждаются грамотами, почетными дипломами активистов НИРС и могут по положению также премироваться денежными премиями, иногородними экскурсиями и др.

Тем студентам, которые успешно сочетают учебу по программе вуза и ведение НИР, могут быть рекомендованы для представления на именные стипендии. Проявившим большие способности к НИР и достигшим определенных успехов дается рекомендация для поступления в магистратуру. При этом они могут представить научно-исследовательские работы, отмеченные дипломами, медалями на республиканских конкурсах. Такие поощрения стимулируют морально и материально, что способствует активизации НИРС в вузах страны.


Анализ работы НИРС в вузах показал, что на развитие студенческой науки влияют следующие факторы: наличие высококвалифицированного научно-педагогического состава, который активно ведет научные исследования и руководит НИРС, уровень и объем, проводимых кафедрами и другими подразделениями исследований; поддержание научных связей с командами по виду спорта, с ДЮСШ, то есть с другими спортивными и научными организациями и учреждениями, с выходом на практику физкультурного движения.

НИРС в любой форме (учебно-исследовательская или научно-исследовательская) составляет основу профессиональной подготовки будущего преподавателя-тренера по виду спорта.

Таким образом, научно-исследовательская работа студентов в настоящее время представляет собой стройную и методически обоснованную систему повышения уровня подготовки и воспитания специалистов. Научно-исследовательская работа отражает единство различных форм научной работы студентов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения в практике физической культуры и спорта последних достижений научно-технического прогресса


  1. Напишите, какие виды научно-исследовательской работы могут выполняться в рамках студенческого кружка.

Чаще всего студенты выполняют следующие виды НИР: рефераты; эссе; проекты; курсовые; дипломные.

Реферат. Это самая простая разновидность НИР, их учатся готовить еще в школе. Это краткое изложение одного или нескольких источников, объединенных конкретной темой.


  1. Опишите структуру научно-исследовательского студенческого кружка.

Научные кружки (научно-исследовательские лаборатории, научные проблемные группы) создаются по решению кафедр. Заседания научных кружков проводятся в дни, установленные календарным планом основных мероприятий филиала и планами кафедр.

Руководство научными кружками осуществляют назначаемые решением кафедр наиболее квалифицированные преподаватели.

Руководитель научного кружка:

оказывает членам кружка помощь в выборе тем научных исследований, подборе литературы;

осуществляет научное руководство при подготовке студентами докладов и рефератов;

организует отбор докладов и сообщений студентов для участия в конкурсах и в научных студенческих конференциях;

привлекает к участию в работе научного кружка сотрудников правоохранительных органов, преподавателей других вузов и представителей других организаций.



На кафедре составляется план работы и ведется журнал учета работы научного кружка. В журнал заносится список членов кружка, сведения о проведенных мероприятиях и представленных на конкурс научных работах.
В помощь руководителю кружка для организации его текущей работы из числа студентов избирается староста кружка.

Руководитель научной проблемной группы:

осуществляет организацию, планирование и учет работы группы;

определяет состав группы;

разрабатывает научную программу исследований;

информирует кафедру о ходе работы,

осуществляет взаимодействие с органами власти, местного самоуправления, правоприменительными органами, средствами массовой информации, другими вузами.

Формы и методы работы проблемных групп:

теоретическая разработка актуальных проблем правоприменительной практики, постановка на их основе конкретных задач, выдвижение рабочих гипотез и апробация их на практике;

изучение научной литературы, обзорно-аналитических справок, данных статистической отчетности, архивных материалов по конкретным делам и т. д.;

оказание помощи учреждениям и организациям, на базе которых проводятся исследования.

Научно-исследовательская работа студентов завершается:

представлением научного отчета, доклада или сообщения на конференции, заседании научного кружка, кафедры,

направлением научных работ на кафедральный, внутривузовский, краевой, всероссийский конкурсы;

направлением руководству филиала аналитического материала, предложений рекомендаций для внедрения в учебный процесс;

публикацией в изданиях филиала, института либо в других изданиях самостоятельно или в соавторстве с научным руководителем.

Конференции студенческого научного общества

Целями проведения итоговой (ежегодной) научно-практической конференции СНО являются:

Привлечение студентов к обширной научно-исследовательской работе и оценка профессионального потенциала в будущем, выполняемая со стороны научно-преподавательского состава

Обмен результатами по проведению научно-исследовательской работы между Студенческими Научными Кружками (СНК) ИПиГС, а также между членами СНО

содействие полному раскрытию способностей студентов в области научной деятельности, стимулирование научно-исследовательской инициативы


Подготовка кадровых резервов молодых учёных

Указанные цели достигаются с помощью следующих задач:

Секционная проработка актуальных проблем государства и права на современном этапе

Дискуссионное обсуждение научных работ студентов

Реализация научных изысканий студентов на практике

Поощрение научной активности студентов.

В отчёте представляется следующая информация:

название секции, время и место проведения, научные руководители, куратор

информация о Председателе секции и секретаре

количество присутствовавших на заседании

количество заявленных докладов и зачитанные доклады (автор, группа, полное название доклада, научный руководитель)

лучшие доклады, отмеченные дипломами и иными призами за участие в конференции

конкурсы на лучшую студенческую работу

Конкурс на лучшую студенческую научную работу проводится ежегодно с целью выявления наиболее талантливых студентов, способных оригинально решать исследовательские задачи и проявивших индивидуальную заинтересованность в творческом овладении знаниями и практическими навыками.


  1. Какие виды документации необходимо вести на кафедре и в вузе для полноценного функционирования студенческого научно-исследовательского кружка?

Студенческие научные кружки (далее - СНК) создаются на базе кафедр Университе

та и являются одной из одной из форм научной деятельности студентов (обучающихся по обра

зовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры) Университета, направ

ленной на расширение научного потенциала и формирование навыка научно-исследовательской

деятельности у студентов во внеучебное время.

1.3. СНК - форма организации научной деятельности студентов Университета, выража

ющаяся в привлечении студентов к научной деятельности, содействии в выборе научного

направления, проведении научных заседаний, заслушивании и обсуждении на них докладов,

участия в студенческих и иных конференциях.

1.4. СНК создаётся на добровольной основе. Инициаторами создания СНК могут высту

пать преподаватели, научные сотрудники и студенты Университета. Название СНК выбирается

членами вновь созданного СНК самостоятельно путём голосования простым большинством го

1.5. Членом СНК считается каждый студент Университета, регулярно посещающий засе


дания СНК кафедры. Минимальное количество участников кружка составляет 3 человека.

1.6. Организацией деятельности СНК занимается научный руководитель (научные руко

водители) СНК.


  1. Создайте научно-исследовательский кружок студентов на базе кафедры дефектологии и психологической коррекции, напишите его структуру, функции, виды деятельности, перспективный план работы.


Подготовительный этап

 составление индивидуального плана практики;

Аналитико-обобщающий этап

 составление композиционной структуры исследования (содержания работы);

 обоснование практической актуальности изучаемой проблемы, формулирование проблемы исследования;

 подготовка аннотаций параграфов первой (аналитической) главы исследовательской работы;

 составление списка литературы для анализа состояния изучаемой проблемы, оформление его в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.

Исследовательский этап

 формулирование введения работы с соответствующими параметрами

исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологические

основы исследования, методы исследования, практическая значимость,

этапы исследования, организация исследования);

 описание программы диагностического исследования:

 определение перечня диагностических методов и методик, подробное описание всех элементов (цель, стимульный материал, методика проведения, система обработки данных), представление описания в специальной папке (портфолио диагностического инструментария);

 описание критериев оценки регистрируемых переменных;

 проведение диагностического обследования, оформление первичных диагностических материалов в виде индивидуальных протоколов; обобщение данных в форме таблиц или рисунков, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001;

Отчетный этап

 подготовка тезисов или статьи по теме исследования;

 подготовка отчета по практике;

 подготовка приложений к отчетной документации.
Литература:
1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М. : Ось-89, 2004. – 112 с.

2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов ; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.

3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. – 272 с.