ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Эксперимент- проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Беседа - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Интервью- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.
Анкета- психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода
-
На основе каких критериев осуществляется репрезентативная выборка экспериментальных объектов? Что определяет длительность проведения психолого-педагогического эксперимента?
Выборка – это множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью специальной стратегии из всех потенциальных участников, обозначаемых как генеральная совокупность испытуемых. Объем выборки – это число испытуемых, включенных в выборку.
Выборка в эксперименте состоит из экспериментальной группы – группы участников, подвергающихся воздействию одного уровня независимой переменной и контрольной группы – группы, находящейся в тех же самых условиях проведения эксперимента, за исключением воздействия другого уровня независимой переменной.
С какой целью в эксперимент вводят контрольную группу? Приведем пример простого эксперимента, посвященного исследованию влияния музыки на процесс научения, в котором экспериментальная группа будет заниматься под музыку, а контрольная – без музыки. Затем, сравнивая отметки, полученные ими на экзамене, можно установить – улучшает или не улучшает научение именно такой фактор как музыка.
Если и контрольная, и экспериментальная группы находятся в одних и тех же условиях научения, но экспериментальная группа отличается только наличием музыки при научении, то, сравнивая ее среднюю экзаменационную отметку со средней отметкой контрольной группы, мы можем выявить влияние музыки на научение. Если различий в средних отметках нет, очевидно, что независимая переменная (музыка) не влияет на научение.
Однако индивидуальные различия участников могут повлиять на результаты эксперимента. Их контролируют путем случайного отбора испытуемых в контрольную и экспериментальную группы. Случайный отбор, или рандомизация (от англ. random – случай) означает, что каждый участник имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу. Этот способ впервые предложил математик и биолог Р. Фишер. Рандомизация, или внесение элемента случайности, выравнивает индивидуальные различия участников в обеих группах.
Отсюда следует еще одно существенное условие проведения экспериментального исследования. Это случайный отбор участников эксперимента как разновидность контроля внешних переменных, связанных с индивидуальными различиями испытуемых.
Помимо рандомизации выделяют следующие стратегии формирования экспериментальной выборки.
1. Попарный отбор — составление эквивалентных пар участников и распределение их в контрольную и экспериментальную группы самим исследователем, а не случайностью.
2. Попарный отбор с последующей рандомизацией — составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам эксперимента. По мнению Д. Кэмпбелла, — это наиболее предпочтительный способ.
3. Стратометрический отбор — формирование при помощи рандомизации из различных социальных страт формируются группы.
4. Привлечение реальных групп — использование в качестве экспериментальной и контрольной групп реальных групп.
К формированию экспериментальной выборки предъявляются следующие требования (критерии):
Содержательный критерий. Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы (обучаемость — на учениках; уровень притязаний — на спортсменах и т.п.).
Критерий репрезентативности. Выборка должна отражать генеральную совокупность качественно (возраст, пол, образование, социально-демографические характеристики) и количественно.
Формирование репрезентативной выборки по количественному признаку осуществляется по определенным правилам. В психологических исследования репрезентативной считается выборка из 100 и более участников.
Таким образом, процедуру эксперимента можно определить следующим образом: экспериментирование – это (1) манипулирование уровнями независимой переменной, (2) контроль внешних переменных и (3) наблюдение эффекта манипуляций по зависимой переменной.
15. Напишите полный научный аппарат к магистерской работе (содержание работы, объект, предмет, цель, задачи исследования, методы исследования) по следующей теме:
«Коррекционная работа по устранению заикания старших дошкольников».
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема заикания в современной литературе
§1. Заикание, его причины и проявления
§2. Классификация, типы и степени течения заикания
Глава 2. Роль игры в коррекции заикания у дошкольников
§1.Принципыигровой деятельности для преодоления заикания
§ 2.Практическое исследование коррекции заикания у дошкольников в игре
Заключение
Список литературы
Введение
Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом, и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и ее деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стесненных условиях и это нередко приводит к ее деформации.
Обычно заикание возникает в период интенсивного развития речи, наиболее часто в возрасте 2—5 лет, когда ребенок начинает говорить фразами. Причем заикание у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Если появилось даже незначительное заикание, которое через некоторое время прошло само по себе, возможны последующие рецидивы, особенно выраженные в критические периоды развития (в 6—7 лет и пубертатный период).
В настоящее время все более актуальным является исследование проблемы нарушений речи и речевого общения людей с заиканием. Известно, что речь человека является важнейшим средством коммуникации, взаимодействия и общения человека с социумом. Нарушения речи в любой степени являются фактором, тормозящим развития личности и речевого общения.
Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в период становления речи (2-3 года).
Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция).
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время.
Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
Таким образом, объектом исследования являются заикающиеся дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - преодоление заикания у детей дошкольного возраста через игру.
Цель исследования - обзор и сравнение игр по устранению заикания у дошкольников.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации материалов, которые могут быть использованы при изучении вопроса коррекции заикания у дошкольников в игре.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя логопеда.
Мы предполагаем, что оптимально организованная системапедагогической поддержки в процессе коррекции заикания в игре является успешной у дошкольников.
Гипотеза определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие заикания
2. Изучить научно-методологической литературы по данной теме
3. Выявит значимость методики и принципов игровой деятельности для преодоления заикания
Методы исследования: теоретические (наблюдение и анализ литературы по данной теме).
Цель и задачи выпускной квалификационной работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, основной части, заключение и списка литературы. Во «Введении» обосновывается актуальность исследования, ставится цель и определяются задачи. Основная часть состоит из 2 глав. В Главе1 дается общая характеристика заикания, его причины и проявления у детей дошкольного возраста. В Главе 2 рассматриваются принципы игровой деятельности в коррекции заикания, практическое исследование.
В заключении содержатся общие выводы по данной работе. Список литературы включает 12 источников.