Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Преимущества эксперимента по сравнению с наблюдением

1. В ходе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в "чистом" виде. Это означает, что всякого рода "юбочные" факторы, затемняющие основной процесс, могут быть устранены, и исследователь получает точное знание именно об интересующем нас явлении.

2. Эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действитедь ности в экстремальных условиях:

при сверхнизких и сверхвысоких температурах;

при высочайших давлениях:

при огромных напряженностях электрических и магнитных полей и т п

Работа в этих условиях может привести к обнаружению самых неожиданных и удивительных свойств у обыкновенных вещей и тем самым позволяет значительно глубже проникнуть в их сущность. Примером такого рода "странных" явлений, открытых в экстремальных условиях, касающихся области управления, может служить сверхпроводимость.

3. Важнейшее достоинство эксперимента — его повторяемость. В процессе эксперимента необходимые наблюдения, сравнения и измерения могут быть проведены, как правило, столько раз, сколько нужно для получения достоверных данных. Эта особенность экспериментального метода делает его весьма ценным при исследовании.


  1. Найдите ошибки в оформлении предложенного Вам библиографического списка:


1. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - Л. В. Кузнецова, Переслени Л. И., Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. 480 с. Пропущено тире 2002. – 480с.
2. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского, 2-е изд., испр., — М. : Издательский центр «Академия», 2005. 464 с. Пропущено тире 2005. – 464с.

3. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте - учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений, Лебединский В.В.. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с. С начала пишется название литературы, а потом автор

4. Сорокин В. М. Практикум по специальной психологии : учебно-метод. пособ. - В.М.Сорокин, В. Л. Кокоренко ; под. научн. ред. Л.М.Шипицыной. СПб. : Издательство «Речь», 2003. 122 с.С начала пишется название литературы, а потом автор.
Пропущено тире 2003. – 122с.


  1. Напишите аннотацию предложенной Вам статьи.



ОСОБЕННОСТИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ

Проблема делинквентного поведения, является центральной для исследования большинства социальных, психологических, педагогических, криминалогических наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Делинквентное поведение как одна из форм девиантного поведения личности подростка является одной из наиболее опасных форм девиаций, проявляющаяся в воздействии на психику несовершеннолетнего целого комплекса отрицательных социально-психологических, психофизиологических факторов, проявляющихся в семейном неблагополучии, акцентуированности черт характера, психотравмирующими факторами, ситуационными особенностями и как следствие совершения различной тяжести правонарушений.

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности умственно отсталых подростков. Рост числа деликтов, совершаемых умственно отсталыми молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты у умственно отсталых, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Делинквентное поведение у умственно отсталых - патохарактеристическая реакция у подростков, проявляющаяся в совершении ими различных проступков, провинностей, мелких правонарушений.

Целью экспериментального исследования было изучение делинквентного поведения у умственно отсталых подростков. В экспериментальном исследовании принимало участие 25 человек в возрасте 13-16 лет. Исследование проходило на базе Луганской средней общеобразовательной школы I-III ступеней № 45.

В процессе диагностики мы использовали следующие методики:

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел), Карта наблюдений (Д. Стотт), Шкала принятия других (В. Фейа), Шкала доверия (М. Розенберг), Шкала враждебности (В. Кук-Д. Медлей), Шкала манипулятивного отношения" (Т. Бант), Тест Эллиса, Опросник EPI для оценки экстраверсии и нейротизма (Г. Айзенк), "Дом. Дерево. Человек" (Дж. Бук), Тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).


Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению показала, что подростки не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Наиболее выражены в целом по выборке показатели склонности к к саморазрушающему, аддиктивному поведению, к агрессии и насилию, к преодолению норм и правил. Результаты изучения шкалы «Склонность к делинквентному поведению» показывают «делинквентный потенциал», который при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка, низкий уровень социального контроля. Показатели шкалы «Волевой контроль эмоциональных реакций» свидетельствуют о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Также у подростков имеются предрасположенность к аддиктивному поведению (отношение к наркотикам, алкоголю), признаки неуправляемой эмоциональной возбудимости. Склонность к интернет - и социальной зависимости невысокая, находится в стадии формирования.

Полученные данные свидетельствуют о том, что количество учеников с отсутствием эмоционального напряжения и низким уровнем его является подавляющим (в общей сложности это 85,5%). Отсутствуют дети с очень высоким уровнем эмоционального напряжения. Только у одного ученика высокий уровень эмоционального напряжения сопряжен с высоким КД.

По результатам опросника В. Фейя было выявлено, что у 20% испытуемых преобладает низкий показатель принятия других, у 32% - средний показатель с тенденцией к низкому, 28% показало средний показатель с тенденцией к высокому, и 20% респондентов – высокий уровень принятия других.

Методика «Экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга)» дала следующие результаты: большинство испытуемых имеют средний показатель доверия, что, в принципе, является положительным.

Следующая методика Шкала враждебности (В. Кук-Д. Медлей): следует акцентировать внимание на довольно высокий показатель агрессивности среди школьников.

Результаты шестой методики - Шкала манипулятивного отношения" (Т.Бант) позволяют констатировать, что при диагностике показателя манипулятивного отношения у четырех человек (16%) обнаружен низкий показатель манипулятивного отношения, у семерых (28%) - средний показатель с тенденцией к низкому, у девяти (36%) – средний показатель с тенденцией к высокому, у пятерых (20%) – высокий показатель манипулятивного отношения.


Проанализируем итоги седьмой методики – теста А.Эллиса. По результатам ответов респондентов на вопросы теста получаем следующую картину.

Данные указывают на то, что у респондентов присутствует довольно высокий уровень иррационализации.

Рассмотрим результаты следующей методики - Опросника EPI для оценки экстраверсии и нейротизма (Г. Айзенк).

Опираясь на полученные данные можно сказать, что в группе опрошенных к экстравертам можно отнести 25%, к потенциальным экстравертам – 35%.

Среди опрошенных не нашлось потенциальных интровертов и интровертов в общем. 30% являются амбивертами.

На третьем этапе диагностики, основываясь на уже полученных результатах, было проведено соответствие каждого испытуемого с типам темперамента.

Из полученных результатов видно, что в данной группе испытуемых холерическому типу личности соответствуют 35% опрошенных

К сангвиникам можно отнести 35% испытуемых, флегматичному типу соответствуют 15% опрошенных, к меланхоличному типу относятся 5% испытуемых.

По полученным данным, можно сказать о том, что половина опрошенных школьников (50%) относятся к типам темперамента: сангвиник и флегматик, которым характерны уравновешенный тип нервной системы и эмоциональная устойчивость, 60% опрошенных ориентированы на внешний мир, т.е. являются экстравертами.

Анализируя полученные данные последнего теста - оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер), следует обратить внимание на то, что у испытуемых представлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов).

Качественный анализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия, негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшее значение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне

Анализируя получены данные, следует сделать вывод о том, что у 70% испытуемых учеников показатели агрессивности в межличностных отношениях больше уровня 45 баллов, что характеризует их поведение как прямолинейное, агрессивное.

В процессе проведения данных методик, можно сделать вывод, что снижению уровня деликвентного поведения будет способствовать: проведение тренингов на позитивное мышление, повышение самооценки; проведение тренингов на конструктивное разрешение проблемных ситуаций; проведение тренингов на коммуникативную компетентность и адаптацию к социуму; просмотр фильмов, посвященных агрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапия); задействование девиантных детей в театральных постановках; сказкотерапия.