Файл: Организация научного исследования в вузе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аннотация

В статье представлены материалы изучения нарушений поведения умственно отсталых подростков, особенности и основные факторы нарушений поведения умственно отсталых школьников, обсуждаются проблемы агрессивного поведения при умственной отсталости, анализируется преступное поведение несовершеннолетних с умственной отсталостью.
Литература:

  1. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф.Ануфриев. – М. : Ось-89, 2004. – 112 с.

  2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования : учебное пособие для вузов / Б.С.Волков, Н.В.Волкова, А.В.Губанов ; научн. ред. Б.С.Волков. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академический Проект ; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.

  3. Кузнецов И.Н. Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н.Кузнецов. – Минск, 1998. ‑ 272 с.

  4. Кузнецов И. Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление / Игорь Николаевич Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Дашков и К°, 2006. – 460 с.

  5. Куликов Л. В. Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению / Л. В. Куликов. – СПб. : Наука, 1994. – 145 с.

  6. Методы исследований и организация экспериментов / Под ред. проф. К.П. Власова.—Х. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2002. – 256 с.

  7. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И.Образцов. — СПб. : Питер, 2004. — 268 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

  8. Подольская Е. А. Практикум по логике и методологии научного познания / Е.А.Подольская, О.Н.Куликова. ‑ X. : Изд-во НфаУ, 2000. ‑ 52 с.

  9. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учебное пособие / Р.А.Сабитов. – Челябинск : Челяб. гос.ун-т., 2002. – 138 с.

  10. Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-методич. пособ. / Умберто Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. – М. : Университет, 2003. – 240 с.


Практическое занятие 3-4.

Тема: «Формы организации научного исследования магистранта».

Цели занятия:

    1. Актуализировать знания студентов о видах и формах научно-исследовательской работы магистрантов.

    2. Создать условия для освоения обучающимися основных форм научно-исследовательской работы (изучение литературы и составление библиографического списка, аннотирование, реферирование, составление плана информационного текста, составление тезисов, конспектирование).

    3. Познакомить учащихся с логикой, методикой изложения и апробацией результатов научного исследования.





  1. Вопросы для самоподготовки:




  1. Замысел, структура и логика проведения психолого-педагогического исследования:

1 этап (выбор проблемы, темы, определение объекта, предмета, цели и задач исследования, постановка гипотезы),

2 этап (выбор методов и методик исследования, проверка гипотезы, формулирование и уточнение предварительных выводов, обоснование заключительных выводов и формулирование рекомендаций),

3 этап (внедрение полученных результатов в практику – формирующий эксперимент, апробация, литературное оформление работы).

  1. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования.

  2. Основные требования к содержанию излагаемого исследовательского материала по В. И. Загвязинскому.

  3. Литературное оформление результатов научного труда.


2. Ответьте письменно на следующие вопросы:


  1. Что представляет собой замысел психолого-педагогического исследования?

Исследования в области психологии и педагогики – сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека. Это - трудный путь творческих исканий, включающий в себя ряд взаимосвязанных этапов работы, каждый из которых решает свои специфические задачи. Оптимальная последовательность этих этапов, ведущая к получению обоснованных результатов, т.е. методика психолого-педагогического исследования, обусловлена его замыслом.

Замысел исследования-это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.В замысле исследования выстраиваются в логический порядок цель, задачи, гипотеза исследования, ее критерии. Показатели развития конкретного психолого-педагогического явления соотносятся с конкретными методами исследования, определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, регистрации, накопления и обобщения эмпирического материала. Замысел исследования определяет структуру, логику и основные его этапы.

Разработка замысла и логики исследования, воплощающих стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему исследованию, ибо характер и последовательность его этапов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее, основную работу по разработке замысла и логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.



Обычно процесс психолого-педагогического исследования в обобщенном виде состоит из следующих этапов:

Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.

Разработка и составление рабочего плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.

Углубленное изучение научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.

Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.

Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.

Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.

Формулирование основных выводов по результатам исследования.

Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.

Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).

Часто в практике исследовательской работы вычленяют лишь несколько крупных этапов. Как правило, первый этапвключает в себя выбор проблемы и темы, определение объекта и предмета, целей и задач, разработку гипотезы исследования.

Второй этапработы содержит выбор методов и разработку методики исследования, проверку гипотезы, формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

Логика третьего этапастроится на основе внедрения полученных результатов в практику и литературного оформления работы.

Вместе с эти, следует указать, что логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей.

Первый этапначинается обычно с выбора области, сферы исследования. Этот выбор обусловлен как объективными факторами (актуальность, новизна, перспективность и т. д.), так и субъективными (опыт, научные и профессиональные интересы, способности, склад ума исследователя и др.).

Для проведения исследования важно четко определиться в какой области психологии или педагогики будет вестись исследовательская работа: обучение, воспитание, педагогическая культура преподавателя, формирование качеств личности и т. д.

С целью уточнения методики исследования, конкретизации его целей и задач иногда выделяется еще один этап – пробное (пилотажное) исследование –который идет вторым и предваряет этап разработки методики исследования.


В процессе изучения того, что уже исследовано в выбранной предметной области, нельзя ограничиваться простым перечислением фамилий авторов и основными направлениями их исследований, необходимо провести качественный анализ, дать собственную оценку их научным психолого-педагогическим концепциям. Для этого важно внимательно проработать все имеющиеся у исследователя научные, научно-популярные и научно-методические источники. Выполняя эту работу, особое внимание целесообразно обратить на основные понятия, которые будут использоваться в исследовании. Они должны быть четкими, однозначными и понятными, не допускать двойного толкования.

Избрав направление научной работы, исследователь определяет проблему и тему исследования.По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема исследованияпонимается как категория, означающая нечто еще неизвестное науке, что предстоит открыть, доказать. Иногда под проблемой понимают также новое решение актуальной научной психологической или педагогической задачи. Однако в отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и реализовать его.

Вот почему важно четко и точно определить проблему исследования, т. е. выявить то объективно существующее в избранной предметной области противоречие (противоречия), разрешению которого и будет посвящена научная работа. Для этого требуется выяснить – что именно неизвестно, что надо доказать, какие научные знания для этого необходимы, имеются ли эти знания в науке на сегодняшний день? Если они есть, то насколько полны и достаточны? Иначе говоря, исследователь должен быть убежден в том, что он начинает работу на действительно неизведанном “поле” научного поиска.

Проблема в ее характерных чертах отражается в теме исследования. Ее актуальность определяется приоритетностью (злободневностью), научной значимостью, перспективностью и неразработанностью. Удачная, точная в смысловом отношении максимально краткая формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует его основной замысел и содержание, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Тема определяет лицо исследователя, его престиж, но главное – его социальную, практическую ценность на продолжительный период времени, а иногда и на всю жизнь. Это связано с тем, что смена темы научной работы при современном уровне и темпах развития науки вообще и, в частности, психологии и педагогики иногда на несколько лет отбрасывает исследователя назад. Это как раз тот срок, который позволяет вжиться в тему, творчески освоить все накопленное в этой области в отечественной и в мировой психолого-педагогической науке. Поэтому при выборе темы не надо спешить, но и любое промедление отодвигает срок начала исследования, а значит и время получения его конечного результата. Предпочтительным вариантом выбора темы научной работы является собственное убеждение исследователя в ее актуальности и перспективности. Разумеется, начинающий исследователь еще часто не обладает достаточным научным кругозором для столь ответственного, а главное безошибочного выбора.В этом случае он руководствуется требованиями государственных и ведомственных нормативных документов, в которых определяются приоритетные участки научных изысканий в целях удовлетворения потребностей практики. В требованиях, как правило, отражаются “горящие” точки науки, запросы сегодняшнего и завтрашнего дня. Выбрать и сформулировать тему исследования помогают также консультации с научным руководителем, учеными, педагогами-практиками, методистами, тщательный анализ диссертационных и дипломных работ (в их завершающей части обычно формулируются перспективные направления исследования той или иной проблемы), участие в научной работе совместно с опытными учеными.


Большую помощь исследователю может оказать анализ пограничных проблем науки. В психологии и педагогике, например, такая граница многогранна и многозначна. Она проходит между названными и другими науками: генетикой, физиологией, кибернетикой, социологией, экономикой, философией и другими. Кроме того, психология и педагогика сами разделяются на многие отрасли, а в межотраслевых проблемах кроются открытия самого высокого ранга. Однако при этом психология и педагогика должны концентрировать свои усилия на прикладном приложении научных изысканий в интересах повышения качества работы с людьми, обосновании оптимальных путей, приемов достижения максимальных результатов. Это не значит, что психолого-педагогическая наука не должна заниматься фундаментальными исследованиями. Задача заключается в том, чтобы довести любое фундаментальное исследование до прикладного аспекта.

Опыт показывает, что, например, процесс окончательной формулировки темы научной работы целесообразен после того, как собрана уже основная часть исследовательского материала. Нередко рабочее название темы в последствии существенно уточняется в зависимости от выявленной сути научной проблемы. Этим объясняется тот факт, что в вузах, где организована подготовка научно-педагогических кадров, на выбор и обоснование тем аспирантам и соискателям отводится не менее полугода предварительной работы.

Дальнейший процесс исследования предполагает определение его объекта и предмета.

В психолого-педагогических исследованиях объект– эта та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследования информации.Предмет исследованияболее конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска, являются для этого исследования наиболее существенными. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

В педагогических исследованиях объектами изучения обычно выступают процессы формирования качеств личности, процессы обучения и воспитания, деятельность различных должностных лиц по руководству этими процессами и т. п.
Предметом же исследований могут выступить конкретные аспекты, стороны объекта изучения. Как правило, это конкретные качества личности человека, содержание, формы и методы педагогической деятельности; способы активизации познавательной деятельности обучающихся; методическая система подготовки конкретного вида специалистов; прогнозирование, совершенствование и развитие образовательного процесса; особенности и тенденции развития педагогической науки и практики и т.п.