Файл: Особенности коммуникаций в организации (Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
Вопрос № 7.Часто применяемые Вами каналы передачи информации
Варианты ответов |
Количество ответов респондентов |
всег о |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Устная речь |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 |
|||||||
Письменное сообщение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
Видеоматериал ы |
+ |
1 |
||||||||||||||
Телефон |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12 |
|||
Электронные средства связи |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Вопрос № 8.Частота установления Вами обратной связи в процессе коммуникации.
Варианты ответов |
Количество ответов респондентов |
всег о |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Всегда |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
||||||||
Часто |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
||||||||||
По мере необходимости |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
Редко |
+ |
1 |
||||||||||||||
Никогда |
0 |
Вопрос № 9. Виды коммуникативных барьеров, возникающих у Вас в процессе организационных коммуникаций?
Варианты ответов |
Количество ответов респондентов |
всег о |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Непреднамеренное искажение сообщений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
Сознательное искажение информации, информационные перегрузки |
+ |
1 |
||||||||||||||
Неудовлетворительная структура организации |
+ |
+ |
+ |
2 |
||||||||||||
Мотивационные барьеры |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
Кадровые ограничения |
+ |
+ |
2 |
|||||||||||||
Ограничения организационной среды |
+ |
+ |
2 |
Вопрос № 10. Какие способы устранения коммуникативных барьеров в межличностных коммуникациях используются Вами?
Варианты ответов |
Количество ответов респондентов |
всег о |
||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||
Обдумывание пояснение идей |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
||||||||
Исключение двусмысленных выражений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
||||||||||
Выбор непротиворечивых невербальных средств общения |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
|||||||||||
Демонстрация эмпатии и открытости |
+ |
+ |
+ |
3 |
||||||||||||
Установление эффективной обратной связи |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
|||||||||
Исключение двусмысленных выражений |
+ |
+ |
2 |
Полученные данные опроса были проанализированы, в результате чего были сделаны следующие выводы.
В практике управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" существуют все коммуникационные составляющие, но на каждом этапе коммуникационного процесса существуют свои особенности.
Рассмотрим эти особенности исходя из элементов этапов коммуникационного процесса, видов коммуникаций присущих ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126".
ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" больше присуща централизованная сеть обмена информацией. То есть, общение среди сотрудников ограниченно несколькими каналами и основной поток информации идет через ключевую позицию в сети, то есть руководителя и/или его заместителей. Они контролируют распределение информации и имеют преимущественный доступ к ней. Децентрализованная сеть используется в неформальных коммуникациях и выражается в социальных взаимодействиях между сотрудниками, отражающие потребности в общении. Дошкольное образовательное учреждение использует в своей работе как нисходящие, так и восходящие коммуникации.
В ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" это выражается как в письменной, так и в устной форме. В письменной форме она может выглядеть в виде издаваемой руководителем распорядительной документации: приказы, положения, инструкции, служебные и докладные записки и др. За каждым из документов ведется контроль, так как издаваемые документы несут в себе информацию, необходимую для его выполнения. Любой издаваемый распорядительный документ имеет исполнителя, назначенного руководителем, который ведет контроль за документом. В обязанности исполнителя входит своевременно, неотлагательно и в доступной форме донести содержание документа, до сотрудников, непосредственно связанных с исполнением. Общий контроль за исполнением документа ведет руководитель ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126".
В ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" проводятся различного рода совещания и собрания:
– Совет Учреждения – собирается не менее 2 раз в год для решения задач стратегического управления Учреждением. Совет Учреждения представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса. Состав Совета Учреждения формируется из представителя от Учредителя, заведующего, педагогов, а также родителей (законных представителей) обучающихся;
–ежемесячные аппаратные совещания, на которых руководитель собирает заместителей: по учебно-воспитательной работе, по административно-хозяйственной работе, ответственных лиц различных служб (главного бухгалтера, медицинскую сестру) для решения текущих вопросов и отчетов о проведенной работе по всем направлениям деятельности ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126";
– Педагогические советы направлены на реализацию федеральной, региональной, муниципальной политики в области дошкольного образования. В состав педагогического совета входят заведующий, заместитель по учебно-воспитательной работе, все педагоги ГБДОУ;
– общие родительские собрания, а также собрания родительского актива.
В ГБДОУ применяются электронные средства коммуникации. Общение по телефону, Интернету, e-mail, использование сетевого чата помогают сократить время на передачу информации в письменной форме. Учреждение имеет адрес страницы в сети Интернет, на которой доступны сведения об образовательной организации – основные сведения, структура и органы управления, представлены документы, образовательные стандарты, руководство и педагогический состав, материально-техническое обеспечение, информация о платных образовательных услугах, финансово-хозяйственной деятельности, а также вакансии и места для приема.
Систематически на сайте обновляется информация об образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Как правило, чаще всего в процессе коммуникации между субъектами осуществляется обратная связь, что способствует значительному повышению эффективности обмена информацией.
Информация, которая используется в ГБДОУ для коммуникационного управления, подразделяется на:
– базовую, формируемую независимо от конкретной управленческой задачи;
– текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
– документированную, фиксируемую в документах (приказы, положения, инструкции, счета, учетные, бухгалтерские и другие документы);
– недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.)
По аспектам коммуникационного управления информация может быть экономическая, организационная, социальная, техническая. Кроме того, информация, заложенная в сообщении, может содержать разную степень срочности и актуальности, что, непременно сказывается на этапе выбора канала передачи сообщения, а также степени ее восприятия и возникновении обратной связи.
В учреждении преобладают межличностные коммуникации, которые заключаются в том, что каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими.
При этом возможности обратной связи ничем не ограничены. Заметны личностные коммуникации как случайный обмен информацией между людьми при встрече, так как люди ощущают постоянную потребность в общении.
Межличностные коммуникации могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые работники вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, утверждений и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания со стороны руководителя в контексте общения с коллективом и совместной деятельности.
Кадровая политика учреждения делает особый акцент на отношении к молодому поколению, ставя своей целью создание условий для успешной адаптации молодых специалистов, совершенствование их профессионального самосознания и развития творческого потенциала.
Руководитель, заместители, а также педагогический состав совершенствуют свои навыки в процессе коммуникации, когда организуют или принимают участие в различных семинарах, конкурсах и конференциях.
В результате проведенного исследования в ГБДОУ было выявлено, что преобладающими барьерами в установлении контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:
– непреднамеренное искажение сообщений;
– преграды, обусловленные восприятием.
Но также были отмечены коммуникативные барьеры, связанные с неудовлетворительной структурой организации, мотивационные и невербальные преграды.
В связи с этим, в дошкольном образовательном учреждении существуют способы устранения различного рода коммуникативных барьеров:
– установление регулярных контактов между потребителями информации;
– обдумывание и пояснение идей;
– совершенствование системы стимулирования труда персонала;
– установление эффективной обратной связи;
– исключение двусмысленных выражений и др.
Благоприятный социально-психологический климат необходимо поддерживать постоянно, т.к. упущение этого условия может привести к серьезным затруднениям при обмене информацией.
Информация выступает одним из важнейших инструментов управления организацией. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, руководитель планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний. Все коммуникативные процессы, осуществляемые ГБДОУ необходимы для эффективной организации работы в учреждении.
Проанализировав вышесказанное о ГБДОУ, в целом коммуникационному процессу данной организации можно дать удовлетворительную оценку. Но существующие проблемы коммуникационного процесса необходимо решать, разработав систему совершенствования деловых коммуникаций.
Коммуникации в организации – это важнейшее связующее звено между руководителем и подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. Процесс коммуникации позволяет руководителю эффективно выполнять свою работу и принимать качественные управленческие решения.
Любая организация заинтересована в повышении эффективности коммуникаций.
Весьма важным и наиболее часто используемым направлением в совершенствовании коммуникационного процесса выступает оптимизация обратной связи, устранение коммуникационных барьеров, повышение точности передаваемой информации.