Файл: Особенности коммуникаций в организации (Теоретические основы и характеристика коммуникаций в деятельности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос № 7.Часто применяемые Вами каналы передачи информации

Варианты

ответов

Количество ответов респондентов

всег

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Устная речь

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Письменное

сообщение

+

+

+

+

+

+

6

Видеоматериал

ы

+

1

Телефон

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Электронные

средства связи

+

+

+

+

4

Вопрос № 8.Частота установления Вами обратной связи в процессе коммуникации.

Варианты

ответов

Количество ответов респондентов

всег

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всегда

+

+

+

+

+

+

+

7

Часто

+

+

+

+

+

5

По мере необходимости

+

+

2

Редко

+

1

Никогда

0

Вопрос № 9. Виды коммуникативных барьеров, возникающих у Вас в процессе организационных коммуникаций?

Варианты

ответов

Количество ответов респондентов

всег

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Непреднамеренное

искажение сообщений

+

+

+

+

+

+

6

Сознательное

искажение

информации,

информационные

перегрузки

+

1

Неудовлетворительная

структура

организации

+

+

+

2

Мотивационные

барьеры

+

+

+

3

Кадровые

ограничения

+

+

2

Ограничения

организационной

среды

+

+

2


Вопрос № 10. Какие способы устранения коммуникативных барьеров в межличностных коммуникациях используются Вами?

Варианты

ответов

Количество ответов респондентов

всег

о

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Обдумывание

пояснение идей

+

+

+

+

+

+

+

7

Исключение

двусмысленных

выражений

+

+

+

+

+

5

Выбор

непротиворечивых невербальных

средств общения

+

+

+

+

4

Демонстрация эмпатии и открытости

+

+

+

3

Установление эффективной обратной связи

+

+

+

+

+

+

6

Исключение двусмысленных

выражений

+

+

2

Полученные данные опроса были проанализированы, в результате чего были сделаны следующие выводы.

В практике управления муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" существуют все коммуникационные составляющие, но на каждом этапе коммуникационного процесса существуют свои особенности.

Рассмотрим эти особенности исходя из элементов этапов коммуникационного процесса, видов коммуникаций присущих ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126".

ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" больше присуща централизованная сеть обмена информацией. То есть, общение среди сотрудников ограниченно несколькими каналами и основной поток информации идет через ключевую позицию в сети, то есть руководителя и/или его заместителей. Они контролируют распределение информации и имеют преимущественный доступ к ней. Децентрализованная сеть используется в неформальных коммуникациях и выражается в социальных взаимодействиях между сотрудниками, отражающие потребности в общении. Дошкольное образовательное учреждение использует в своей работе как нисходящие, так и восходящие коммуникации.


В ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" это выражается как в письменной, так и в устной форме. В письменной форме она может выглядеть в виде издаваемой руководителем распорядительной документации: приказы, положения, инструкции, служебные и докладные записки и др. За каждым из документов ведется контроль, так как издаваемые документы несут в себе информацию, необходимую для его выполнения. Любой издаваемый распорядительный документ имеет исполнителя, назначенного руководителем, который ведет контроль за документом. В обязанности исполнителя входит своевременно, неотлагательно и в доступной форме донести содержание документа, до сотрудников, непосредственно связанных с исполнением. Общий контроль за исполнением документа ведет руководитель ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126".

В ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126" проводятся различного рода совещания и собрания:

– Совет Учреждения – собирается не менее 2 раз в год для решения задач стратегического управления Учреждением. Совет Учреждения представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса. Состав Совета Учреждения формируется из представителя от Учредителя, заведующего, педагогов, а также родителей (законных представителей) обучающихся;

–ежемесячные аппаратные совещания, на которых руководитель собирает заместителей: по учебно-воспитательной работе, по административно-хозяйственной работе, ответственных лиц различных служб (главного бухгалтера, медицинскую сестру) для решения текущих вопросов и отчетов о проведенной работе по всем направлениям деятельности ГБДОУ г. Севастополь "Детский сад №126";

– Педагогические советы направлены на реализацию федеральной, региональной, муниципальной политики в области дошкольного образования. В состав педагогического совета входят заведующий, заместитель по учебно-воспитательной работе, все педагоги ГБДОУ;

– общие родительские собрания, а также собрания родительского актива.

В ГБДОУ применяются электронные средства коммуникации. Общение по телефону, Интернету, e-mail, использование сетевого чата помогают сократить время на передачу информации в письменной форме. Учреждение имеет адрес страницы в сети Интернет, на которой доступны сведения об образовательной организации – основные сведения, структура и органы управления, представлены документы, образовательные стандарты, руководство и педагогический состав, материально-техническое обеспечение, информация о платных образовательных услугах, финансово-хозяйственной деятельности, а также вакансии и места для приема.


Систематически на сайте обновляется информация об образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Как правило, чаще всего в процессе коммуникации между субъектами осуществляется обратная связь, что способствует значительному повышению эффективности обмена информацией.

Информация, которая используется в ГБДОУ для коммуникационного управления, подразделяется на:

– базовую, формируемую независимо от конкретной управленческой задачи;

– текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.

Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:

– документированную, фиксируемую в документах (приказы, положения, инструкции, счета, учетные, бухгалтерские и другие документы);

– недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.)

По аспектам коммуникационного управления информация может быть экономическая, организационная, социальная, техническая. Кроме того, информация, заложенная в сообщении, может содержать разную степень срочности и актуальности, что, непременно сказывается на этапе выбора канала передачи сообщения, а также степени ее восприятия и возникновении обратной связи.

В учреждении преобладают межличностные коммуникации, которые заключаются в том, что каждый индивидуум имеет равный шанс участвовать в обсуждении, может быть легко услышан и взаимодействовать с другими.

При этом возможности обратной связи ничем не ограничены. Заметны личностные коммуникации как случайный обмен информацией между людьми при встрече, так как люди ощущают постоянную потребность в общении.

Межличностные коммуникации могут определяться как социальным статусом человека, его позицией в системе формальных отношений, так и чувствами, которые работники вольно или невольно испытывают друг к другу в процессе совместной деятельности и общения. Чувства, сопровождающие межличностные отношения, так основательно вмешиваются в процессы взаимодействия, определяя систему предпочтений, утверждений и оценочных суждений, что заслуживают самого пристального внимания со стороны руководителя в контексте общения с коллективом и совместной деятельности.

Кадровая политика учреждения делает особый акцент на отношении к молодому поколению, ставя своей целью создание условий для успешной адаптации молодых специалистов, совершенствование их профессионального самосознания и развития творческого потенциала.


Руководитель, заместители, а также педагогический состав совершенствуют свои навыки в процессе коммуникации, когда организуют или принимают участие в различных семинарах, конкурсах и конференциях.

В результате проведенного исследования в ГБДОУ было выявлено, что преобладающими барьерами в установлении контактов между субъектами организации при передаче и восприятии информации являются следующие:

– непреднамеренное искажение сообщений;

– преграды, обусловленные восприятием.

Но также были отмечены коммуникативные барьеры, связанные с неудовлетворительной структурой организации, мотивационные и невербальные преграды.

В связи с этим, в дошкольном образовательном учреждении существуют способы устранения различного рода коммуникативных барьеров:

– установление регулярных контактов между потребителями информации;

– обдумывание и пояснение идей;

– совершенствование системы стимулирования труда персонала;

– установление эффективной обратной связи;

– исключение двусмысленных выражений и др.

Благоприятный социально-психологический климат необходимо поддерживать постоянно, т.к. упущение этого условия может привести к серьезным затруднениям при обмене информацией.

Информация выступает одним из важнейших инструментов управления организацией. Анализируя и передавая информацию, получая затем обратные сигналы, руководитель планирует, организует, координирует, мотивирует и контролирует подчиненных. Коммуникации позволяют людям совместно трудиться, накапливать и передавать огромный запас знаний. Все коммуникативные процессы, осуществляемые ГБДОУ необходимы для эффективной организации работы в учреждении.

Проанализировав вышесказанное о ГБДОУ, в целом коммуникационному процессу данной организации можно дать удовлетворительную оценку. Но существующие проблемы коммуникационного процесса необходимо решать, разработав систему совершенствования деловых коммуникаций.

Коммуникации в организации – это важнейшее связующее звено между руководителем и подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. Процесс коммуникации позволяет руководителю эффективно выполнять свою работу и принимать качественные управленческие решения.

Любая организация заинтересована в повышении эффективности коммуникаций.

Весьма важным и наиболее часто используемым направлением в совершенствовании коммуникационного процесса выступает оптимизация обратной связи, устранение коммуникационных барьеров, повышение точности передаваемой информации.