Файл: Типы стилей бизнес-модели в индивидуальном предпринимательстве.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические управления стилями бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве
1.1. Сущность бизнес-моделей и виды в индивидуальном предпринимательстве
Глава 2. Проект бизнес-плана ИП-«Clean Food»
2.1 Описание предлагаемого бизнес-плана ИП-«Clean Food» и контроль его реализации
2.2 Анализ плана производства, маркетинга, финансового плана и др. действующего ИП
Введение
Типы стилей бизнес-модели в индивидуальном предпринимательстве.
Бизнес модель – это специализированное описание конкретного аспекта деятельности или отрасли, выраженное в графическом или текстовом виде.
Бизнес-модель стартапа нужна для того, чтобы:
- Более подробно и качественно сформулировать бизнес-идею;
- Для привлечения инвесторов.
Существует множество бизнес-моделей и стилей бизнес-моделей, о которых будет написано в данной курсовой работе.
Также будут рассмотрены виды бизнес-моделей, в которые входят:
- Процессная модель;
- Ресурсная модель;
- Организационно-функциональная модель;
- Информационная модель;
- Бюджетная модель.
В первой главе курсовой работы субъектом являются бизнес-модели и стили бизнес-моделей. Во второй главе субъект – бизнес, специализирующийся на продаже кислородных коктейлей.
Цель работы:
- Рассмотреть существующие бизнес-модели и стили бизнес-моделей;
- Рассмотреть сущность бизнес-планирования;
- Описать бизнес-план бизнеса;
- Рассмотреть бизнес-модели, используемые, в описываемом бизнесе.
Глава 1. Теоретические управления стилями бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве
1.1. Сущность бизнес-моделей и виды в индивидуальном предпринимательстве
Бизнес-модель – это логическое схематическое описание бизнеса, которое призвано для того, чтобы помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. Бизнес-модель – это истина организации, разработать которую может только управленческая команда.
Бизнес-модель – это метод ведения бизнеса, используя который, компания обеспечивает себя, приносит прибыль. Бизнес-модель разъясняет то, как компания зарабатывает деньги.
Бизнес-модель – это набор запланированных действий, направленных на получение дохода.
Бизнес-модель — это описание компании, как сложной системы, с заданной точностью, в рамках которой отображаются все процессы, объекты (сущности), , существующая стратегия развития, правила выполнения операций, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.
Бизнес-модель – взгляд на компанию, который сконцентрирован на самые основные моменты для ведения бизнеса.
Виды бизнес-моделей.
Существует несколько видов бизнес-моделей:
- Процессная модель – Данная модель описывает то, каким образом, за счет каких действий компания создаёт свой продукт и реализовывает её потребителю.
- Ресурсная модель – Содержит комбинацию и комплекс необходимых ресурсов, исходя из видов деятельности, целей и стратегий бизнес-процессов.
- Организационно-функциональная модель – Позволяет создать целостное системно-целевое описания предприятия.
- Информационная модель – Модель сбора, хранения и передачи данных, которая адаптирована под нужды объекта хозяйства.
- Бюджетная модель — это инструмент, который объединяет бюджеты разных организационных уровней и типов в одну единую систему данных. Информация, содержащаяся в модели, передаётся из одного бюджета в другой более агрегированно, из-за чего каждый уровень управления получает те данные, которые ему необходимы.
Существует такое понятие, как канва бизнес-модели. Это инструмент стратегического управления, который описывает бизнес-модели новых и действующих предприятий.
Бизнес-модель организации включает в себя следующие составляющие:
- корпоративная миссия, стратегические цели и задачи, стратегия. От того, что из себя представляют указанные элементы, зависят все остальные составляющие бизнес-модели организации. Корпоративная миссия и стратегия определяет то, какие ресурсы организация потребляет на входе и с помощью каких бизнес-процессов и функций преобразует их в конкретные выходы.
- вход – ресурсы, которые необходимы организации для достижения поставленных целей, а именно производства выходов. При этом в современном обществе ресурсом может быть и информация как объект, который подвергается изменению с целью производства выходов;
- организационно-штатная структура – это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений и выполняемых функций; совокупность функциональных звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающие взаимосвязь между управляющей и управляемой системами;
- бизнес-процессы и функции организации – то, каким образом организация преобразует входы в выходы;
Целью проектирования бизнес-модели организации с одной стороны является создание целостного образа деятельности и адекватного ему состояния внутренней среды компании, с другой – выявление и согласование противоречивых требований к организации компании, ее развитию. Проектирование бизнес-модели организации позволяет проанализировать ее деятельность как системы с целью выявления причин мешающих достижению организацией своих целей и разработке рекомендаций по их ликвидации и улучшению деятельности компании в целом.
Бизнес-модель дает наглядное описание работы организации от взаимодействия с поставщиками и создания продукции, до работы с конечным покупателем и получения выручки. На текущий момент выделяют такие общепринятые модели бизнеса как:
- Комиссия – Посреднеческий бизнес, который связывает покупателя и продавца. Они взимают плату за каждую транзакцию либо с покупателем, либо с продавцом, а иногда с обоими.
- Реклама - Основы модели строятся вокруг создания контента, который люди
хотят читать или смотреть.
В рекламной бизнес-модели нужно удовлетворить потребности двух групп клиентов: читателей или зрителей, а также рекламодателей. Модель рекламного бизнеса иногда сочетается с форматом краудсорсинга, когда создание контента не требует денежных ресурсов, так как его предоставляют пользователи.
- Партнерская программа - Связана с рекламной моделью. Но имеет небольшую
особенность. Чаще всего в партнерской модели используются не ссылки, а
визуальные рекламные объявления, которые легко идентифицируются.
- Отказ от посредников - Работа без посредников предполагает, что вы предприниматель, обходя всех в цепочке поставок, продаёт товары потребителям напрямую. Что позволяет снизить затраты.
- Франшиза - Предполагает продажу стратегии для запуска и ведения успешного бизнеса. Часто франчайзи также продает доступ к бренду и службам поддержки, которые помогают новому владельцу успешно работать на рынке.
- Лизинг – Чаще используется для дорогостоящих продуктов. Клиент арендует продукт на определённый срок.
- Маркетплейс – Торговые площадки, которые позволяют продавцам выставлять товары и предоставлять их клиентам. Данная бизнес – модель приносит доход с сборов покупателя или продавца.
- Подписка – Суть данной бизнес – модели заключается в том, что потребитель вносить абонентску плату за доступ к услуге.
- Freemium – Эта бизнес-модель предполагает, что вы бесплатно предоставляете часть своего продукта или услуги и взимаете плату за дополнительные опции.
- Low-touch – Низкий уровень обслуживания, благодаря чему, компания снижает цены
- «Бритва и лезвие» - Данная бизнес модель была названа в честь продукта, из-за которого она была придумана. На примере с бритвой и лезвием, эта бизнес-модель предполагает продажу основного продукта (бритва) за дёшево, предполагая, что покупатель основного товара станет постоянным покупателем большого количества (лезвий).
- «Бритва и лезвие наоборот» - Эта бизнес – модель я вляется противоположностью предыдущей, так как, она подразумевает продажу основного продукта с высокой стоимостью, а дополнительные продукты, которые непосредственно связаны с основным товаром, продавать дёшево.
- Обратный аукцион – Эта бизнес-модель даёт покупателям называть свою цену. Например, потенциальный покупатель, зайдя на сайт, выбирает товар, вписывает цену, которая его устраивает и ему выдают список товаров, соответствующих данной цене и категории.
- Оплата по факту использования – Данная бизнес-модель предполагает, что посетитель не будет покупать продукт, но оплатит за его использование в конце расчётного периода.
- Дробление – В этой бизнес-модели вместо продажи всего продукта, можно продавать его по частям. Например – одна семья покупают одну половину дома, а вторая семья покупает другую половину.
- Краудсорсинг – Компания, которая пытается решить сложный вопрос, публично раскрывает проблему и за награду люди решают проблему.
- Кастомизация – Данная модель подразумевает, что компания будет использовать существующие продукты, дополняя их такими элементами, которые делают каждую продажу уникальной для конкретного клиента.
Классификация стилей бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве
Стили бизнес – моделей бывают:
- Открытые бизнес – модели
- FREE как бизнес – модель
- «Длинный хвост»
- Разделение бизнес – модели
- Многосторонние платформы
Открытые бизнес – модели - могут быть использованы для создания и сохранения ценности за счет сотрудничества с внешними партнерами. Это может осуществляться «извне» — посредством использования внешних идей или же «изнутри» — путем предоставления сторонним партнерам идей или активов, не востребованных фирмой.
FREE как бизнес – модель – Как минимум один потребительский сегмент может получать бесплатное предложение в течении длительного времени. Оплата осуществляется другим потребительским сегментом.
«Длинный хвост» - это предложение большого количества товаров, которые продаются редко. Такие продажи могут быть столь же прибыльными, как и традиционная модель, где основной доход приносят продажи ограниченного количества часто продаваемых товаров. Такие бизнес-модели требуют небольших складских издержек. Концепцию «Длинного хвоста» разработал Крис Андерсон. Он показал, что большое количество продаж редких товаров может принести тот же доход, что и продажа хитовых товаров. На рисунке 1 наглядно показана работа «Длинного хвоста»
Рисунок 1 «Концепция длинного хвоста»
Разделение бизнес – модели – Данная концепция предполагает наличие трёх форм бизнес – деятельности, таких как: бизнес, ориентированный на клиентов, бизнес, ориентированный на инновации, и бизнес, ориентированный на инфраструктуру. Все три формы деятельности могут быть в одной компании, но лучше, чтобы они были «разделены»
Многосторонние платформы - объединяют две или более различных, групп потребителей. Такие платформы ценны для одной группы потребителей только если присутствует и другая группа. Платформа создает ценность, способствуя взаимодействию между группами. Ценность многосторонней платформы возрастает до тех пор, пока она привлекает все большее число клиентов: это явление называется сетевым эффектом.
Дизайн бизнес- модели. Методы работы дизайнера, которые задействованы в процессе поиска решений, очень полезны для разработки бизнес-моделей.
В процессе создания и разработки бизнес-модели, следует учитывать взгляд на эту модель бизнеса со стороны потребителя.
Карта эмпатии.
Карта эмпатии — это тот инструмент, который выявляет значимую информацию о клиенте. Наглядный пример карты эмпатии можно увидеть на рисунке 2. Рисунок 2 «Карта эмпатии»
Также существует бизнес-модель Александра Остервальдера.
Александр разработал модель бизнес-процессов, которая основана на чёткой практической методологии, которая проста в применении и подходит для практически любых компаний. Предприниматели и руководители компаний применяют эту методику, дабы достичь конкурентных преимуществ и укрепить свою бизнес-модель. Бизнес-модель Остервальдера изображена на рисунке 3
Рисунок 3 «бизнес-модель Александра Остервальдера»
Особенности бизнес-планирования в индивидуальном предпринимательстве
Каждый пункт данной модели отвечает на разные вопросы:
Ключевые партнёры:
- Кто является нашим ключевым партнёром;
- Какие ключевые ресурсы мы получаем от партнёров;
- Какой ключевой деятельностью занимаются наши партнёры;
- Кто наши основные поставщики.
Ключевые виды виды деятельности;
- Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения;
- Наши каналы сбыта;
- Наши взаимоотношения с клиентами;
- Наши потоки поступления доходов.
Ценностные предложения:
- Какую ценность мы предоставляем клиентам;
- Какие преимущества получает клиент от наших продуктов и услуг;
- Какие потребности удовлетворяем;
- Какой набор товаров или услуг мы можем предложить каждому клиентскому сегменту;
- Какие проблемы помогаем решить нашим клиентам.
Взаимоотношения с клиентами:
- Какие отношения установлены;
- Отношения какого типа ждёт каждый клиентский сегмент;
- Как они интегрированы в общую схему бизнес-модели.
Потребительские сегменты:
- Можем ли мы выделить различные клиентские сегменты;
- Кто является нашим клиентом;
- Для кого мы создаём ценность;
Ключевые ресурсы:
- Какие ключевые ресурсы нужны для наших взаимоотношений с клиентами;
- Какие ключевые ресурсы нужны для наших каналов сбыта;
- Какие ключевые ресурсы нужны для наших ценностных предложений.