Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
204,
Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.03 N
6, зарегистрированным Минюстом России 22.01.03 г., регистрационный N 4145,
Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001), утвержденными постановлением Минтруда
России от 05.01.01 N 3 и приказом Министерства энергетики Российской Федерации от
27.12.00 N 163, Инструкцией по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности (ПБ 06-572-03), утвержденной постановлением
Федерального горного и промышленного надзора России от 05.06.03 N 65, зарегистрированным Минюстом России 19.06.03 г., регистрационный N 4736, Нормами безопасности на электроустановки угольных разрезов и требованиями по их безопасной эксплуатации (РД 05-334-99), утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.12.99 N 96, или Инструкцией по осмотру и ревизии рудничного, взрывобезопасного электрооборудования. (Правила безопасности в угольных шахтах. Кн.2, утвержденными постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30.12.94 N 67).
При внешнем осмотре проверяются наличие табличек на электродвигателях, а также знака исполнения по взрывозащите (для КУ, эксплуатируемых в подземных условиях), состояние взрывонепроницаемой оболочки (для КУ, эксплуатируемых в подземных условиях), наличие и затяжка крепежных болтов и охранных колец, наличие и исправность вводных устройств, наличие элементов уплотнения и закрепления кабелей, наличие заглушек на неиспользованных кабельных вводах, состояние дренажных отверстий для выпуска масла во фланцах двигателя, состояние системы подвода и отвода воды, вентиляторов на электродвигателях с воздушным охлаждением.
Оболочка не должна иметь трещин, сколов, отверстий, прожогов и других повреждений. Затяжка гаек и шайб должна обеспечивать плотное прилегание взрывозащитных фланцев по всему периметру.
Проверяется соответствие фактических схем подключения типовым схемам. При экспертизе обращается внимание на выполнение рекомендаций и требований к подключению электрического оборудования КУ: марка, сечение и длина прокладки кабелей.
В процессе обследования технического состояния электрооборудования осуществляют проверки: сопротивления изоляции; состояния и величины сопротивления заземления; напряжения в сети (при необходимости); защит от токов короткого замыкания, утечек на землю и других, предусмотренных электросхемой; вибрацию на соответствие требованиям ИСО 2373-74 "Механическая вибрация вращающихся электрических машин с высотой вала 80-400 мм. Измерение и оценка интенсивности вибрации", ГОСТ 20815-93 (МЭК 34-14-82) "Машины электрические вращающиеся. Механическая вибрация некоторых видов машин с высотой оси вращения
56 мм и более. Измерение, оценка и допустимые значения".
Сопротивление изоляции электрооборудования измеряют с помощью мегомметра
M1102/1 или аналогичного (см. приложение N 4).
Проверку сети заземления производят в соответствии с Инструкцией по устройству, осмотру и измерению шахтных заземлений (Правила безопасности в угольных шахтах.
Кн.2.) и ГОСТ 28298-89 "Заземление шахтного электрооборудования. Технические требования и методы контроля".
Напряжение питания электрооборудования должно соответствовать паспортным значениям. Допустимые отклонения напряжения в сетях с напряжением до 1,2 кВ - ±5%
(нормальное); ±10% (максимальное).
41. При проверке состояния систем автоматизации, предупредительной сигнализации, защит, блокировок, контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, устройств безопасности проверяются: наличие предупредительной сигнализации о пуске КУ в работу, ее слышимость на рабочих местах в зонах возможного травмирования; система аварийной защиты, обеспечивающая звуковую и световую сигнализацию при прекращении подачи охлаждающей воды, повышении температуры сжатого воздуха или газа и автоматическую остановку КУ при понижении давления масла, предназначенного для смазки; исправность кнопок и выключателей пульта управления, кнопок аварийного отключения КУ; наличие и работоспособность телефонной связи, установленной в шумоизолированной кабине (для стационарных КУ); наличие и исправность: контрольно-измерительных приборов и аппаратуры - манометров, установленных после каждой ступени сжатия и на линии нагнетания после
КУ, а также на воздухосборниках или газосборниках (при давлении сжатия более 30 МПа
- по два манометра); термометров или датчиков температуры сжатого воздуха или газа, установленных на каждой ступени КУ, после промежуточных и концевых холодильников; приборов для измерения давления и температуры масла в системе смазки механизмов движения КУ; система предохранительных клапанов (предупредительных пластин), установленных после каждой ступени сжатия КУ на участке охлажденного воздуха или газа. Размеры, пропускная способность предохранительных клапанов должны быть такими, чтобы не могло образоваться давление, превышающее рабочее более чем на 0,05 МПа при рабочем давлении до 0,3 МПа включительно, на 15% - при рабочем давлении от 0,3 до 6 МПа и на
10% - при рабочем давлении свыше 6 МПа; система обратных клапанов, установленных на нагнетательном трубопроводе к воздухосборнику.
42. Проверка системы охлаждения КУ.
Для охлаждения сжимаемого воздуха применяют внутреннее или внешнее
охлаждение, кроме этого оно может быть либо воздушным (для передвижных КУ), либо водяным.
Внутреннее охлаждение представляет собой полости в отдельных ступенях, секциях
(КУ центробежного типа) корпуса КУ, в которых циркулирует охлаждающая вода.
Охлаждение воздуха происходит при прохождении его через безлопаточный диффузор, выполняющий роль ребристой поверхности охлаждения.
При внешнем охлаждении воздух после сжатия в группе неохлаждаемых секций
(ступеней) выводится в промежуточный холодильник, откуда поступает во вторую группу неохлаждаемых секций (ступеней). В зависимости от конструкции КУ сжатие может быть с одним и более промежуточным охлаждением. Для этого КУ снабжается одним или более промежуточными и концевыми холодильниками (воздухоохладителями). Холодильник должен удовлетворять следующим условиям: малое гидравлическое сопротивление; компактность; доступность чистки.
В зависимости от производительности КУ, давления воздуха и охлаждающей среды
(вода или воздух) холодильники выполняются многотрубными, элементными, типа "труба в трубе", змеевиковыми и радиаторными.
Система охлаждения проверяется на предмет загрязнения, течи воды и дефектов отдельных узлов трубопровода.
Показателями охлаждения являются удельный расход воды, температуры воды и сжимаемого воздуха на выходе, которые не должны превышать предельных значений в соответствии с техническими условиями на КУ.
Кроме охлаждения сжимаемого воздуха система включает и охлаждение масляной системы. Для охлаждения масла, циркулирующего в масляной системе, КУ снабжена маслоохладителем, представляющим собой пучок трубок в стальном корпусе. В трубном пространстве циркулирует охлаждающая вода, а в межтрубном - охлаждаемое масло, движение которого направляется перегородками.
Давление охлаждающей воды должно быть меньше, чем давление в межтрубном пространстве, что исключает попадание воды в масло.
43. Проверка системы смазки.
В поршневых КУ применяют две самостоятельные системы смазки: смазка цилиндров и сальников и смазка механической части КУ.
Цилиндры смазываются разбрызгиванием, распыливанием или под давлением.
Проверку подачи масла в цилиндры и сальники на всех вводах производят через контрольные краны (угловые вентили), в которые встроены обратные клапаны, служащие для предотвращения выдувания масла из трубопровода противодавлением сжатого воздуха при отборе проб масла, поступающего из насоса.
Внутреннее охлаждение представляет собой полости в отдельных ступенях, секциях
(КУ центробежного типа) корпуса КУ, в которых циркулирует охлаждающая вода.
Охлаждение воздуха происходит при прохождении его через безлопаточный диффузор, выполняющий роль ребристой поверхности охлаждения.
При внешнем охлаждении воздух после сжатия в группе неохлаждаемых секций
(ступеней) выводится в промежуточный холодильник, откуда поступает во вторую группу неохлаждаемых секций (ступеней). В зависимости от конструкции КУ сжатие может быть с одним и более промежуточным охлаждением. Для этого КУ снабжается одним или более промежуточными и концевыми холодильниками (воздухоохладителями). Холодильник должен удовлетворять следующим условиям: малое гидравлическое сопротивление; компактность; доступность чистки.
В зависимости от производительности КУ, давления воздуха и охлаждающей среды
(вода или воздух) холодильники выполняются многотрубными, элементными, типа "труба в трубе", змеевиковыми и радиаторными.
Система охлаждения проверяется на предмет загрязнения, течи воды и дефектов отдельных узлов трубопровода.
Показателями охлаждения являются удельный расход воды, температуры воды и сжимаемого воздуха на выходе, которые не должны превышать предельных значений в соответствии с техническими условиями на КУ.
Кроме охлаждения сжимаемого воздуха система включает и охлаждение масляной системы. Для охлаждения масла, циркулирующего в масляной системе, КУ снабжена маслоохладителем, представляющим собой пучок трубок в стальном корпусе. В трубном пространстве циркулирует охлаждающая вода, а в межтрубном - охлаждаемое масло, движение которого направляется перегородками.
Давление охлаждающей воды должно быть меньше, чем давление в межтрубном пространстве, что исключает попадание воды в масло.
43. Проверка системы смазки.
В поршневых КУ применяют две самостоятельные системы смазки: смазка цилиндров и сальников и смазка механической части КУ.
Цилиндры смазываются разбрызгиванием, распыливанием или под давлением.
Проверку подачи масла в цилиндры и сальники на всех вводах производят через контрольные краны (угловые вентили), в которые встроены обратные клапаны, служащие для предотвращения выдувания масла из трубопровода противодавлением сжатого воздуха при отборе проб масла, поступающего из насоса.
Система смазки цилиндров и сальников проверяется на предмет качества применяемого компрессорного масла по результатам лабораторного анализа, при котором уточняются условия его хранения и возможные неполадки, имевшие место в системе смазки при ее эксплуатации.
Проверяется состояние отдельных элементов масляной системы (масляные насосы, лубрикаторы и приводные механизмы, маслопроводы).
Механическая часть КУ смазывается либо разбрызгиванием, либо принудительно - циркуляционной смазкой по замкнутому контуру: маслосборник - насос - фильтр - холодильник - детали механической части КУ - маслосборник.
Проверяется чистота внутренних полостей рам (картеров) и наличие отложений, состояние масляных фильтров, баков и холодильников. Проверяют наличие и состояние перепускных и запорных вентилей, регулировочных кранов и обратных клапанов, сальниковой набивки.
Проверяются масляный трубопровод на наличие течи в местах соединения трубок, в корпусе холодильника, а также все прокладки (паронит) и уплотнения из резины, состояние шпилек, болтов и гаек, резьбовые соединения (срыв резьбы не более 10%).
У центробежных КУ система смазки (система маслоснабжения) обеспечивает бесперебойную подачу масла к трущимся частям (подшипникам, зубчатым соединительным муфтам, зубчатой паре редуктора), устройствам противопожарной защиты и регулирования производительности турбокомпрессора.
Проверяются составные части системы (масляные насосы, предохранительные и обратные клапаны, контрольные и предохранительные приборы и устройства, маслоохладители, масляные баки и фильтры, масляный трубопровод).
Проверяются наличие течи масла, трещин в корпусе, состояние резьбовых соединений и прокладок масляного насоса. Проверяется исправное состояние предохранительных и обратных клапанов. Контрольные и предохранительные приборы и устройства проверяются на наличие и исправность: манометров на напорном маслопроводе до и после редукционного клапана; термосигнализаторов, термометров сопротивления, электроконтактных термометров у каждого подшипника агрегата; смотровых патрубков на сливных линиях от каждого подшипника; реле давления масла.
Маслоохладители, масляные баки и масляный трубопровод проверяются на предмет течи масла, воды, состояния теплопередающих поверхностей, качества прокладок в местах соединения элементов масляной системы. Проверяются чистота масляных фильтров, а также состояние и работа указателя уровня, качество масла.
Давление, расход и температура масла не должны превышать предельных значений в соответствии с техническими условиями на КУ. Проверяются наличие устройств отбора проб (на предмет загрязнения) и уровень масла.
44. Проверка системы регулирования КУ.
Регулирование производительности поршневых КУ осуществляется путем перепуска воздуха из рабочих полостей цилиндров во всасывающие полости с помощью специальных клапанов-байпасов, кроме того, присоединением к цилиндрам
дополнительных пространств (воздухосборников). Управление работой исполнительных регулирующих органов осуществляется электромагнитными клапанами.
Проверяются все устройства системы: перепускные клапаны (байпасы) и клапаны для присоединения дополнительных пространств (воздухосборников), механическая исправность и надежность крепления деталей системы, состояние уплотняющих поверхностей и герметичность системы.
Регулирование центробежных
КУ осуществляется путем дросселирования всасывающего трубопровода. В схему регулирования входят регулятор давления, дроссельная заслонка и сервомотор.
Воздухосборник представляет собой стальной сварной или клепаный цилиндр с днищами. Проверяется наличие и состояние манометров, предохранительных клапанов и герметически закрывающихся люков для внутреннего осмотра и очистки.
Конструкция, техническое состояние и порядок технического освидетельствования воздухосборников должны соответствовать Правилам проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных (ПБ 03-584-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 N 81, Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов (ПБ 03-581-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от
05.06.03 N 60, Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от
11.06.03 N 91.
45. Критерии предельных состояний деталей, составных частей и систем КУ с указанием способов контроля приведены в приложении N 5. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации, исходя из особенностей типа и конструкции обследуемой КУ.
Все выявленные несоответствия КУ или его частей НД, достижения или превышения предельных значений контролируемых параметров должны быть отражены в рабочей карте обследования.
46. Испытания КУ включают операции по проверке ее работоспособности при номинальных и аварийных режимах работы. При этом определяются давление срабатывания предохранительных клапанов и прочность металлоконструкций.
47. В случае если в ходе экспертного обследования и испытаний будут выявлены неисправности КУ, препятствующие ее безопасной эксплуатации, эксперт обязан предупредить об этом обслуживающий персонал и руководство эксплуатирующей организации, внеся соответствующую запись в эксплуатационный журнал КУ, а также органы надзора.
48. При принятии решения о величине остаточного ресурса и сроках дальнейшей безопасной эксплуатации КУ основным методом является экспертный. Определение срока безопасной эксплуатации является наиболее ответственным этапом работы по экспертизе промышленной безопасности КУ, отработавшей расчетный (нормативный) срок службы.
Исходя из этого данную работу должны выполнять наиболее квалифицированные специалисты экспертной организации.
Проверяются все устройства системы: перепускные клапаны (байпасы) и клапаны для присоединения дополнительных пространств (воздухосборников), механическая исправность и надежность крепления деталей системы, состояние уплотняющих поверхностей и герметичность системы.
Регулирование центробежных
КУ осуществляется путем дросселирования всасывающего трубопровода. В схему регулирования входят регулятор давления, дроссельная заслонка и сервомотор.
Воздухосборник представляет собой стальной сварной или клепаный цилиндр с днищами. Проверяется наличие и состояние манометров, предохранительных клапанов и герметически закрывающихся люков для внутреннего осмотра и очистки.
Конструкция, техническое состояние и порядок технического освидетельствования воздухосборников должны соответствовать Правилам проектирования, изготовления и приемки сосудов и аппаратов стальных сварных (ПБ 03-584-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.03 N 81, Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов (ПБ 03-581-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от
05.06.03 N 60, Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от
11.06.03 N 91.
45. Критерии предельных состояний деталей, составных частей и систем КУ с указанием способов контроля приведены в приложении N 5. Приведенный перечень может быть уточнен или дополнен на основании анализа эксплуатационной и ремонтной документации, исходя из особенностей типа и конструкции обследуемой КУ.
Все выявленные несоответствия КУ или его частей НД, достижения или превышения предельных значений контролируемых параметров должны быть отражены в рабочей карте обследования.
46. Испытания КУ включают операции по проверке ее работоспособности при номинальных и аварийных режимах работы. При этом определяются давление срабатывания предохранительных клапанов и прочность металлоконструкций.
47. В случае если в ходе экспертного обследования и испытаний будут выявлены неисправности КУ, препятствующие ее безопасной эксплуатации, эксперт обязан предупредить об этом обслуживающий персонал и руководство эксплуатирующей организации, внеся соответствующую запись в эксплуатационный журнал КУ, а также органы надзора.
48. При принятии решения о величине остаточного ресурса и сроках дальнейшей безопасной эксплуатации КУ основным методом является экспертный. Определение срока безопасной эксплуатации является наиболее ответственным этапом работы по экспертизе промышленной безопасности КУ, отработавшей расчетный (нормативный) срок службы.
Исходя из этого данную работу должны выполнять наиболее квалифицированные специалисты экспертной организации.
Основанием для принятия решения о возможности и условиях дальнейшей эксплуатации КУ являются результаты проведенного экспертного обследования, а также: результаты предыдущих обследований; оценка интенсивности и условий эксплуатации; профессионализм обслуживающего персонала; наличие системы текущих обслуживаний и ремонтов и качество их выполнения; расчет остаточного ресурса КУ.
Учитывая, что для большинства агрегатов и отдельных элементов КУ в настоящее время отсутствуют утвержденные методики расчета остаточного ресурса, срок безопасной эксплуатации, на который может быть продлен ресурс после истечения нормативного срока службы, в соответствии с Положением о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД-05-432-02) не должен превышать трех лет.
После разработки и утверждения в установленном порядке методов оценки срока безопасной эксплуатации этот срок может быть скорректирован.
Работы по определению остаточного ресурса КУ должны проводиться экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации.