Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство здравоохранения и социального развития
Республики Казахстан
АО « Медицинский университет Астана»
Моренко М.А., Гатауова М.Р.,
Аманкулова А.А., Ахметова Л.А.
Основы диспансеризации и иммунопрофилактики детей в работе
врача общей практики
Учебное пособие для студентов
Астана, 2015

2
УДК
ББК
Авторский знак
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
1. Р.Б. Исаева – профессор, д.м.н.
2. Н.А Малтабарова– профессор кафедры анестезиологии,
реаниматологии и курса скорой и неотложной помощи АО «
МУА»
Шифр книги
Моренко М.А., Гатауова М.Р., Аманкулова А.А.,
Ахметова Л.А. Основы диспансеризации и иммунопрофилактики
детей в работе врача общей практики /Учебное пособие. – Астана,
2015г.- с.149
ISBN
Аннотация. Учебное пособие включает в себя основные вопросы диспансеризации здоровых детей, скрининга новорожденных, патронажа и иммунопрофилактики, согласно последним нормативным документам и стратегии ИВБДВ, внедренной в Республике Казахстан. Предназначено для студентов факультета общей медицины, интернов, резидентов.
УДК
ББК
Утверждено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим Советом при АО « Медицинский университет Астана» в качестве дополнительной учебной литературы
Протокол №____ от « «_________2015 г.
© М.А. Моренко

3
Содержание
Список сокращений……………………………………………………………………3
Список понятийных терминов……………………………………………………….4
Введение
…………………………………………………………………….7
Глава 1
Организация работы детской поликлинической службы
Структура детской поликлиники, ее задачи………………………………………… 8
Кабинет здорового ребенка…………………………………………………………… 9
Обязанности участкового педиатра………………………………………………… 12
Обязанности врача - педиатра, оказывающего лечебно - профилактическую помощь детям в дошкольных организациях образования …………………………………… 13
Правила подготовки детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные организации образования……………………………14
Глава 2.
Оказание профилактической помощи детям
Диспансеризация здоровых детей. Скрининг……………………………………… 17
Скрининг новорожденных…………………………………………………………… 22
Скрининг на наследственные заболевания обмена веществ……………………… 23
Скрининг слуха………………………………………………………………………… 26
Группы здоровья. Комплексная оценка состояния здоровых детей…………… 29
Патронаж новорожденных и детей до 5 лет……………………………………………30
Оценка физического развития ребенка………………………………………………….54
Оценка психомоторного развития.................................................................................59
Оценка полового развития……………………………………………………………….73
Глава 3.
Иммунопрофилактика
Требования к помещениям для проведения профилактических прививок и ведению документации…………………………………77
Перечень временных и постоянных медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок………………………………………………81
Тактика иммунизации детей, не привитых по возрасту………………………………….83
Туберкулинодиагностика и вакцинация БЦЖ……………………………………………84
Вакцинация ВГА и ВГВ…………………………………………………………………….97
Комбинированные вакцины, их преимущества, сроки введения……………………….104
Поствакцинальные реакции и осложнения………………………………………………110
Оказание неотложной помощи детям на введение вакцин……………………………..112
Диспансеризация больных детей…………………………………………………………113
Глава 4. Основы ИВБДВ
Тестовые задания…………………………………………………………………………131
Эталоны оформления рецептов на лекарственные средства………………………143
Заключение………………………………………………………………………………. 147
Использованная литература........................................................................................148
Приложения………………………………………………………………………………….


4
Список сокращений
АбКДС - Адсорбированная бесклеточная коклюшно - дифтерийно - столбнячная вакцина
АДС - адсорбированный дифтерийно - столбнячный анатоксин
АДС-М адсорбированный дифтерийно - столбнячный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена
АД -М - адсорбированный дифтерийный анатоксин с уменьшенным содержанием антигена
АС - столбнячный анатоксин
БЦЖ - вакцина против туберкулеза (BCG)
ВОАЭ- регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии
ВГА - вирусный гепатит А
ВГВ - вирусный гепатит В
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения
ИВБДВ - интегрированное ведение болезней детского возраста
КЗР - кабинет здорового ребенка
НПР - нервно-психическое развитие
СУБ - сельские участковые больницы
ПМСП - первичная медико-санитарная помощь
ПВР - поствакцинальные реакции
ПВО - поствакцинальные осложнения
ФАП - фельдшерско-акушерские пункты
ФКУ - фенилкетонурия
ОПВ - вакцина против полиомиелита .
ИПВ - инактивированная вакцина против полиомиелита
МИБП - медицинские иммунобиологические препараты
ЦНС – центральная нервная система

5
Список понятийных терминов
анатоксин – медицинский препарат, приготовленный из токсина, не имеющий выраженных токсических свойств, но при этом способный индуцировать выработку антител к исходному токсину;
бактериофаги – вирусы бактерий, способные поражать бактериальную клетку и вызывать ее растворение;
вакцина – медицинский препарат для специфической профилактики инфекционных заболеваний, оказывающий профилактический эффект через иммунную систему;
«ДИАСКИНТЕСТ®» – аллерген туберкулезный, состоящий из комплекса рекомбинантных белков ESAТ6 - CFP10 для внутрикожного применения в стандартном разведении;
дизэмбриогенетические стигмы - конституциональные диспластические черты развития у грудного ребенка( малые аномалии развития).Они являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи
живые вакцины – вакцины, приготовленные из живых микроорганизмов
иммуноглобулины – медицинские препараты, изготовленные из сыворотки крови человека и животных, применяемые с целью экстренной профилактики и лечения инфекционных заболеваний;
ИВБДВ - Интегрированное ведение болезней детского возраста - это стратегия, разработанная ВОЗ, основанная на доказательной медицине, при правильном применении которой снижается уровень заболеваемости, смертности и инвалидизации детей до 5 лет.
медицинские иммунобиологические препараты (далее – МИБП) – препараты для специфической профилактики, диагностики и лечения инфекционных и иммунных (включая аллергические) заболеваний, диагностики при помощи иммунологических методов других заболеваний и физиологических состояний, индикации инфекционных агентов и их антигенов в объектах внешней среды, препараты крови (независимо от способа получения), оказывающие лечебный и профилактический эффект через иммунную систему;
проба Манту – специфический диагностический тест, внутрикожная туберкулиновая проба Манту с двумя международными туберкулиновыми единицами (далее – Манту с 2 ТЕ);
поствакцинальные осложнения – это тяжелые и/или стойкие нарушения состояния здоровья, возникающие в определенные сроки после прививки, этиологически и /или патогенетически связаны с вакцинацией и не свойственны типичным клиническим проявлениям нормальной вакцинальной реакции.
реконвалесцент – больной человек в стадии выздоровления;
ремиссия – этап течения болезни, характеризующийся временным ослаблением или исчезновением ее проявлений;


6
туберкулинодиагностика
– специфическое диагностическое исследование по пробе Манту 2 ТЕ;
холодовая
цепь
– бесперебойно функционирующая система, обеспечивающая оптимальный температурный режим хранения и транспортировки МИБП и ДП на всех этапах пути их следования от организации-изготовителя до вакцинируемого;
сыворотка – медицинский препарат, полученный из крови человека и животных, который содержит агенты приобретенного иммунитета против инфекционных заболеваний;
термоконтейнер – ящик (или сумка) для переноса МИБП с теплоизолирующими свойствами и плотно прилегающей крышкой, где оптимальный температурный режим (от плюс 2°С до плюс 8°С) обеспечивается с помощью помещенных в его полость замороженных холодильных элементов;
термоиндикатор – контрольная карточка, которая следует вместе с вакциной от отправителя до получателя и фиксирует воздействие температуры на вакцину путем изменения цвета индикатора;
патронаж - активное профилактическое наблюдение детей раннего возраста проводится медицинским работником организации первичной медико-санитарной помощи и направлено на сохранение и укрепление здоровья ребенка, его дальнейшее развитие с полной реализацией интеллектуального потенциала посредством обеспечения должного ухода в семье
скрининг - это универсальное исследование с профилактической целью, предназначенное для выявления тех индивидуумов из всех осмотренных, кто с высокой степенью вероятности имеет нарушение, являющееся предметом скрининга.
скрининг психофизического развития - массовое стандартизированное обследование детского населения в возрасте до 3-х лет с целью выявления группы детей с риском отставания в психофизическом развитии и направления их в психолого медико-педагогические консультации (далее
- ПМПК) для оказания им коррекционно-развивающей помощи
убитые вакцины – вакцины, приготовленные из убитых или инактивированных микроорганизмов, а также из отдельных компонентов микробной клетки и продуктов их жизнедеятельности;

7
Введение
Уважаемый читатель! Данное учебное пособие написано для вас, студентов медицинских вузов, интернов, резидентов, а также для той аудитории, которая постигает дисциплину « Детские болезни в работе врача общей практики».
Основная цель пособия : показать современные направления в амбулаторно- поликлинической педиатрии для врачей общей практики в свете последних достижений науки, научить работать с нормативной документацией.
Учебное пособие структурировано таким образом, что последовательно раскрывает основную сущность работы первичной медико- санитарной помощи : цели и задачи работы поликлиник , диспансеризация здоровых детей и новорожденных, патронаж новорожденных и детей до 5 лет, основы иммунопрофилактики и интегрированного ведения болезней детского возраста.
Указаны цели и задачи скрининговых осмотров детского населения, которые направлены на профилактику, раннее выявление и предупреждение заболеваний, связанных с особенностями анатомо- физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде. Студенты раскроют для себя новые термины, как ВОАЭ – регистрация задержанной вызванной отоакустической эмиссии –скрининг слуха у новорожденных и эту методику будут осваивать на практических занятиях.
В Казахстане введен также скрининг новорожденных на наследственные заболевания : фенилкетонурия и врожденный гипотиреоз, по сравнению с соседним государством Россией, где у них скрининг проводится по пяти врожденным заболеваниям. Но и эти методы – большое достижение для нашей молодой Республики в рамках программы Саламатты Казахстан.
В разделе « Иммунопрофилактика» представлена информация согласно нормативным документам Республики Казахстан с изменениями и дополнениями на 2014 – 2015 годы, в частности представлена информация о Новом Календаре Прививок Республики Казахстан. В раздел включены новые данные 2014 года Приказ № 19 по вакцинации и профилактике туберкулеза, введен новый метод диагностики ,который проводится наряду с пробой Манту, так называемый Диаскин –тест.
В рамках программы « Саламатты Казахстан» согласно критериям
ВОЗ с целью снижения детской смертности до 5 лет отводится разделу «
Интегрированное ведение болезней детского возраста», где изложены основные принципы ИВБДВ.
В конце пособия представлен тестовый материал и рецептура, а также для удобства пользования отдельным блоком приложенияпо стандартам физического развития детей согласно критериям ВОЗ, сроки скринингового обследования и т.д


8
ГЛАВА 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ
1.1
Основные
задачи
организаций,
оказывающих
амбулаторно-поликлиническую
помощь
детям:
1) профилактика заболеваний среди детей, включая внутриутробный период их развития;
2) раннее выявление и своевременное начало лечения заболеваний, соблюдение преемственности на всех этапах лечения и осуществление его до самого выздоровления;
3) профилактика инвалидности и предотвращение смертности среди детей;
4) воспитание здорового ребенка с целью обеспечения его полноценного психофизического. развития.
Амбулаторно-поликлиническая помощь детям со дня выписки из родильного дома до 14 летнего возраста включительно (до 14 лет 11 месяцев 29 дней).
Амбулаторно-поликлиническая помощь организовывается по территориальному принципу. Участковый педиатр в организациях, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь детям, как в городской, так и сельской местности, обслуживает на территориальном участке до 800 детей. В течение одного часа на приеме в организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, участковый педиатр обслуживает 4 ребенка, а на дому - 2 ребенка.
Оптимальный режим работы организаций, оказывающих амбулаторно- поликлиническую помощь детям: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, в выходные дни до 14 часов.
1.2
Структура
детской
городской
поликлиники
(детского отделения городской поликлиники)
В детской городской поликлинике предусматриваются следующие структурные подразделения:

фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

оперативное отделение (справочное бюро, диспетчерская по приему вызовов, регистратура, кабинет медицинской статистики и другие);

административно-хозяйственная, финансово-экономическая службы (в самостоятельной организации), гардероб, холлы для ожидания и другие вспомогательные помещения;

9

отделение профилактики (кабинет профилактических прививок, кабинет по воспитанию здорового ребенка и формированию здорового образа жизни);

педиатрическое отделение (кабинеты участковых врачей);

отделение по оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных и общеобразовательных организациях образования (дошкольно-школьное отделение);

консультативное отделение (кабинеты врачей-специалистов);

отделение восстановительного лечения и реабилитации
(кабинеты: физиотерапевтические, лечебной физической культуры, массажные (механического, ручного), процедурный, дневной стационар с кабинетом оральной регидратации, водолечебница, грязелечебница и другие);

диагностическое отделение: клиническая и биохимическая лаборатории, кабинеты лучевой диагностики
(рентген, ультразвукового излучения), функциональной диагностики
(электрокардиографии, энцефалографии) и другие;

детская молочная кухня с раздаточными молочными пунктами
(детская молочная кухня может быть самостоятельной организацией).
1.3 Основные задачи кабинета здорового ребенка
Основными задачами кабинета здорового ребенка (КЗР) являются:

проведение мероприятий по повышению знаний и навыков медицинских работников организации ПМСП по вопросам профилактической работы среди детей до 3 летнего возраста;

обучение медицинских работников правилам и методике проведения дородового патронажа беременных женщин, патронажа детей раннего возраста;

осуществление постоянной связи с женской консультацией и преемственности в наблюдении за беременными женщинами;

проведение тематических занятий по вопросам ухода за здоровым и больным ребенком, ребенком с ограниченными возможностями в развитии, питания, физического и психосоциального развития, в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения;

обучение медицинских работников вопросам правильного питания беременной, кормящих женщин и детей раннего возраста, в том числе основам и практике грудного вскармливания, своевременного введения прикорма, приготовления блюд прикорма;


10

обучение медицинских работников проведению скрининга психофизического развития детей раннего возраста;

обучение медицинских работников по вопросам:
- профилактики микронутриентной недостаточности и рахита у детей;
- ухода за больным ребенком, правилам поведения родителей или иных лиц, непосредственно осуществляющих уход за ребенком при выявлении
«опасных признаков», режиму кормления и питья при болезни ребенка;
- оценки психосоциального развития детей раннего возраста с последующим консультированием;
- выявления пренебрежительного отношения к ребенку в семье и профилактики насилия;
- подготовки детей к поступлению в детские дошкольные коллективы;
- ведения детей от матерей, больных социально- значимыми заболеваниями;

обучение медицинских работников приемам проведения массажа и гимнастики детям раннего возраста;

консультирование и обучение беременных и кормящих матерей практике правильного питания;

консультирование и обучение лиц, ухаживающих за детьми раннего возраста по вопросам:
- правильного питания
(актуальность грудного вскармливания, своевременного введения прикорма);
- проведения массажа и гимнастики детям раннего возраста;
- психосоциального развития детей раннего возраста;
- поведения при выявлении опасных признаков, режима кормления и питья при болезни ребенка;
- своевременной профилактики микронутриентной недостаточности и рахита;
- профилактики насилия и пренебрежительного отношения к ребенку в семье;

обеспечение медицинских работников и население информационно-методическими материалами по вопросам воспитания здорового ребенка.
Медицинский работник КЗР организует свою работу в форме индивидуальных и коллективных бесед, а также практических занятий и тренингов.
КЗР ведет необходимую рабочую медицинскую документацию и учет инструктивно-методических материалов по развитию и воспитанию детей.

11
КЗР должен иметь набор игрушек для стимуляции психосоциального развития детей первых трех лет жизни, набор для проведения практических занятий (зонд, чашка, чайная ложка), компьютер, телевизор, видео или DVD- проигрыватель, куклы (манекены) для практических занятий с беременными и кормящими матерями (в количестве 2 штук), весы медицинские, ростомер.
Рис.1 Набор игрушек для стимуляции психосоциального развития
детей первых трех лет жизни
Учебные материалы, наглядные пособия и организационная техника КЗР:

правила патронажного наблюдения детей раннего возраста и проведения дородового патронажа;

методические рекомендации по кормлению (здорового и больного ребенка) и по уходу в целях развития: «Памятка матери»;

методические рекомендации «Питание детей раннего возраста»;

национальный календарь профилактических прививок Республики
Казахстан;

пирамида пищевых продуктов;

рекомендации по кормлению и уходу за здоровым ребенком и во время болезни;

комплекс массажа и гимнастики детей раннего возраста;