Файл: Учебное пособие для студентов Астана, 2015 2 удк ббк авторский знак рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12

признаки «опасности» при болезни ребенка и неблагополучия в развитии ребенка;

карта физического развития;

видео-материалы (грудное вскармливание, уход в целях развития, опасные признаки болезни и уход за больным ребенком в семье);

фотоальбом из модуля интегрированного ведения болезней детского возраста.
1.4 Обязанности участкового врача педиатра (ВОП)
Участковый врач-педиатр выполняет основную лечебно- профилактическую работу с детьми в детской городской поликлинике
(детском отделении городской поликлиники), на дому, проводит противоэпидемические мероприятия и санитарно-просветительную работу на уровне семьи для обеспечения оптимального физического и нервно- психического развития детей, для чего:
1) осуществляет постоянную связь с женской консультацией, преемственность в наблюдении за беременными женщинами, проводит дородовый патронаж, беременным из групп "риска" - не менее 2 раз (при взятии на учет по поводу беременности и в последнем триместре беременности);
2) проводит первичный патронаж новорожденного в первые 3 дня после выписки (новорожденные из группы риска - в первые сутки) из родильного дома совместно с медицинской сестрой;
3) осуществляет последующие патронажи (не менее 3 за весь период новорожденности), контролирует посещения новорожденных на дому участковой медицинской сестрой;
4) проводит профилактический прием детей в детской городской поликлинике (детском отделении городской поликлиники), оценивает физическое и нервно - психическое развитие детей, назначает им режим, рациональное питание, мероприятия по профилактике фоновых заболеваний;
5) составляет годовые планы профилактических прививок, проводит осмотр детей перед прививками, оформляет допуск или обосновывает медицинские отводы от них, наблюдает за ребенком в периоде после проведения прививок;
6) осуществляет профилактическое наблюдение за детьми согласно методическим рекомендациям, направляет детей на консультации к другим врачам - специалистам и на необходимые лабораторные исследования;
7) осуществляет динамическое наблюдение за детьми, взятыми на диспансерный учет, проводит их оздоровление совместно с другими врачами - специалистами и анализ эффективности диспансеризации;

13 8) организует обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия детям перед поступлением в детские дошкольные и общеобразовательные организации образования;
9) проводит отбор и учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном, реабилитационном лечении;
10) посещает детей старше одного года на дому в день поступления вызова и оказывает им необходимую поэтапную лечебную помощь до выздоровления или госпитализации.
11) посещает детей первого года жизни на дому в течение первых трех часов с момента поступления вызова, наблюдает на дому до выздоровления или госпитализации;
12) направляет в установленном порядке ребенка на лечение в стационар, в необходимых случаях принимает все меры к немедленной госпитализации ребенка;
13) посещает детей на дому по переданному активу после выписки из стационара, вызова "скорой помощи";
14) информирует руководство детской городской поликлиники (детского отделения городской поликлиники) о тяжело больных детях, а также о детях, у которых заболевание плохо поддается лечению или диагнозы не уточнены;
15) совместно с органами санитарно-эпидемиологической службы проводит комплекс профилактических мероприятий, направленных на снижение инфекционных заболеваний, извещает в установленном порядке о выявленных или подозрительных на инфекционное заболевание больных, каждом случае осложнения, зарегистрированного после вакцинации;
16) систематически повышает свою квалификацию;
17) проводит санитарно-просветительную работу по вопросам развития и воспитания здорового ребенка и профилактике заболеваний;
18) ведет медицинскую документацию по установленной форме;
19) осуществляет контроль за работой участковой медицинской сестры;
20) организует на своем участке санитарный актив и привлекает его к проведению санитарно-профилактических мероприятий;
21) проводит работу по интегрированному ведению болезней детского возраста по программе ВОЗ;
22) составляет план работы, основанный на анализе состояния здоровья детей, их заболеваемости и обеспечивает его выполнение;
23) выдает листки нетрудоспособности по уходу за больным ребенком.


14
1.5 Обязанности врача - педиатра, оказывающего лечебно-
профилактическую помощь детям в дошкольных организациях
образования:
1) осмотр всех вновь поступивших детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации;
2) плановые профилактические медицинские осмотры детей;
3) проведение профилактических прививок с обязательным осмотром детей перед прививками и наблюдением за ребенком в периоде после проведения прививок;
4) наблюдение за диспансерной группой больных детей и организация мероприятий по восстановительному лечению и реабилитации;
5) медицинский контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей;
6) работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
7) ведение медицинской документации;
8) анализ по состоянию здоровья детей, заболеваемости среди них и о принимаемых мерах по ее предупреждению, информирует заведующего отделением по подчиненности;
9) работу по повышению своей квалификации и среднего медицинского персонала, занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностики заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
10) санитарно-просветительную работу с родителями и персоналом дошкольной организации образования.
1.6 Обязанности врача - педиатра, оказывающего лечебно -
профилактическую помощь детям в общеобразовательных
организациях:
1) организацию и своевременное проведение медицинских осмотров, профилактических прививок среди школьников, определение состояние здоровья каждого школьника (с учетом данных других врачей - специалистов) и медицинскую группу для занятий физической культурой и назначение лечебно-оздоровительных мероприятий;
2) проведение анализа результатов медицинского осмотра школьников, на основании которого разработка плана мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников;
3) медицинский контроль за проведением физического воспитания в школе, а также за режимом учебной работы, трудовым обучением,

15 организацией питания учащихся и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
4) работу по профессиональной ориентации школьников с учетом их состояния здоровья;
5) выявление учащихся, нуждающихся в освобождении от переводных и выпускных экзаменов, и представление материалов на них на рассмотрение соответствующих комиссий;
6) амбулаторный прием в организации образования и оказание медицинской помощи нуждающимся;
7) санитарно-просветительную работу среди персонала организации образования, родителей и учащихся;
8) регулярное наблюдение за диспансерной группой больных и их оздоровление;
9) доведение до сведения заведующего отделением по подчиненности и руководства организации образования результатов и данных о состоянии здоровья учащихся, их заболеваемости и мероприятиях, направленных на укрепление здоровья школьников;
10) работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм;
11) оформление медицинской документации в установленном порядке;
12) работу по повышению своей профессиональной квалификации, а также квалификации подчиненного среднего медицинского персонала.
1.7 Правила
подготовки детей на педиатрическом участке
к поступлению в дошкольные организации образования
1.
Подготовка детей к поступлению в дошкольные организации образования (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
2.
Общая подготовка - это проведение общепринятых мероприятий по систематическому обслуживанию детей на педиатрическом участке, начиная с периода новорожденности, с целью обеспечения гармонического физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья, а также повышения уровня семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
3
Специальная подготовка начинается с 3-месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:
1) ежемесячную санитарно-просветительную работу участкового врача- педиатра и участковой медицинской сестры, медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к


16 поступлению в дошкольное учреждение;
2) диспансеризацию детей за 2 месяца до поступления в дошкольную организацию образования у участкового врача-педиатра, других врачей специалистов, проведение лабораторных исследований;
3) оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья
(по группам состояния здоровья) и результатов последней диспансеризации;
4) профилактику острых заболеваний за 1-2 месяца до поступления в детское дошкольное учреждение с применением средств, направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучение ребенка дыханию через нос, назначение курса ультрафиолетового облучения, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, по надобности иммуномодуляторов;
5) оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка к поступлению в дошкольную организацию образования: запись в историю развития ребенка о начале и окончании подготовки, результатах диспансеризации и проведенном оздоровлении, полученных профилактических прививках, составление выписного эпикриза с обязательными рекомендациями участкового врача-педиатра на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу к оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений хронических заболеваний и фоновых состояний;
6) обеспечение преемственности в работе организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь детям, и дошкольных организаций образования по подготовке и ведению детей в период адаптации путем взаимного обмена информацией.
7)
В случае острого заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.
8)
Запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольную организацию образования.
9)
В тех случаях, когда ребенок впервые поступает в дошкольную организацию образования на 2 или 3 году жизни, участковый врач-педиатр продолжает все мероприятия общей и специальной подготовки, начатые на первом году жизни.
10)
Вопрос о направлении в дошкольную организацию образования детей группы "риска", а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития решается комиссией с привлечением


17 соответствующих врачей-специалистов индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка.
1.8 Правила
подготовки детей на педиатрическом участке
к поступлению в школу
1.
Комплексные углубленные медицинские осмотры с участием врачей- специалистов (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиоревматолог, эндокринолог, дерматовенеролог) с целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу проводятся детям 3 и
5 лет.
2.
Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи- специалисты снова осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе, а также производится оценка нервно-психического и физического состояния и определение группы здоровья и физкультурной группы.
3.
Всем детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов.
4.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья, полученных профилактических прививках и рекомендации по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в медицинской карте ребенка, которая передается в школу до начала учебного года.
5
Примечание: медицинская карта ребенка постепенно заменяется
«Паспортом здоровья ребенка» (учетная форма N 026/у-3)

ГЛАВА 2.
ОКАЗАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
2.1 Скрининг
Профилактические медицинские осмотры целевых групп
населенияэто скрининговые осмотры, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение развития заболеваний, факторов риска, способствующих возникновению заболеваний, формирование и укрепление здоровья населения.
Скрининговые осмотры детского населения направлены на профилактику, раннее выявление и предупреждение заболеваний, развитие которых связано с особенностями анатомо-физиологического развития в различные возрастные периоды жизни, в том числе в подростковом периоде.

18
Скрининговые осмотры целевых групп детского населения в различные возрастные периоды жизни (осмотр специалистами, лабораторные и инструментальные исследования) осуществляются в соответствии с периодичностью проведения скрининговых осмотров целевых групп детского населения (Приложение 1).
Скрининговые осмотры организованных детей дошкольного возраста, школьников, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет проводятся специалистами территориальной организации ПМСП с выездом на территории детских дошкольных учреждений и организаций образования.
Скрининговые осмотры неорганизованных детей дошкольного возраста проводятся в организации ПМСП по месту прикрепления.
Дети, находящиеся в домах ребенка, детских домах, школах- интернатах, специализированных интернатах, домах юношества проходят скрининговые осмотры дважды в год.
Новорожденным и детям раннего возраста скрининговый осмотр на выявление нарушений слуха проводится в соответствии с приказом № 478.
Детям в возрасте от трех до четырех месяцев по показаниям
проводится ультразвуковое исследование тазобедренных суставов с
целью раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов и
врожденного вывиха бедра.
2) проведение скрининга – заполнение статистической карты профилактического медицинского осмотра (скрининга) ребенка (форма
025-08/у), проведение скрининг-теста, лабораторных и инструментальных исследований, консультации специалистов.
Проведение скринингового осмотра целевых групп детского населения осуществляется средним медицинским работником дошкольного учреждения, организации образования, врачом педиатром, подростковым врачом, семейным врачом, врачом общей практики организации ПМСП; врачами специалистами, педагогом-психологом.
Алгоритм этапности проведения
скрининговых осмотров детского населения
Доврачебный этап скринингового осмотра проводится средним медицинским работником и включает в себя:
1) определение роста и массы тела;
2) измерение объема головы и грудной клетки у детей раннего возраста (до 3 лет);