ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В.: Да, такого животного я никогда не встречала... А может быть, тебе завести не одно, а нескольких животных: собаку, корову, коня, павлина, оленя и др.
И.: Нет, так не получится. Им всем тогда надо будет и много места, и много еды, и ухаживать за всеми надо. Вот если бы был один такой зверь...
В.: Давай попробуем его нарисовать, а потом ты попросишь Волшебника Оживления, чтобы он тебе помог его оживить.
Воспитатель повторяет описание животного, а дети должны его нарисовать (рисование может быть коллективным на большом листе бумаги).
В.: Игрушка, посмотри, вот ребята тебе нарисовали животное, о котором ты мечтаешь.
И.: Спасибо, ребята, а как его зовут?
И.: Вы про него сказку не можете придумать?
4. Фантазирование.
Сюжет сказки строится как обыгрывание ситуаций применения различных частей этого животного: другие («обычные») животные смеются над ним, а он доказывает необходимость этих частей.
5. Подведение итогов.
74
Упражнение 11 Б «Каким это бывает?»
Воспитатель предлагает называть различные варианты, какими может быть представлен объект (желательно использовать наглядность): какими бывают листья деревьев (стулев, часов, расчесок, конфет и др.)?
Можно устроить выставку под соответствующим названием.
ЗАНЯТИЕ 12 А Прием фантазирования «Наоборот».
Цели: познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.
1. Упражнение «Антонимы».
Возможен необычный «вход» в занятие, настраивающий детей на то, что все будет «наоборот». Например, Игрушка приходит вверх ногами, говорит «До свидания!», детям предлагается лечь в кровати и т. п.
В.: Сегодня на занятии у нас будет все наоборот. Вначале потренируемся называть «наоборотные» слова.
Скажу я слово «далеко», вы скажете мне «близко»,
Скажу я слово «высоко», а вы ответьте «низко».
Скажу я слово «потолок», что скажете вы?
Скажу я слово «потерял», вы скажете?
Затем воспитатель делит детей на две группы: первая группа называет любые слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.
2. Упражнение «Перевертыши».
Игрушка рассказывает стихотворение:
Ехала деревня мимо мужика, глядь — из-под собаки лают ворота. Лошадь ела кашу, а мужик овес.
75
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Обычно реакция детей — смех. Игрушка читает стихотворение еще раз, затем просит «перевести» каждую строчку, сказать, как надо говорить.
Анализируется, в каком случае было смешнее и почему, как «устроены» смешные предложения.
Воспитатель предлагает детям самим придумать смешин-ки-«перевертыши», используя прием «наоборот».
3. Физкультминутка «Наоборот».
Воспитатель называет различные предложения «наоборот», дети должны их «перевести» и выполнить задание правильно. Например: «Ладошам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на мальчиков», «Стульчикам сесть на детей» и т. п.
4. Фантазирование по приему «наоборот».
Воспитатель называет несколько знакомых сказок и предлагает заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки. Например: «Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются...», «Злая Красная Шапочка и ее бабушка Атаманша не дают покоя никому в лесу...», «Голодный Колобок захотел всех съесть...».
Несколько сказок желательно проговорить на уровне сюжета, а одну попробовать рассказать подробно.
5. Подведение итогов.
Воспитатель предлагает высказать свое мнение о занятии, выражая свои мысли «наоборот».
Упражнение 12 Б «Путаница»
Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как «не бывает». Например, девочка баюкает куклу — бывает, кукла баюкает девочку --не бывает; дедушка собирает грибы — бывает, грибы собирают дедушку — не бывает и др-
ЗАНЯТИЕ 13 А
Прием фантазирования «Бином фантазии»
Цели: познакомить с приемом фантазирования Джанни Ро-дари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение.
Оборудование: два «волшебных мешочка», игрушки -живые и неживые объекты.
1. Упражнение «Волшебный мешочек».
В один мешочек заранее кладутся 4-5 небольших игрушек -- различные животные, в другой 4-5 предметов.
Пара детей достает игрушки из двух мешочков, узнавая предмет на ощупь, а потом проверяя себя. Затем нужно составить несколько предложений с этими словами. Например, «слон» и «молоток» («Хобот у слона похож на молоток») или «крокодил» и «гитара» («На гитаре была наклейка с крокодилом»).
2. Игра «Руки-ноги».
Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов «руки», «ноги» и разных предлогов, например: «руки под ногами», «ноги на руках», «руки через ноги», «ноги за руками» и др.
Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без, с, до, к, на, через и др.
3. Фантазирование.
Из каждого мешочка выбираются по одной игрушке и составляются различные сочетания слов с самыми разнообразными предлогами. Например, конь в машине, конь возле машины, машина у коня, машина на коне, конь для машины, машина без коня и др.
Затем выбирается несколько необычных сочетаний (например, машина для коня, конь на машине, конь без машины и др.) и придумывается сюжет сказки о том, как такое может быть.
Желательно один из сюжетов развить в цельную сказку (рекомендуется сочинять по цепочке).
4. Практическая работа.
Сделать иллюстрацию к придуманной сказке.
5. Подведение итогов.
Упражнение 13 Б
«Слова на букву»
Воспитатель называет любую букву, и дети должны назвать любые слова, которые начинаются с этой буквы.
Количество слов желательно подсчитать и отметить наиболее интересные.
Рекомендуется выбирать часто встречающиеся буквы, желательно согласные.
ЗАНЯТИЕ 14
Обобщающее занятие по приемам фантазирования
Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».
Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей. Целью занятия является систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление».
Для придумывания новых объектов можно также использовать приемы — «метод фокальных объектов» и «морфологический анализ».
ЗАНЯТИЕ 15 А
Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы
Цели: формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.
Оборудование: рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.
1. Дидактическая игра «Проверка памяти».
Воспитатель показывает детям рисунок с изображением какого-либо отдельного объекта, предлагает внимательно на него
78
посмотреть и все запомнить. Затем рисунок убирается, и дети должны ответить на вопросы по его содержанию. Например, нарисована кукла. Могут быть заданы вопросы (используются вопросы с ловушками): Какого цвета волосы? На логах носки или гольфы? Какое было платье — синее или зеленое (а оно красное) ? С какой стороны карман (а кармана вообще не было).'1 и др.
Желательно, чтобы воспитатель фиксировал количество вопросов и правильных ответов на них.
Аналогичная игра проводится и с другим рисунком (желательно принадлежащим к другой тематической группе).
2. Работа по картине «Что делает?», «Кто что делает?»
Воспитатель вывешивает картину с произвольным сюжетом. Нужно назвать все изображенные на ней объекты. После этого можно проанализировать, из каких частей они состоят. Затем предлагается ответить на вопрос «что делает?» применительно к каждому объекту (желательно называть не одно действие, а несколько, например «дерево» не только «стоит», но и «растет», «наклоняется», «тянется к солнцу», «дает тень» и др.).
3. Игра на внимание «Уши, глаза, нос».
Воспитатель в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, руки, язык.
Дети должны дотронуться или показать эту часть тела.
Воспитатель может «сбивать» детей, показывая неправильные варианты.
Игру можно провести в кругу на выбывание.
4. Использование различных органов чувств для описания
картины.
В.: В игре назывались разные части тела. Зачем они нужны? Зачем нужны глаза (уши, язык, руки, нос)?
В.: Когда мы с вами называли, что есть на картине, мы говорили только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи... Представьте себе, что вы очутились на этой картине. Какие звуки вы бы услышали? Какие запахи бы почувствовали? Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? Что на картине можно «попробовать»? Какой у этого вкус?
79
5. Практическая работа.
Воспитатель убирает картину и предлагает ее по памяти нарисовать (основные объекты с учетом их местоположения, цвета, размеров).
По окончании рисования желательно сделать выставку и сравнить картину с детскими работами. В конце делается вывод о том, кто самый наблюдательный в группе. («Художественные достоинства» картин не оцениваются.)
6. Подведение итогов.
Упражнение 15 Б
«Увеличиваем предложение»
Воспитатель называет любое нераспространенное предложение (девочка играет, собака без/сит, солнце светит и др.), его нужно «увеличить»: вставить в него другие слова.
Упражнение можно проводить в виде соревнования: кто придумает самое длинное предложение из исходного.
Можно предлагать детям самим вначале придумывать нс-распространенные предложения об окружающих объектах, а затем их дополнять.
ЗАНЯТИЕ 16 А
Рассказ по картинке: «системный оператор»
Цели: развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.
Оборудование: сюжетная картина, схема на наборном полотне.
1. Дидактическая игра «Что изменилось».
Воспитатель вызывает одного из детей и предлагает всем остальным внимательно его рассмотреть и запомнить.
Затем воспитатель вместе с этим ребенком удаляется в спальню (раздевалку) и помогает сделать различные изменения (в прическе, одежде, позе и т. д.). По возвращении группа должна назвать произошедшие изменения. Игра проводится 3^ раза.
2. Работа по картине «Что было? Что будет?».
Вывешивается картина, которая анализировалась на предыдущем занятии.
В.: Прошлый раз мы рассматривали эту картину, обсуждали, что на ней изображено, что видим сейчас. Раньше мы уже говорили, что у каждого предмета есть прошлое и будущее. Давайте представим, что было до того момента, который мы видим на картине?
Рекомендуется обсуждать не только главных действующих лиц, но и второстепенных, в том числе неодушевленные предметы. Временной отрезок может быть различной длины: можно представлять предшествующие события, которые произошли как несколько минут назад, так и несколько лет назад.
Аналогично обсуждается и «будущее» (что будет потом?) различных объектов.
3. Игра на внимание «Было, будет и сейчас».
Воспитатель обращает внимание детей на то, какими они были раньше, предлагает показать им себя «маленькими» (ползают, хныкают, сосут палец и др.). Затем обсуждается, как ведут себя взрослые (ходят степенно, важно; гуляют под ручку, работают и др.).
Правила игры: по команде «Было!» надо вести себя как «маленькие», по команде «Сейчас!» — обычное поведение, по команде «Будет!» — изображать «больших».
Воспитатель называет команды в произвольном порядке, иногда вставляя слова типа малыши, взрослые, пятилетки и др.
4. Рассказ по картине.
Воспитатель составляет схему
на наборном полотне, где первый прямоугольник обозначает предшествующие события (что было до этого?), центральный прямоугольник — «картина» (что изображено сейчас?), третий прямоугольник — последующие события (что будет потом?).
Предлагается построить рассказ по этой схеме: нужно выбрать любой объект, рассказать, что было вначале, затем описать его действия на картине и придумать последующие события.