Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.: Да, такого животного я никогда не встречала... А мо​жет быть, тебе завести не одно, а нескольких животных: соба​ку, корову, коня, павлина, оленя и др.

И.: Нет, так не получится. Им всем тогда надо будет и много места, и много еды, и ухаживать за всеми надо. Вот если бы был один такой зверь...

В.: Давай попробуем его нарисовать, а потом ты попро​сишь Волшебника Оживления, чтобы он тебе помог его ожи​вить.

Воспитатель повторяет описание животного, а дети долж​ны его нарисовать (рисование может быть коллективным на большом листе бумаги).

В.: Игрушка, посмотри, вот ребята тебе нарисовали живот​ное, о котором ты мечтаешь.

И.: Спасибо, ребята, а как его зовут?

И.: Вы про него сказку не можете придумать?

4. Фантазирование.

Сюжет сказки строится как обыгрывание ситуаций приме​нения различных частей этого животного: другие («обычные») животные смеются над ним, а он доказывает необходимость этих частей.

5. Подведение итогов.

74

Упражнение 11 Б «Каким это бывает?»

Воспитатель предлагает называть различные варианты, какими может быть представлен объект (желательно использо​вать наглядность): какими бывают листья деревьев (стулев, часов, расчесок, конфет и др.)?

Можно устроить выставку под соответствующим названием.

ЗАНЯТИЕ 12 А Прием фантазирования «Наоборот».

Цели: познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использо​вания антонимов; развивать чувство юмора, воображение.

1. Упражнение «Антонимы».

Возможен необычный «вход» в занятие, настраивающий де​тей на то, что все будет «наоборот». Например, Игрушка прихо​дит вверх ногами, говорит «До свидания!», детям предлагается лечь в кровати и т. п.

В.: Сегодня на занятии у нас будет все наоборот. Вначале потренируемся называть «наоборотные» слова.

Скажу я слово «далеко», вы скажете мне «близко»,

Скажу я слово «высоко», а вы ответьте «низко».

Скажу я слово «потолок», что скажете вы?

Скажу я слово «потерял», вы скажете?

Затем воспитатель делит детей на две группы: первая груп​па называет любые слова, отвечающие на вопрос «какой?», а вторая должна называть антонимы. Затем группы меняются местами.

2. Упражнение «Перевертыши».

Игрушка рассказывает стихотворение:

Ехала деревня мимо мужика, глядь — из-под собаки лают ворота. Лошадь ела кашу, а мужик овес.

75



Лошадь села в сани, а мужик повез.

Обычно реакция детей — смех. Игрушка читает стихотво​рение еще раз, затем просит «перевести» каждую строчку, ска​зать, как надо говорить.

Анализируется, в каком случае было смешнее и почему, как «устроены» смешные предложения.

Воспитатель предлагает детям самим придумать смешин-ки-«перевертыши», используя прием «наоборот».

3. Физкультминутка «Наоборот».

Воспитатель называет различные предложения «наоборот», дети должны их «перевести» и выполнить задание правильно. Например: «Ладошам хлопнуть в девочек», «Ковру встать на мальчиков», «Стульчикам сесть на детей» и т. п.

4. Фантазирование по приему «наоборот».

Воспитатель называет несколько знакомых сказок и пред​лагает заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки. Например: «Добрый волк и три жадных поросенка, которые за ним гоняются...», «Злая Крас​ная Шапочка и ее бабушка Атаманша не дают покоя никому в лесу...», «Голодный Колобок захотел всех съесть...».

Несколько сказок желательно проговорить на уровне сю​жета, а одну попробовать рассказать подробно.

5. Подведение итогов.

Воспитатель предлагает высказать свое мнение о занятии, выражая свои мысли «наоборот».

Упражнение 12 Б «Путаница»

Нужно придумывать предложения про обычные ситуации, как «не бывает». Например, девочка баюкает куклу — быва​ет, кукла баюкает девочку --не бывает; дедушка собирает грибы — бывает, грибы собирают дедушку — не бывает и др-

ЗАНЯТИЕ 13 А

Прием фантазирования «Бином фантазии»

Цели: познакомить с приемом фантазирования Джанни Ро-дари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; раз​вивать тактильную память, воображение.

Оборудование: два «волшебных мешочка», игрушки -живые и неживые объекты.

1. Упражнение «Волшебный мешочек».

В один мешочек заранее кладутся 4-5 небольших игру​шек -- различные животные, в другой 4-5 предметов.

Пара детей достает игрушки из двух мешочков, узнавая предмет на ощупь, а потом проверяя себя. Затем нужно соста​вить несколько предложений с этими словами. Например, «слон» и «молоток» («Хобот у слона похож на молоток») или «кроко​дил» и «гитара» («На гитаре была наклейка с крокодилом»).

2. Игра «Руки-ноги».

Воспитатель называет различные команды, представляющие собой сочетания слов «руки», «ноги» и разных предлогов, на​пример: «руки под ногами», «ноги на руках», «руки через ноги», «ноги за руками» и др.



Примеры предлогов: за, над, перед, под, около, в, у, на, без, с, до, к, на, через и др.

3. Фантазирование.

Из каждого мешочка выбираются по одной игрушке и со​ставляются различные сочетания слов с самыми разнообраз​ными предлогами. Например, конь в машине, конь возле маши​ны, машина у коня, машина на коне, конь для машины, машина без коня и др.

Затем выбирается несколько необычных сочетаний (напри​мер, машина для коня, конь на машине, конь без машины и др.) и придумывается сюжет сказки о том, как такое может быть.

Желательно один из сюжетов развить в цельную сказку (ре​комендуется сочинять по цепочке).

4. Практическая работа.

Сделать иллюстрацию к придуманной сказке.

5. Подведение итогов.

Упражнение 13 Б

«Слова на букву»

Воспитатель называет любую букву, и дети должны на​звать любые слова, которые начинаются с этой буквы.

Количество слов желательно подсчитать и отметить наи​более интересные.

Рекомендуется выбирать часто встречающиеся буквы, же​лательно согласные.

ЗАНЯТИЕ 14

Обобщающее занятие по приемам фантазирования

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Занятие проводится по индивидуальным планам воспита​телей. Целью занятия является систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объеди​нение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедле​ние», «оживление».

Для придумывания новых объектов можно также исполь​зовать приемы — «метод фокальных объектов» и «морфологи​ческий анализ».

ЗАНЯТИЕ 15 А

Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы

Цели: формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств.

Оборудование: рисунки отдельных предметов, сюжетная картина.

1. Дидактическая игра «Проверка памяти».

Воспитатель показывает детям рисунок с изображением ка​кого-либо отдельного объекта, предлагает внимательно на него

78

посмотреть и все запомнить. Затем рисунок убирается, и дети должны ответить на вопросы по его содержанию. Например, на​рисована кукла. Могут быть заданы вопросы (используются воп​росы с ловушками): Какого цвета волосы? На логах носки или гольфы? Какое было платье — синее или зеленое (а оно красное) ? С какой стороны карман (а кармана вообще не было).'1 и др.


Желательно, чтобы воспитатель фиксировал количество вопросов и правильных ответов на них.

Аналогичная игра проводится и с другим рисунком (жела​тельно принадлежащим к другой тематической группе).

2. Работа по картине «Что делает?», «Кто что делает?»

Воспитатель вывешивает картину с произвольным сюжетом. Нужно назвать все изображенные на ней объекты. После этого можно проанализировать, из каких частей они состоят. Затем предлагается ответить на вопрос «что делает?» применительно к каждому объекту (желательно называть не одно действие, а несколько, например «дерево» не только «стоит», но и «растет», «наклоняется», «тянется к солнцу», «дает тень» и др.).

3. Игра на внимание «Уши, глаза, нос».

Воспитатель в произвольном порядке называет части тела, «отвечающие» за органы чувств: уши, глаза, нос, руки, язык.

Дети должны дотронуться или показать эту часть тела.

Воспитатель может «сбивать» детей, показывая неправиль​ные варианты.

Игру можно провести в кругу на выбывание.

4. Использование различных органов чувств для описания
картины.

В.: В игре назывались разные части тела. Зачем они нуж​ны? Зачем нужны глаза (уши, язык, руки, нос)?

В.: Когда мы с вами называли, что есть на картине, мы го​ворили только о том, что можно увидеть. Но ведь человек мо​жет еще и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи... Представьте себе, что вы очутились на этой картине. Какие звуки вы бы услышали? Какие запахи бы почув​ствовали? Если бы вы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? Что на картине можно «по​пробовать»? Какой у этого вкус?

79
5. Практическая работа.

Воспитатель убирает картину и предлагает ее по памяти нарисовать (основные объекты с учетом их местоположения, цвета, размеров).

По окончании рисования желательно сделать выставку и сравнить картину с детскими работами. В конце делается вы​вод о том, кто самый наблюдательный в группе. («Художествен​ные достоинства» картин не оцениваются.)

6. Подведение итогов.

Упражнение 15 Б

«Увеличиваем предложение»

Воспитатель называет любое нераспространенное предло​жение (девочка играет, собака без/сит, солнце светит и др.), его нужно «увеличить»: вставить в него другие слова.

Упражнение можно проводить в виде соревнования: кто при​думает самое длинное предложение из исходного.

Можно предлагать детям самим вначале придумывать нс-распространенные предложения об окружающих объектах, а затем их дополнять.


ЗАНЯТИЕ 16 А

Рассказ по картинке: «системный оператор»

Цели: развивать внимание, наблюдательность; обучать по​строению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования.

Оборудование: сюжетная картина, схема на наборном по​лотне.

1. Дидактическая игра «Что изменилось».

Воспитатель вызывает одного из детей и предлагает всем остальным внимательно его рассмотреть и запомнить.

Затем воспитатель вместе с этим ребенком удаляется в спальню (раздевалку) и помогает сделать различные изменения (в прическе, одежде, позе и т. д.). По возвращении группа долж​на назвать произошедшие изменения. Игра проводится 3^ раза.

2. Работа по картине «Что было? Что будет?».

Вывешивается картина, которая анализировалась на пре​дыдущем занятии.

В.: Прошлый раз мы рассматривали эту картину, обсуждали, что на ней изображено, что видим сейчас. Раньше мы уже говорили, что у каждого предмета есть прошлое и будущее. Давайте пред​ставим, что было до того момента, который мы видим на картине?

Рекомендуется обсуждать не только главных действующих лиц, но и второстепенных, в том числе неодушевленные пред​меты. Временной отрезок может быть различной длины: можно представлять предшествующие события, которые произошли как несколько минут назад, так и несколько лет назад.

Аналогично обсуждается и «будущее» (что будет потом?) различных объектов.

3. Игра на внимание «Было, будет и сейчас».

Воспитатель обращает внимание детей на то, какими они были раньше, предлагает показать им себя «маленькими» (пол​зают, хныкают, сосут палец и др.). Затем обсуждается, как ведут себя взрослые (ходят степенно, важно; гуляют под руч​ку, работают и др.).

Правила игры: по команде «Было!» надо вести себя как «ма​ленькие», по команде «Сейчас!» — обычное поведение, по ко​манде «Будет!» — изображать «больших».

Воспитатель называет команды в произвольном порядке, иногда вставляя слова типа малыши, взрослые, пятилетки и др.

4. Рассказ по картине.

Воспитатель составляет схему

на наборном полотне, где первый прямоугольник обозначает пред​шествующие события (что было до этого?), центральный прямо​угольник — «картина» (что изображено сейчас?), третий прямоу​гольник — последующие события (что будет потом?).

Предлагается построить рассказ по этой схеме: нужно выб​рать любой объект, рассказать, что было вначале, затем описать его действия на картине и придумать последующие события.