Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

И вот вам первое задание:

В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос «Что я ожидаю от данного мастер-класса?».

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности..

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Уважаемые коллеги предлагаю вам зачитать ваши ответы на мой вопрос.

Как бы в итог ваших ответов я предполагаю, что сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

Объяснить, что такое ТРИЗ-педагогика

Видеть возможности применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу я провожу поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ
. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации. Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках. Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д   О     М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

2. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключении моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы   провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:



– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале мастер-класса. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

6. Анализ проведенного мероприятия педагогом.

Уважаемые члены комиссии! Вами был просмотрен мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». В своем анализе мне хотелось бы остановиться на том, что задачи поставленные мною достигнуты. Я думаю, что мне удалось заинтересовать педагогов в применении технологии ТРИЗ, так как они активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение творческих заданий способствовало раскрепощению личностей педагогов, активизации их творческих способностей. Для лучшего видения возможностей применения приемов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада я приготовила буклеты и памятки. Наряду с положительными моментами были и недочеты. Есть ли у вас ко мне вопросы по данному мастер-классу?

Я была рада видеть вас на своем мастер-классе, я учту все ваши рекомендации и пожелания. Спасибо.

7. Вопросы-ответы.

8. Зключительное

В конце 50-х гг. XX в. появилась наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обуче​ние технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начина​ют формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педа-гогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имею​щий достойную жизненную цель.

Идеями ТРИЗ-педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та​кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обу​чать ребенка под девизом «Творчество во всем!».


Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под​вижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активнос​ти, стремле-ния к новизне; речи и творческого воображения.

Вместе стем ТРИЗ-технология в систему работы дошкольных учрежде​ний республики массово не внедряется, поскольку недостаточно разработа​ны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.
Данное пособие представляет собой практический материал по сис​темному использованию ТРИЗ-технологии в детском саду, опробирован-ный в дошкольных учреждениях № 10 и 163 Гомеля.

При подготовке занятий использовались методические материалы специалистов-тризовцев по обучению дошкольников и младших школьников: И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидор-чук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторские разра​ботки С. И.Гин.

Занятия, предлагаемые в пособии, рекомендуется проводить в тече​ние двух лет с детьми пятого и шестого года жизни.

В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких чело​вечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свобод​ного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направля​ющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается се​рия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использо​вать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппли​кация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирова​ния, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоцио​нальное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощен​ными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.


Несмотря на то что в пособии даны подробные рекомендации по про​ведению занятий — что говорить и делать, воспитатели могут самостоя​тельно расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ, чтобы понимать, почему именно это нужно говорить и делать. Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрас​те — это привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель-творец. Для этого необходимо:

*​ организовать проведение занятий таким образом, чтобы они орга​
нично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академичес​
кий» характер;

*​ в конце занятий подводить итоги для того, чтобы обучить детей на​
выкам рефлексивного анализа (Чем занимались ? Что узнали нового ? Что
было самым интересным? Что осталось непонятным?'и др.). Итоги под​
водятся в самых разнообразных формах: игры «Интервью», «Копилка но​
востей», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее
(«Вот мы сегодня узнали о ..., а в следующий раз узнаем еще и о ...»),
продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ и др. При
этом желательно обеспечить естественный переход детей от одного вида
деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими ре​
жимными моментами;

*​ иметь специальную Игрушку — героя занятий, которая «помогает»
воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней про​
водятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает
свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запу​
тывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей суще​
ственно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требо​
вание при выборе игрушки — необычность и оригинальность. Это может
быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног»,
«кубарик», «лошарик» и т. п. После подведения итогов дети расстаются
с Игрушкой до следующего занятия;

*​ проводить на втором году'обучения не только коллективные позна​
вательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем ма​
териале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развиваю​
щего общения с детьми;

*​ быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном
взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться
разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать