Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И.: Ой, точно!

В.: А этот красный домик (показывает) тебе кажется малень​ким, а для муравья, который там живет, он очень большой.

15
И.: Значит, что одно и то же может быть и большим и ма​леньким?

В.: Конечно, смотря для кого.

И.: Как интересно! А сама я какая — большая или маленькая?

В.: И большая и маленькая. Ребята, для кого наша Игруш​ка большая?

И.: А для кого маленькая?

И.: А сами вы какие — большие или маленькие?

2. Игра «Большие — маленькие».

Дети идут по кругу. По команде «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках, по команде «Маленькие!» при​седают и идут на корточках.

Воспитатель называет команды в произвольном порядке и темпе. Можно указывать размер по сравнению с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др.).

3. Упражнение «Расставь по порядку».

Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.

После этого начинается обсуждение каждой карточки. На​пример: Кошка -- большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?

При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 6

Противоречия в количестве

Цели: активизировать мышление путем разрешения про​блемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка с конфетой.

И.: Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.

16

В.: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, по​смотри, как много!

И.: Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!

В.: Нет, мало — это когда дома один или два, а у нас их двадцать — это много!

И.: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?

В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «и много и мало» в зависимости от ситуации: по сравнению с количеством де​тей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по срав​нению с другими (указываются) —мало.

В.: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!

И.: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?

В.: Конечно, может! Ребята, поможем Игрушке. Для кого одна конфета — это много?

И.: А один арбуз — это много или мало?

В.: И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!

И.: А целая бочка воды?

Д.: И много и мало. Для ... много, а для ... мало.


2. Игра «Много — мало».

Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные си​туации, дети должны соответственно реагировать. Если «мно​го», руки разводят широко в стороны, «мало» — ладони сбли​жают, «достаточно» -- рука на руку.

Вначале желательно отработать сами жесты.

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать усло​вия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.

3. Противоречия в количестве.

И.: Одна конфета для всех детей — это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много, хватит всем. Выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много, то хорошо...

В.: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть?

И.: А еще игрушки, подарки, сладости...

В.: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много, то опять плохо...

И.: А бывает ли наоборот: если чего-то мало, то это хорошо и лучше, чем если бы было много?

В.: Конечно, бывает! Вот если ты упала, как лучше: когда мало, слегка ударишься, или много, сильно?

И.: Конечно, если мало — лучше!

В.: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?

И.: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше!

В.: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало—и это хорошо?

И.: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно, то, когда его мало, — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое, то хорошо, когда его поменьше.

В.: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо по​няли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны бу​дете сказать, если этого будет мало, — это хорошо или плохо?

Примеры ситуаций: хвалят, ругают, дают мороз/сенов, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.

Примечание: желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ? Противоположные признаки

Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; акти​визировать мышление детей; обучать навыкам групповой рабо​ты в режиме «мозгового штурма».

Оборудование: пакет от подарка.

1. Противоречия в зиме.

Игрушка приходит на занятие с пустым большим пакетом от подарка.



18

И.: Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праз​дник — Новый год. И елку надо украшать, и Дед Мороз подар​ки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с прошлого праздника и жду — не дождусь нового! А еще можно на сан​ках и лыжах кататься, и в снежки играть, и крепость строить! Зима — мое самое любимое время года, она такая хорошая...

В.: И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что вы любите зиму?

В.: Согласна с вами, что Новый год и подарки — это хо​рошо. Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

И.: Значит, выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?

И.: Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?

В.: А давай, Игрушка, поиграй ты с нашими детьми: ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята -- что бывает зимой.

И.: Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой — ...

Д.: Холодно.

И.: Летом на деревьях листья, а зимой — ...

Д.: Листьев нет (или: Лежит снег).

Воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при отве​те могли использовать антонимы:

Летом день длинный, а зимой — ...?

Зимой солнце низко, а летом — ...?

Летом гуляют на улице много, а зимой — ...?

Зимой рябина сладкая, а летом — ...?

Зимой птицам голодно, а летом — ...?

Зимой земля покрыта снегом, а летом — ...? и др.

(Можно предложить детям самостоятельно придумать ана​логичные вопросы.)

2. Игра на внимание.

В.: А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето». (Дети стоят на ковре.) По команде «Зима!» вы должны сесть на кор​точки и хлопать себя — «греться», по команде «Лето!» вы вста​ете и бегаете.

Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но характерные признаки времен года (снег, гроза, холодно, лужи и ДР-Х дети должны соответственно реагировать.

19
3. Проблемная ситуация.

И.: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потро​гать снег, а дедушка - - траву и деревья (только переезжать ни​куда они не хотят)?..

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сна​чала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и из них выбираются наиболее удачные.


И.: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же на​пишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой но​вогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году? Если еще нет, то я вам тоже обязательно помогу!

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 8 Обобщающее занятие по противоречиям

Цели: систематизировать представления детей о противо​речиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупно​сти противоположностей.

Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.

Желательно обобщить основные темы: противоречия в предме​те, противоречия в ситуации, противоречия в размере и количестве.

Рекомендуется рассматривать объекты, которые не обсуж​дались на предыдущих занятиях.

ЗАНЯТИЕ 9 Подсистемы человека

Цели: систематизировать знания о строении человека; раз​вивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать во​ображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

1. «Сборка робота».

Игрушка приходит на занятие и приносит различные части «тела», вырезанные из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея.

И.: Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое...

В.: А ты давай разложи это на ковре, чтобы было удобно, и тогда посмотрим.

(Игрушка выкладывает па ковре в произвольном порядке все части.)

В.: Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое?

В.: Верно, это части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот.

И.: Давайте я, я умею!

Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно.

И.: Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека.

В.: Мне кажется, что настоящий человек отличается от ро​бота. Как вы думаете, ребята?

В.: А можно ли его «превратить» в человека?

Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь»: части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д.

2. Игра «Руки, ноги, голова».

Воспитатель называет различные части тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся — выбывает из игры.

3. Обсуждение «Что — для чего?».

Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рас​смотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и др.), затем более мелкие, когда подсистема становится рассмат​риваемой системой (Зачем на голове глаза, нос, рот и др. ? па руках -- пальцы, ладони, локти и др.?).


В конце проводится обсуждение: что, какие части не нужны человеку, являются лишними? По желанию можно проанализиро​вать последствия фантастических допущений: что бы произошло, если бы глаза были на затылке, уши — на коленях, пальцы -вместо носа и т. п.

3 ы в о д: все, что есть у человека, ему необходимо и на​ходится там, где нужно.

4. Подведение итогов.

20

21
ЗАНЯТИЕ 10 Подсистемы предметов: объект «чайник»

Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функ​циональному подходу восприятия подсистем; развивать диа​лектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.

1. Обсуждение «Какой чайник лучше?».

Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреть​ся и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлага​ется обсудить вопросы: Зачем вообще нужен чайник? Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др.), почему? Чем это будет неудобно? Что хорошего, что плохого в чайнике? Из чего сделан чайник? Бывают ли стеклянные чайни​ки, почему? Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумаж​ном, из ткани, деревянном, пластмассовом) чайнике?

2. Игра-эстафета «Наполни чайник».

Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии. Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, что​бы перелить ее в чайник.

Побеждает команда, которая первой выполнит задание.

3. Анализ подсистем.

Предлагается проанализировать все подсистемы чайника в пос​ледовательности: название подсистемы; для чего нужна; что в ней хорошего и что плохого; что произойдет, если этой подсистемы не будет; что произойдет, если таких подсистем будет несколько.

Пример обсуждения.

*​ Из каких частей состоит чайник?

*​ Носик, ручка, стенки, дно...

*​ Зачем носик нужен?

*​ Чтобы из него наливать воду.

*​ Что хорошего и что плохого в носике?

*​ Хорошо, что через него вода льется струей, а плохо, что
за него можно зацепиться и опрокинуть чайник.

*​ А если не будет носика?

12

*​ Это плохо, потому что вода из дырки будет выливаться,
неудобно будет наливать.

*​ А если несколько носиков и сразу в три чашки наливать?

*​ Когда гости пришли - - так удобнее будет, а если один
дома, то через другие носики будет вода выливаться, их при​
дется закрывать...

— Для чего нужна ручка? и т. д.

4. Подведение итогов.

Желательно организовать в виде чаепития (чайник — «ге​рой» занятия— посередине стола).