ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И.: Ой, точно!
В.: А этот красный домик (показывает) тебе кажется маленьким, а для муравья, который там живет, он очень большой.
15
И.: Значит, что одно и то же может быть и большим и маленьким?
В.: Конечно, смотря для кого.
И.: Как интересно! А сама я какая — большая или маленькая?
В.: И большая и маленькая. Ребята, для кого наша Игрушка большая?
И.: А для кого маленькая?
И.: А сами вы какие — большие или маленькие?
2. Игра «Большие — маленькие».
Дети идут по кругу. По команде «Большие!» поднимают руки вверх и идут на носочках, по команде «Маленькие!» приседают и идут на корточках.
Воспитатель называет команды в произвольном порядке и темпе. Можно указывать размер по сравнению с другими объектами («для цыпленка», «для динозавра» и др.).
3. Упражнение «Расставь по порядку».
Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.
После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например: Кошка -- большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?
При анализе ситуаций «Для кого мышка большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 6
Противоречия в количестве
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.
Оборудование: конфета.
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит Игрушка с конфетой.
И.: Вот конфету принесла, хочу ребят угостить.
16
В.: Но ведь у тебя только одна конфета, а у нас ребят, посмотри, как много!
И.: Разве это много? Вот в цирке действительно детей много, а у вас мало!
В.: Нет, мало — это когда дома один или два, а у нас их двадцать — это много!
И.: Ребята, а как вы сами думаете: вас много или мало?
В процессе обсуждения дети формулируют вывод: «и много и мало» в зависимости от ситуации: по сравнению с количеством детей в одних ситуациях (указываются) детей в группе много, по сравнению с другими (указываются) —мало.
В.: И конфеты нам одной на всех, конечно, мало!
И.: А может ли быть такое, что этой конфеты для кого-то будет много?
В.: Конечно, может! Ребята, поможем Игрушке. Для кого одна конфета — это много?
И.: А один арбуз — это много или мало?
В.: И много и мало. Смотря для кого. Выручайте снова, ребята!
И.: А целая бочка воды?
Д.: И много и мало. Для ... много, а для ... мало.
2. Игра «Много — мало».
Дети сидят на ковре. Воспитатель называет различные ситуации, дети должны соответственно реагировать. Если «много», руки разводят широко в стороны, «мало» — ладони сближают, «достаточно» -- рука на руку.
Вначале желательно отработать сами жесты.
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия): одно ведро воды для муравья? одно ведро воды для слона? одно солнце в небе? один самолет в небе? одна мама у ребенка? один ребенок у мамы? один дом для всех людей? одна нога у человека? одна ножка у гриба? одна змея в квартире? одна змея в лесу? и др.
3. Противоречия в количестве.
И.: Одна конфета для всех детей — это мало, потому что на всех не хватит. Если будет конфет много, хватит всем. Выходит, когда чего-то мало — это плохо, а когда много, то хорошо...
В.: Интересный вывод... А еще другие примеры такие есть?
И.: А еще игрушки, подарки, сладости...
В.: Но если ты съешь очень много сладостей, то ведь можно и заболеть... Получается так: мало — плохо, много — хорошо, а если очень много, то опять плохо...
И.: А бывает ли наоборот: если чего-то мало, то это хорошо и лучше, чем если бы было много?
В.: Конечно, бывает! Вот если ты упала, как лучше: когда мало, слегка ударишься, или много, сильно?
И.: Конечно, если мало — лучше!
В.: А если тебе что-нибудь невкусное дают, что лучше: много или мало?
И.: Мало, мало! А если совсем не дают — еще лучше!
В.: Ребята, а вы знаете примеры, когда чего-то мало—и это хорошо?
И.: А я, кажется, поняла: если что-то нам нравится, приятно, то, когда его мало, — это плохо, а когда много — хорошо. А если что-то неприятное, плохое, то хорошо, когда его поменьше.
В.: Умница, все правильно. А чтобы и ребята это хорошо поняли, сейчас я буду называть разные ситуации, а вы должны будете сказать, если этого будет мало, — это хорошо или плохо?
Примеры ситуаций: хвалят, ругают, дают мороз/сенов, дают горькое лекарство, ведут в цирк, ведут в гости, оставляют дома одного и др.
Примечание: желательно обратить внимание детей на то, что могут быть разные реакции на одну и ту же ситуацию.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ? Противоположные признаки
Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».
Оборудование: пакет от подарка.
1. Противоречия в зиме.
Игрушка приходит на занятие с пустым большим пакетом от подарка.
18
И.: Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник — Новый год. И елку надо украшать, и Дед Мороз подарки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с прошлого праздника и жду — не дождусь нового! А еще можно на санках и лыжах кататься, и в снежки играть, и крепость строить! Зима — мое самое любимое время года, она такая хорошая...
В.: И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что вы любите зиму?
В.: Согласна с вами, что Новый год и подарки — это хорошо. Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.
И.: Значит, выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?
И.: Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?
В.: А давай, Игрушка, поиграй ты с нашими детьми: ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята -- что бывает зимой.
И.: Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой — ...
Д.: Холодно.
И.: Летом на деревьях листья, а зимой — ...
Д.: Листьев нет (или: Лежит снег).
Воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при ответе могли использовать антонимы:
Летом день длинный, а зимой — ...?
Зимой солнце низко, а летом — ...?
Летом гуляют на улице много, а зимой — ...?
Зимой рябина сладкая, а летом — ...?
Зимой птицам голодно, а летом — ...?
Зимой земля покрыта снегом, а летом — ...? и др.
(Можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы.)
2. Игра на внимание.
В.: А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето». (Дети стоят на ковре.) По команде «Зима!» вы должны сесть на корточки и хлопать себя — «греться», по команде «Лето!» вы встаете и бегаете.
Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но характерные признаки времен года (снег, гроза, холодно, лужи и ДР-Х дети должны соответственно реагировать.
19
3. Проблемная ситуация.
И.: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - - траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируются и из них выбираются наиболее удачные.
И.: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году? Если еще нет, то я вам тоже обязательно помогу!
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 8 Обобщающее занятие по противоречиям
Цели: систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.
Занятие проводится по индивидуальным планам воспитателей.
Желательно обобщить основные темы: противоречия в предмете, противоречия в ситуации, противоречия в размере и количестве.
Рекомендуется рассматривать объекты, которые не обсуждались на предыдущих занятиях.
ЗАНЯТИЕ 9 Подсистемы человека
Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.
Оборудование: бумажные части тела робота.
1. «Сборка робота».
Игрушка приходит на занятие и приносит различные части «тела», вырезанные из бумаги: голова, руки, туловище, ноги, шея.
И.: Вот я дома нашла какие-то круги, палочки; даже не знаю, что это такое...
В.: А ты давай разложи это на ковре, чтобы было удобно, и тогда посмотрим.
(Игрушка выкладывает па ковре в произвольном порядке все части.)
В.: Ребята, а вы тоже не знаете, что это такое?
В.: Верно, это части тела. Если их правильно разложить, то может получиться робот.
И.: Давайте я, я умею!
Начинает раскладывать неправильно: ноги к голове, две руки с одной стороны и др. Дети советуют, как сделать правильно.
И.: Вот теперь все как надо. И оказывается, что робот очень похож на человека.
В.: Мне кажется, что настоящий человек отличается от робота. Как вы думаете, ребята?
В.: А можно ли его «превратить» в человека?
Детские ответы по возможности «воплощаются в жизнь»: части тела робота соединяются между собой, дорисовываются черты лица, волосы; рисуется одежда и т. д.
2. Игра «Руки, ноги, голова».
Воспитатель называет различные части тела, нужно до них дотронуться. Кто ошибся — выбывает из игры.
3. Обсуждение «Что — для чего?».
Воспитатель называет различные части тела человека и задает вопросы, зачем они нужны. Желательно вначале рассмотреть более крупные подсистемы (голова, руки, ноги и др.), затем более мелкие, когда подсистема становится рассматриваемой системой (Зачем на голове глаза, нос, рот и др. ? па руках -- пальцы, ладони, локти и др.?).
В конце проводится обсуждение: что, какие части не нужны человеку, являются лишними? По желанию можно проанализировать последствия фантастических допущений: что бы произошло, если бы глаза были на затылке, уши — на коленях, пальцы -вместо носа и т. п.
3 ы в о д: все, что есть у человека, ему необходимо и находится там, где нужно.
4. Подведение итогов.
20
21
ЗАНЯТИЕ 10 Подсистемы предметов: объект «чайник»
Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.
Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.
1. Обсуждение «Какой чайник лучше?».
Игрушка приходит на занятие вся замерзшая, хочет согреться и просит вскипятить чайник. Пока чайник греется, предлагается обсудить вопросы: Зачем вообще нужен чайник? Можно ли его заменить другим предметом (кастрюлей, чашкой и др.), почему? Чем это будет неудобно? Что хорошего, что плохого в чайнике? Из чего сделан чайник? Бывают ли стеклянные чайники, почему? Что хорошего и что плохого в стеклянном (бумажном, из ткани, деревянном, пластмассовом) чайнике?
2. Игра-эстафета «Наполни чайник».
Группа делится на несколько команд. Нужно наполнить водой чайник, находящийся на расстоянии. Каждый участник команды ложкой зачерпывает воду из стаканчика и бежит, чтобы перелить ее в чайник.
Побеждает команда, которая первой выполнит задание.
3. Анализ подсистем.
Предлагается проанализировать все подсистемы чайника в последовательности: название подсистемы; для чего нужна; что в ней хорошего и что плохого; что произойдет, если этой подсистемы не будет; что произойдет, если таких подсистем будет несколько.
Пример обсуждения.
* Из каких частей состоит чайник?
* Носик, ручка, стенки, дно...
* Зачем носик нужен?
* Чтобы из него наливать воду.
* Что хорошего и что плохого в носике?
* Хорошо, что через него вода льется струей, а плохо, что
за него можно зацепиться и опрокинуть чайник.
* А если не будет носика?
12
* Это плохо, потому что вода из дырки будет выливаться,
неудобно будет наливать.
* А если несколько носиков и сразу в три чашки наливать?
* Когда гости пришли - - так удобнее будет, а если один
дома, то через другие носики будет вода выливаться, их при
дется закрывать...
— Для чего нужна ручка? и т. д.
4. Подведение итогов.
Желательно организовать в виде чаепития (чайник — «герой» занятия— посередине стола).