Файл: Технология триз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде все​го для массового использования воспитателями, не получившими углублен​ной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе стем оно может использоваться и опытными воспитателями, которые могут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы «Противоречие» можно включать решение задач «на проти​воречия», при обучении игре «Да-нетка» можно использовать не только линейный вариант игры, описанный в пособии, но и плоскостной и про​странственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно
выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.

И самое главное: ТРИЗ сегодня — это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритма​ми и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может препо​даваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический харак​тер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей тер​минологии, сколько в обеспечении «задачыой», многовариантной жизни и деятельности наших детей, стимулирующей творческий поиск.

ЗАНЯТИЕ 1

Противоречия в погоде

Цели: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. Оборудование: «черный ящик», полотенце.

1. Знакомство с помощником воспитателя.

Воспитатель (в дальнейшем — В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом дос​тает и представляет детям «помощника воспитателя» — Игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет помогать вести занятия.

Игрушку желательно пустить по кругу, чтобы дети могли «по​здороваться» и познакомиться с ней.

2. Диалог с Игрушкой о погоде.

Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вы​тирает и разговаривает с ней.

В.: Почему ты такая мокрая?

И.: А я очень дождь люблю!

В.: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

И.: Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится!

В.: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

И.: Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут...

В.: А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Ког​да солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть... Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».

Правила игры: когда воспитатель произносит слово «сол​нце», дети играют, бегают, когда «дождь» — приседают, «пря​чутся под зонтиками».

Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-силь​ная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде.

В.: Ребята, как по-вашему, дождь хороший или плохой?

В.: Что хорошего в дожде?

(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя...)

В.: А что плохого в дожде?

В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и пло​хое. Мы говорим, что дождь — это «хорошо» тогда, когда..., и дождь для нас — это «плохо», когда...

П.: А солнце какое, хорошее или плохое?

В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

В.: А что плохого может быть в солнце?

В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

Что поправилось сегодня па занятии? Что не поправилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?

Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку де​тей — смешивание содержания занятия (понравилось солнце и не понравился дождь) с формой, организационными момента​ми (понравились знакомство с Игрушкой, подвижная игра...).

Основная цель при подведении итогов — обучение коллек​тивному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ог​раничивает инициативу детей, если сюжет занятия требует про​должения игры и обсуждения.

10

ЗАНЯТИЕ 2 Противоречия в предметах

Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

1. Классификация игрушек по различным признакам.

Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные предметы (7-8 штук), которые выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть). Игрушка немного играет, а потом собирается уходить — «наигралась».

В.: Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, еобери игрушки.

Игрушка не просто собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам.



И.: В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту -маленькие... Нет, лучше в эту положу все красные, а сюда — все зеленые... Нет, в одну коробку вес деревянные, а в другую - все мягкие... и т. д. (Затем Игрушка начинает «ошибать​ся», проводя неправильные классификации.)

И.: В эту коробку положу все зеленые, а в эту — все дере​вянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда — большие...

В.: Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разде​лять или по цвету — на красные, зеленые, синие, или по разме​ру — большие и маленькие, или по материалу -- пластмассо​вые, деревянные или бумажные... А разделять их на зеленые и деревянные неправильно, иначе куда ты положишь вот этот деревянный грузовик зеленого цвета?

И.: Я уже устала...

В.: Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?

2. Подвижная игра «Разбежались!».

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети, например: мальчики — направо, девочки — налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет --к окну и т. п.

11
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные — короткие рукава; кто обут в сандалики — кто не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.

Не рекомендуется называть ситуации, требующие срав​нений (высокие — направо, низкие — налево), которые пред​полагают вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» --а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делят детей на число групп больше двух («Любит собак -- любит кошек» --а если любит других животных?).

Игрушка тоже принимает участие в игре и выполняет соответствующие команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

3. Обсуждение противоречий в предметах.

Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игруш​ки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).

И.: Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту -- плохую.

В.: А мячик какой? Что в нем хорошего?

И.: Можно в игры разные играть.

В.: А что плохого?

В.: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?

В.: А что в нем плохого?

И.: Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже...

В.: А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нуж​но ..., а когда со свистком — будь внимательной, чтобы ... (Дети дополняют советы воспитателя.)


Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).

А

ЗАНЯТИЕ 3

Противоречия в предметах (продолжение)

Цели: систематизировать знания детей о профессиях; на​учить выделять противоположные признаки объектов; разви​вать внимание, эмпатию.

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

12

1. Беседа о профессиях.

Приходит Игрушка и спрашивает детей:

- Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на
работу. А чем они на работе занимаются, что делают?

Воспитатель выслушивает ответы детей (в виде игры с мячом), затем задает вопросы о профессиях на расширение кру​гозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).

2. Игра «Дрессировщики».

Вопросы для вступительной беседы: Вы любите ходить в цирк? А что в цирке хорошего и плохого? Какие цирковые профессии вы знаете?

*​ Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете пона​
рошку зверятами, которым я буду давать разные команды. Но
вы еще зверята маленькие, не очень послушные, поэтому вы​
полняете только те команды, которые произносятся вместе со
словом «пожалуйста...». Если этого слова нет, то команды вы
не выполняете, а делаете, что хотите.

*​ Зверята, подпрыгните, пожалуйста!

Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.

3. Дидактическая игра «Магазин».

В.: Пока мы с вами играли в цирк, наша Игрушка решила поиграть в «Магазин».

И.: Только это магазин будет не простой, а сказочный. И по​купателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.

В.: Наши ребята будут тебе помогать, согласна?

И.: Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары и только хорошим сказочным героям, а плохим — не хочу.

В.: Давай попробуем, посмотрим, что получится.

Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному ге​рою рассказывается о положительных сторонах. Игра нагляд​но демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хоро​шее и плохое.

Вариант игры.

В магазин входит Бармалей: - Я хочу купить краски.
И.: Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

Б.: Не буду покупать.

Затем входит Золушка.

И.: Золушка, купи краски! Смотри, какие они хорошие, раз​ноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!

3.: Хорошо, покупаю.

В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры
, а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети.

В конце занятия «звенит» будильник. Игрушка вспомина​ет, что ей пора уходить.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 4

Противоречия в ситуациях

Цели: обучать выделению противоречий в различных жизнен​ных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. Оборудование: бинт, шарф.

1. Противоречия в болезни.

Приходит Игрушка с завязанным горлом — «заболела». Дети начинают ей сочувствовать («болеть плохо»), а Игрушка начина​ет доказывать, что хорошего есть в болезни («все любят, жалеют», «можно телевизор весь день смотреть», «мама всегда рядом» и др.).

Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.

В результате анализа выясняется, что, хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.

2. Игра «Простуда».

Сюжет игры аналогичен сюжету игры «Кошки-мышки», но с той лишь разницей, что вместо роли кошки вводится роль «простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми (хочет, чтобы они заболели).

В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, что​бы настоящая простуда никогда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть).

И

3. Анализ ситуаций.

У здорового человека жизнь более разнообразная и инте​ресная, чем у больного. Игрушка называет различные ситуа​ции («смотреть телевизор», «купаться», «играть на улице», «рисовать» и др.), а дети анализируют, что хорошего и что пло​хого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.

4. Подведение итогов.

ЗАНЯТИЕ 5

Противоречия в размерах

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблем​ной ситуации; формировать понимание относительности разме​ра; систематизировать знания детей о размерах животных.

Оборудование: кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

1. Анализ проблемной ситуации.

Приходит Игрушка и рассказывает:

- Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прий​ти в маленький красный домик. Я пришла на улицу (выставля​ет разноцветные кубики), зашла в один красный домик -не тот, в дру- гой — не тот... Так я в гости и не попала...

В.: Ребята, давайте поможем найти Игрушке нужный дом. Ваши предложения?

В.: А в этот ты заходила (показывает на большой красный кубик)!

И.: Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в ма​ленький...

В.: А кто тебя приглашал?

И.: Слоненок...

В.: Так ведь это для тебя этот домик большой, а для слонен​ка он — маленький.