ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.
Данное пособие адресовано начинающим и рекомендуется прежде всего для массового использования воспитателями, не получившими углубленной подготовки по ТРИЗ, делающими первые шаги в освоении этой науки. Вместе стем оно может использоваться и опытными воспитателями, которые могут вносить соответствующие изменения в конспекты занятий и выходить на следующий уровень преподавания и освоения материала. Например, при изучении темы «Противоречие» можно включать решение задач «на противоречия», при обучении игре «Да-нетка» можно использовать не только линейный вариант игры, описанный в пособии, но и плоскостной и пространственный и т. п. Таким образом, воспитатель может самостоятельно
выстраивать план занятий в зависимости от собственных знаний и умений и (прежде всего!) готовности детей.
И самое главное: ТРИЗ сегодня — это серьезная дисциплина со своим научным аппаратом, разветвленной структурой, специфичными алгоритмами и законами. Как и любая другая наука, в детском саду ТРИЗ может преподаваться только в упрощенном, адаптированном виде, на уровне первичного ознакомления с основными понятиями. При этом пропедевтический характер ТРИЗ состоит не столько в более раннем освоении соответствующей терминологии, сколько в обеспечении «задачыой», многовариантной жизни и деятельности наших детей, стимулирующей творческий поиск.
ЗАНЯТИЕ 1
Противоречия в погоде
Цели: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. Оборудование: «черный ящик», полотенце.
1. Знакомство с помощником воспитателя.
Воспитатель (в дальнейшем — В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя» — Игрушку (в дальнейшем — И.), которая будет помогать вести занятия.
Игрушку желательно пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познакомиться с ней.
2. Диалог с Игрушкой о погоде.
Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней.
В.: Почему ты такая мокрая?
И.: А я очень дождь люблю!
В.: Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!
И.: Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится!
В.: Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.
И.: Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут...
В.: А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть... Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.
3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».
Правила игры: когда воспитатель произносит слово «солнце», дети играют, бегают, когда «дождь» — приседают, «прячутся под зонтиками».
Воспитатель может усложнить игру, добавив слова «теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).
4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде.
В.: Ребята, как по-вашему, дождь хороший или плохой?
В.: Что хорошего в дожде?
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя...)
В.: А что плохого в дожде?
В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это «хорошо» тогда, когда..., и дождь для нас — это «плохо», когда...
П.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
В.: А что плохого может быть в солнце?
В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
5. Подведение итогов.
Что поправилось сегодня па занятии? Что не поправилось? Что узнали нового? Что было самым интересным?
Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей — смешивание содержания занятия (понравилось солнце и не понравился дождь) с формой, организационными моментами (понравились знакомство с Игрушкой, подвижная игра...).
Основная цель при подведении итогов — обучение коллективному рефлексивному анализу и «официальное» окончание занятия (прощание с Игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия требует продолжения игры и обсуждения.
10
ЗАНЯТИЕ 2 Противоречия в предметах
Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.
Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).
1. Классификация игрушек по различным признакам.
Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные предметы (7-8 штук), которые выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть). Игрушка немного играет, а потом собирается уходить — «наигралась».
В.: Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, еобери игрушки.
Игрушка не просто собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам.
И.: В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту -маленькие... Нет, лучше в эту положу все красные, а сюда — все зеленые... Нет, в одну коробку вес деревянные, а в другую - все мягкие... и т. д. (Затем Игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации.)
И.: В эту коробку положу все зеленые, а в эту — все деревянные; нет лучше сюда — мягкие, а сюда — большие...
В.: Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету — на красные, зеленые, синие, или по размеру — большие и маленькие, или по материалу -- пластмассовые, деревянные или бумажные... А разделять их на зеленые и деревянные неправильно, иначе куда ты положишь вот этот деревянный грузовик зеленого цвета?
И.: Я уже устала...
В.: Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?
2. Подвижная игра «Разбежались!».
Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети, например: мальчики — направо, девочки — налево; у кого есть красный цвет в одежде — к двери, у кого нет --к окну и т. п.
11
Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами — без карманов; длинные — короткие рукава; кто обут в сандалики — кто не в сандаликах; кто летал на самолете — кто не летал, кого в детский сад привел папа — кого не папа и др.
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений (высокие — направо, низкие — налево), которые предполагают вариативность ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» --а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делят детей на число групп больше двух («Любит собак -- любит кошек» --а если любит других животных?).
Игрушка тоже принимает участие в игре и выполняет соответствующие команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.
3. Обсуждение противоречий в предметах.
Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).
И.: Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хорошую игрушку, а в эту -- плохую.
В.: А мячик какой? Что в нем хорошего?
И.: Можно в игры разные играть.
В.: А что плохого?
В.: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?
В.: А что в нем плохого?
И.: Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже...
В.: А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно ..., а когда со свистком — будь внимательной, чтобы ... (Дети дополняют советы воспитателя.)
Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).
А
ЗАНЯТИЕ 3
Противоречия в предметах (продолжение)
Цели: систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов; развивать внимание, эмпатию.
Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.
12
1. Беседа о профессиях.
Приходит Игрушка и спрашивает детей:
- Вы пришли в детский сад, а ваши родители пошли на
работу. А чем они на работе занимаются, что делают?
Воспитатель выслушивает ответы детей (в виде игры с мячом), затем задает вопросы о профессиях на расширение кругозора («Кто лечит людей?», «Чем занимается шофер?» и др.).
2. Игра «Дрессировщики».
Вопросы для вступительной беседы: Вы любите ходить в цирк? А что в цирке хорошего и плохого? Какие цирковые профессии вы знаете?
* Давайте поиграем в дрессировщика. Вы будете пона
рошку зверятами, которым я буду давать разные команды. Но
вы еще зверята маленькие, не очень послушные, поэтому вы
полняете только те команды, которые произносятся вместе со
словом «пожалуйста...». Если этого слова нет, то команды вы
не выполняете, а делаете, что хотите.
* Зверята, подпрыгните, пожалуйста!
Воспитатель произносит команды в произвольном порядке и темпе.
3. Дидактическая игра «Магазин».
В.: Пока мы с вами играли в цирк, наша Игрушка решила поиграть в «Магазин».
И.: Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.
В.: Наши ребята будут тебе помогать, согласна?
И.: Согласна, только в своем магазине я хочу продавать товары и только хорошим сказочным героям, а плохим — не хочу.
В.: Давай попробуем, посмотрим, что получится.
Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Игра наглядно демонстрирует вывод, что в каждом предмете есть и хорошее и плохое.
Вариант игры.
В магазин входит Бармалей: - Я хочу купить краски.
И.: Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!
Б.: Не буду покупать.
Затем входит Золушка.
И.: Золушка, купи краски! Смотри, какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!
3.: Хорошо, покупаю.
В процессе игры «продаются» конфеты, ножик, будильник, причем воспитатель обеспечивает организационную сторону игры
, а аргументы «за» и «против» покупки высказывают дети.
В конце занятия «звенит» будильник. Игрушка вспоминает, что ей пора уходить.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 4
Противоречия в ситуациях
Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. Оборудование: бинт, шарф.
1. Противоречия в болезни.
Приходит Игрушка с завязанным горлом — «заболела». Дети начинают ей сочувствовать («болеть плохо»), а Игрушка начинает доказывать, что хорошего есть в болезни («все любят, жалеют», «можно телевизор весь день смотреть», «мама всегда рядом» и др.).
Воспитатель предлагает назвать, что же плохого в болезни.
В результате анализа выясняется, что, хотя в болезни есть и хорошее и плохое, лучше все-таки не болеть.
2. Игра «Простуда».
Сюжет игры аналогичен сюжету игры «Кошки-мышки», но с той лишь разницей, что вместо роли кошки вводится роль «простуды» (ребенок, обвязанный шарфом), которая гоняется за детьми (хочет, чтобы они заболели).
В конце игры желательно обсудить, что нужно делать, чтобы настоящая простуда никогда тебя не «догнала» (чтобы не заболеть).
И
3. Анализ ситуаций.
У здорового человека жизнь более разнообразная и интересная, чем у больного. Игрушка называет различные ситуации («смотреть телевизор», «купаться», «играть на улице», «рисовать» и др.), а дети анализируют, что хорошего и что плохого в них. В конце делается вывод, что в каждой ситуации есть что-то хорошее и что-то плохое.
4. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ 5
Противоречия в размерах
Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.
Оборудование: кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.
1. Анализ проблемной ситуации.
Приходит Игрушка и рассказывает:
- Вчера меня пригласили в гости. Сказали, что нужно прийти в маленький красный домик. Я пришла на улицу (выставляет разноцветные кубики), зашла в один красный домик -не тот, в дру- гой — не тот... Так я в гости и не попала...
В.: Ребята, давайте поможем найти Игрушке нужный дом. Ваши предложения?
В.: А в этот ты заходила (показывает на большой красный кубик)!
И.: Так ведь это большой дом, а мне сказали, надо в маленький...
В.: А кто тебя приглашал?
И.: Слоненок...
В.: Так ведь это для тебя этот домик большой, а для слоненка он — маленький.