Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3208

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66 

 

фольклорно-этнографической  (экспедиционной)  проводятся  рассредоточено 
по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий. 

Согласно  учебному  плану  по  педагогической  практике,  аудиторные 

занятия  студента  с  обучающимися  проводятся  в  активной  форме.  50% 
аудиторного времени, отведенного на реализацию педагогической практики, 
отводятся  на  проведение  студентом  занятий  с  обучающимися  по 
профильным  образовательным  программам  среднего  профессионального 
образования в области теории музыкального искусства; остальные 50% — на 
занятия  студента  с  обучающимися  по  программам  дополнительного 
профессионального образования. Оба вида практики обеспечиваются на базе 
сектора 

педагогической 

практики 

академии 

под 

руководством 

преподавателей Историко-теоретико-композиторского факультета. 

Лекторско-филармоническая  и  музыкально-журналистская  практики 

являются 

дополнением 

дисциплины 

«Музыкальная 

критика 

и 

журналистика»  и  реализуются  в  форме  лекций,  ведения  концертов, 
фестивалей,  творческих  вечеров,  проходящих  на  концертных  площадках 
Академии  –  Большом  и  Малом  концертных  залах,  Гостиной  Дома 
Шуваловых,  органном  зале  и  последующих  публикациях  в  электронных 
СМИ Академии – официальном сайте и студенческой газете «Беz фальши», а 
также  информационных  партнерах  Академии  –  газете  «Музыкальное 
обозрение», «Играем сначала», журнале «Филармоник». 

Архивно-библиографическая практика осуществляется в фондах Музея-

квартиры  Е.Ф.  Гнесиной.  В  рамках  архивно-библиографической  практики 
студенты  реализуют  практические  навыки,  полученные  в  рамках  изучения 
дисциплины «Источниковедение и текстология музыки». 

Фольклорно-этнографическая 

(экспедиционная) 

практика 

предусматривает 

несколько 

форм 

учебной 

работы: 

активную 

экспедиционную  практику  студентов  под  руководством  преподавателей 
музыкально-фольклорных  дисциплин  и  научных  сотрудников  проблемной 
научно-исследовательской  лаборатории,  постэкспедиционную  работу  с 
полевыми  и  архивными  материалами  фольклорного  фонограммархива,  а 
также занятия, направленные на подготовку к экспедиции. 

Цели и задачи, программы и формы отчетности по всем видам практики 

разработаны  в  рабочих  программах  соответствующих  дисциплин. 
Аттестация  по  итогам  практики  осуществляется  выпускающими  кафедрами 
ИТК  факультета  на  основе  отчета  практиканта,  утвержденного 
руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики. 

 

6.3. 

Кадровое обеспечение образовательного процесса 

 

Реализация  основной  образовательной  программы  обеспечена  научно-

педагогическими 

кадрами 

профессорско-преподавательского 

состава 

имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых 


background image

67 

 

дисциплин,  и  систематически  занимающимися  художественно-творческой, 
научно-методической или научно-исследовательской деятельностью. 

Из  62  работающих  преподавателей  24  человека  имеют  ученое  звание 

профессора,  17  –  ученое  звание  доцента,  14  –  степень  доктора 
искусствоведения,  28  –  степень  кандидата  искусствоведения,  6  являются 
заслуженными  деятелями  искусства  РФ,  5  –  заслуженными  работниками 
Высшей школы РФ. 

 

6.4. 

Текущий контроль успеваемостипромежуточная и итоговая 

государственная аттестацияфонды оценочных средств 

 

Оценка  качества  освоения  ООП  включает  в  себя  текущий  контроль 

успеваемости,  промежуточную  аттестацию  обучающихся  и  итоговую 
государственную  аттестацию  выпускников.  В  качестве  средств  текущего 
контроля  успеваемости  используются  контрольные  работы,  устные  опросы, 
письменные  работы,  тестирование,  прослушивания.  В  качестве  средств 
промежуточного  контроля  используются  зачеты  и  экзамены,  которые 
проходят также в форме академических концертов и исполнения концертных 
программ.  Разработаны  критерии  оценок  промежуточной  аттестации  и 
текущего контроля успеваемости обучающихся. 

Для  аттестации  обучающихся  созданы  фонды  оценочных  средств, 

включающие  типовые  задания,  контрольные  работы,  тесты  и  методы 
контроля,  позволяющие  оценить  знания,  умения  и  уровень  приобретенных 
компетенций. Фонды оценочных средств соответствуют требованиям ФГОС 
ВПО  по  данному  направлению  подготовки,  целям  и  задачам  программы, 
учебному  плану  и  обеспечивают  оценку  качества  общекультурных  и 
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. 

Требования  к  содержанию,  объему  и  структуре  выпускной 

квалификационной  работы  определены  на  основании  действующего 
Положения  об  итоговой  государственной  аттестации  выпускников  высших 
учебных  заведений,  утвержденного  Минобрнауки  России,  а  также  ФГОС 
ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной 
программы специалиста. 

Итоговая  государственная  аттестация  (ИГА)  включает  защиту 

выпускной 

квалификационной 

работы 

(дипломной 

работы) 

и 

государственный  экзамен.  Дипломная  работа  представляет  собой 
теоретическое 

исследование, 

посвященное 

актуальным 

вопросам 

музыковедения  и  призвана  продемонстрировать  уровень  теоретической 
подготовки 

выпускника 

в 

области 

современного 

музыкознания. 

Государственный  экзамен  проходит  в  форме  научно-практической 
конференции.  Тематика  докладов  выпускников  ограничена  сферой  методик 
преподавания профессиональных дисциплин. 

Темы дипломных работ обсуждаются на выпускающих кафедрах ИТК 

факультета и утверждаются Ученым советом академии не позднее, чем за 4 


background image

68 

 

месяца до начала ИГА. На итоговой государственной аттестации выпускник 
демонстрирует: 

знание общих законов развития искусства: видов, форм, направлений и 

стилей,  исторических  этапов  в  развитии  национальных  музыкальных 
культур,  художественно-стилевых  и  национально-стилевых  направлений  в 
области  музыкального  искусства  от  древности  до  начала  XXI  века; 
композиторского  творчества  в  культурно-эстетическом  и  историческом 
контексте;  направлений  и  стилей  зарубежной  и  отечественной  музыки  XX-
XXI  веков,  техник  композиторского  письма  XX–XXI  веков,  творчества 
зарубежных  и  отечественных  композиторов  XX–XXI  веков,  основных 
направления  массовой  музыкальной  культуры  XX–XXI  веков,  истории 
эстрадной  и  джазовой  музыки;  классической  и  современной  гармонии, 
разновидностей  полифонической  техники,  истории  и  теории  музыкальных 
форм,  научных  трудов,  посвященных  истории  и  теории  музыки, 
особенностей  развития  музыкальных  жанров,  особенностей  оркестрового 
письма  композиторов  различных  эпох  и  национальных  школ,  различных 
видов  партитурной  нотации,  правил  записи  оркестровых  и  хоровых 
партитур;  специфики  и  методов  музыкально-критических  суждений, 
критериев оценок, процесса производства печатной продукции, связанной с 
деятельностью  организаций  искусства,  специфических  характеристик 
печатной  продукции,  издаваемой  в  рамках  их  деятельности;  значительного 
репертуара в области музыкальной педагогики; 

умение  излагать  и  критически  осмысливать  базовые  представления  по 

истории  и  теории  музыкального  искусства;  рассматривать  музыкальное 
произведение  или  музыкально-историческое  событие  в  динамике 
исторического,  художественного  и  социально-культурного  процессов; 
пользоваться справочной литературой, применять теоретические знания при 
анализе  музыкальных  произведений  или  других  феноменов  музыкальной 
культуры; подбирать материал для исследования в области истории и теории 
музыки  на  базе  архивных  материалов,  периодики,  музыковедческой 
литературы,  систематизировать  его,  составлять  библиографические  списки, 
обозначить  задачи  и  методы  их  решения  в  дипломной  работе,  выстраивать 
структуру дипломной работы, излагать и отстаивать свою научную позицию 
в  контексте  новейших  достижений  науки  о  музыкальном  искусстве  и 
смежных  научных  дисциплин;  применять  знания  иностранных  языков  при 
осуществлении переводов профессиональных текстов; 

владение профессиональной лексикой, профессиональным понятийным 

аппаратом  в  области  истории  и  теории  музыки,  методологией 
музыковедческого  анализа  различных  музыкальных  явлений,  событий, 
произведений,  понятийно-  категориальным  аппаратом  музыковедческой 
науки,  методикой  научно-  исследовательской  работы  в  области  истории  и 
теории  музыки,  методами  и  навыками  критического  анализа  музыкальных 
произведений  и  событий;  развитой  способностью  к  чувственно-
художественному 

восприятию 

мира, 

к 

образному 

мышлению; 


background image

69 

 

необходимыми  представлениями  о  процессе  редакционной  подготовки 
текстов книг и периодических изданий, а также о редакционном контроле в 
процессе  типографского  производства;  навыками  переложения  музыки  для 
различных  составов  оркестра  (струнного,  духового,  малого  и  большого 
симфонического), техникой оркестрового голосоведения. 

Выпускник  должен  владеть  профессиональной  терминологией, 

ориентироваться  в  специальной  учебно-методической  литературе  по 
соответствующему  виду  подготовки  и  смежным  вопросам,  знать  различные 
педагогические системы и формулировать собственные принципы и методы 
обучения,  иметь  широкий  кругозор  в  области  различных  видов  искусства. 
Выпускник  должен  осуществлять  подбор  материала  для  дипломного 
реферата  в  области  музыкального  исполнительства  и  педагогики  на  базе 
архивных 

материалов, 

периодики, 

музыковедческой 

литературы, 

выстраивать структуру дипломного реферата, составлять библиографические 
списки,  при  защите  реферата  –  аргументировано  отстаивать  свою  точку 
зрения. 

 

7. 

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 

ПРОЦЕССА 

 

Образовательный  процесс  ведется  на  материально-технической  базе 

Академии,  представляющей  собой  здания  и  помещения,  находящиеся  в 
оперативном  управлении.  Общая  площадь  учебно-лабораторных  зданий  – 
19997,8 м². Здания и помещения оборудованы системами охранно-пожарной 
сигнализации  и  контроля  доступа.  Ведется  поэтапное  оснащение  учебно-
лабораторных площадей средствами видеонаблюдения. 

Аудитории и учебно-вспомогательные помещения находятся в рабочем 

состоянии,  имеют  необходимое  оборудование.  Действуют  мультимедийные 
системы. Непосредственно в учебном процессе используется 73 компьютера. 
Имеется  выход  в  Internet  через  Internet-сервер  со  скоростью  512  Кбит/сек  и 
выше. К сети подключено 170 компьютеров, 20 из которых используются для 
тестирования  как  в  режиме  on-line,  так  и  в  off-line.  В  образовательной 
деятельности  используются  обучающие  компьютерные  программы, 
профессиональные  пакеты  программ  по  направлениям  подготовки  и 
специальностям. Имеются электронные версии справочников, энциклопедий, 
словарей, электронных учебных пособий. 

Учебный 

процесс 

по 

мере 

необходимости 

поддерживается 

полиграфическим  центром.  Студенты  и  выпускники  имеют  возможность 
получить  дополнительную  квалификацию,  пройти  профессиональную 
переподготовку 

или 

повышение 

квалификации 

на 

базе 

Центра 

переподготовки  и  повышения  квалификации,  реализующего  программы 
дополнительного  послевузовского  образования.  Абитуриенты  имеют 
возможность обучаться на Подготовительном отделении. 


background image

70 

 

7.1. 

Социальная инфраструктура 

 

Реализация  образовательной  программы  обеспечивается  социальной 

инфраструктурой Академии, включающей в себя спортивный зал площадью 
340,4  м²,  спортивные  площадки  и  теннисный  корт  на  территории 
студенческого  общежития.  Всем  обучающимся  созданы  условия  для 
самостоятельных  занятий  физкультурой  в  свободное  время,  организуется 
участие  в  факультетских,  межфакультетских,  общевузовских  и  городских 
спортивных мероприятиях и соревнованиях. 

Пунктами  питания  обеспечены  учебный  корпус  –  столовая  общей 

площадью 291,7 м² на 152 посадочных места – и студенческое общежитие – 
столовая общей площадью 145,3 м² на 50 посадочных мест). 

В  учебном  корпусе  структурного  подразделения  Академии  –  колледже 

имени  Гнесиных  –  располагается  оборудованный  медицинский  пункт  для 
обслуживания студентов и сотрудников Академии площадью 13 м². 

Всем  иногородним  студентам  (за  исключением  проживающих  в 

Московской области) предоставляется общежитие жилой площадью 11774,5 
м².  Общежитие  построено  по  типовому  проекту,  имеет  все  виды 
благоустройства, 

оборудовано 

помещениями 

социально-бытового 

назначения,  системами  пожарной  сигнализации  и  контроля  доступа, 
оснащено  средствами  видеонаблюдения.  В  общежитии  предусмотрены 
помещения для самостоятельной работы студентов.