Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 3551
Скачиваний: 6
66
фольклорно-этнографической (экспедиционной) проводятся рассредоточено
по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий.
Согласно учебному плану по педагогической практике, аудиторные
занятия студента с обучающимися проводятся в активной форме. 50%
аудиторного времени, отведенного на реализацию педагогической практики,
отводятся на проведение студентом занятий с обучающимися по
профильным образовательным программам среднего профессионального
образования в области теории музыкального искусства; остальные 50% — на
занятия студента с обучающимися по программам дополнительного
профессионального образования. Оба вида практики обеспечиваются на базе
сектора
педагогической
практики
академии
под
руководством
преподавателей Историко-теоретико-композиторского факультета.
Лекторско-филармоническая и музыкально-журналистская практики
являются
дополнением
дисциплины
«Музыкальная
критика
и
журналистика» и реализуются в форме лекций, ведения концертов,
фестивалей, творческих вечеров, проходящих на концертных площадках
Академии – Большом и Малом концертных залах, Гостиной Дома
Шуваловых, органном зале и последующих публикациях в электронных
СМИ Академии – официальном сайте и студенческой газете «Беz фальши», а
также информационных партнерах Академии – газете «Музыкальное
обозрение», «Играем сначала», журнале «Филармоник».
Архивно-библиографическая практика осуществляется в фондах Музея-
квартиры Е.Ф. Гнесиной. В рамках архивно-библиографической практики
студенты реализуют практические навыки, полученные в рамках изучения
дисциплины «Источниковедение и текстология музыки».
Фольклорно-этнографическая
(экспедиционная)
практика
предусматривает
несколько
форм
учебной
работы:
активную
экспедиционную практику студентов под руководством преподавателей
музыкально-фольклорных дисциплин и научных сотрудников проблемной
научно-исследовательской лаборатории, постэкспедиционную работу с
полевыми и архивными материалами фольклорного фонограммархива, а
также занятия, направленные на подготовку к экспедиции.
Цели и задачи, программы и формы отчетности по всем видам практики
разработаны в рабочих программах соответствующих дисциплин.
Аттестация по итогам практики осуществляется выпускающими кафедрами
ИТК факультета на основе отчета практиканта, утвержденного
руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.
6.3.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной образовательной программы обеспечена научно-
педагогическими
кадрами
профессорско-преподавательского
состава
имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых
67
дисциплин, и систематически занимающимися художественно-творческой,
научно-методической или научно-исследовательской деятельностью.
Из 62 работающих преподавателей 24 человека имеют ученое звание
профессора, 17 – ученое звание доцента, 14 – степень доктора
искусствоведения, 28 – степень кандидата искусствоведения, 6 являются
заслуженными деятелями искусства РФ, 5 – заслуженными работниками
Высшей школы РФ.
6.4.
Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая
государственная аттестация, фонды оценочных средств
Оценка качества освоения ООП включает в себя текущий контроль
успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую
государственную аттестацию выпускников. В качестве средств текущего
контроля успеваемости используются контрольные работы, устные опросы,
письменные работы, тестирование, прослушивания. В качестве средств
промежуточного контроля используются зачеты и экзамены, которые
проходят также в форме академических концертов и исполнения концертных
программ. Разработаны критерии оценок промежуточной аттестации и
текущего контроля успеваемости обучающихся.
Для аттестации обучающихся созданы фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы
контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных
компетенций. Фонды оценочных средств соответствуют требованиям ФГОС
ВПО по данному направлению подготовки, целям и задачам программы,
учебному плану и обеспечивают оценку качества общекультурных и
профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной работы определены на основании действующего
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших
учебных заведений, утвержденного Минобрнауки России, а также ФГОС
ВПО в части требований к результатам освоения основной образовательной
программы специалиста.
Итоговая государственная аттестация (ИГА) включает защиту
выпускной
квалификационной
работы
(дипломной
работы)
и
государственный экзамен. Дипломная работа представляет собой
теоретическое
исследование,
посвященное
актуальным
вопросам
музыковедения и призвана продемонстрировать уровень теоретической
подготовки
выпускника
в
области
современного
музыкознания.
Государственный экзамен проходит в форме научно-практической
конференции. Тематика докладов выпускников ограничена сферой методик
преподавания профессиональных дисциплин.
Темы дипломных работ обсуждаются на выпускающих кафедрах ИТК
факультета и утверждаются Ученым советом академии не позднее, чем за 4
68
месяца до начала ИГА. На итоговой государственной аттестации выпускник
демонстрирует:
знание общих законов развития искусства: видов, форм, направлений и
стилей, исторических этапов в развитии национальных музыкальных
культур, художественно-стилевых и национально-стилевых направлений в
области музыкального искусства от древности до начала XXI века;
композиторского творчества в культурно-эстетическом и историческом
контексте; направлений и стилей зарубежной и отечественной музыки XX-
XXI веков, техник композиторского письма XX–XXI веков, творчества
зарубежных и отечественных композиторов XX–XXI веков, основных
направления массовой музыкальной культуры XX–XXI веков, истории
эстрадной и джазовой музыки; классической и современной гармонии,
разновидностей полифонической техники, истории и теории музыкальных
форм, научных трудов, посвященных истории и теории музыки,
особенностей развития музыкальных жанров, особенностей оркестрового
письма композиторов различных эпох и национальных школ, различных
видов партитурной нотации, правил записи оркестровых и хоровых
партитур; специфики и методов музыкально-критических суждений,
критериев оценок, процесса производства печатной продукции, связанной с
деятельностью организаций искусства, специфических характеристик
печатной продукции, издаваемой в рамках их деятельности; значительного
репертуара в области музыкальной педагогики;
умение излагать и критически осмысливать базовые представления по
истории и теории музыкального искусства; рассматривать музыкальное
произведение или музыкально-историческое событие в динамике
исторического, художественного и социально-культурного процессов;
пользоваться справочной литературой, применять теоретические знания при
анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной
культуры; подбирать материал для исследования в области истории и теории
музыки на базе архивных материалов, периодики, музыковедческой
литературы, систематизировать его, составлять библиографические списки,
обозначить задачи и методы их решения в дипломной работе, выстраивать
структуру дипломной работы, излагать и отстаивать свою научную позицию
в контексте новейших достижений науки о музыкальном искусстве и
смежных научных дисциплин; применять знания иностранных языков при
осуществлении переводов профессиональных текстов;
владение профессиональной лексикой, профессиональным понятийным
аппаратом в области истории и теории музыки, методологией
музыковедческого анализа различных музыкальных явлений, событий,
произведений, понятийно- категориальным аппаратом музыковедческой
науки, методикой научно- исследовательской работы в области истории и
теории музыки, методами и навыками критического анализа музыкальных
произведений и событий; развитой способностью к чувственно-
художественному
восприятию
мира,
к
образному
мышлению;
69
необходимыми представлениями о процессе редакционной подготовки
текстов книг и периодических изданий, а также о редакционном контроле в
процессе типографского производства; навыками переложения музыки для
различных составов оркестра (струнного, духового, малого и большого
симфонического), техникой оркестрового голосоведения.
Выпускник должен владеть профессиональной терминологией,
ориентироваться в специальной учебно-методической литературе по
соответствующему виду подготовки и смежным вопросам, знать различные
педагогические системы и формулировать собственные принципы и методы
обучения, иметь широкий кругозор в области различных видов искусства.
Выпускник должен осуществлять подбор материала для дипломного
реферата в области музыкального исполнительства и педагогики на базе
архивных
материалов,
периодики,
музыковедческой
литературы,
выстраивать структуру дипломного реферата, составлять библиографические
списки, при защите реферата – аргументировано отстаивать свою точку
зрения.
7.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Образовательный процесс ведется на материально-технической базе
Академии, представляющей собой здания и помещения, находящиеся в
оперативном управлении. Общая площадь учебно-лабораторных зданий –
19997,8 м². Здания и помещения оборудованы системами охранно-пожарной
сигнализации и контроля доступа. Ведется поэтапное оснащение учебно-
лабораторных площадей средствами видеонаблюдения.
Аудитории и учебно-вспомогательные помещения находятся в рабочем
состоянии, имеют необходимое оборудование. Действуют мультимедийные
системы. Непосредственно в учебном процессе используется 73 компьютера.
Имеется выход в Internet через Internet-сервер со скоростью 512 Кбит/сек и
выше. К сети подключено 170 компьютеров, 20 из которых используются для
тестирования как в режиме on-line, так и в off-line. В образовательной
деятельности используются обучающие компьютерные программы,
профессиональные пакеты программ по направлениям подготовки и
специальностям. Имеются электронные версии справочников, энциклопедий,
словарей, электронных учебных пособий.
Учебный
процесс
по
мере
необходимости
поддерживается
полиграфическим центром. Студенты и выпускники имеют возможность
получить дополнительную квалификацию, пройти профессиональную
переподготовку
или
повышение
квалификации
на
базе
Центра
переподготовки и повышения квалификации, реализующего программы
дополнительного послевузовского образования. Абитуриенты имеют
возможность обучаться на Подготовительном отделении.
70
7.1.
Социальная инфраструктура
Реализация образовательной программы обеспечивается социальной
инфраструктурой Академии, включающей в себя спортивный зал площадью
340,4 м², спортивные площадки и теннисный корт на территории
студенческого общежития. Всем обучающимся созданы условия для
самостоятельных занятий физкультурой в свободное время, организуется
участие в факультетских, межфакультетских, общевузовских и городских
спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Пунктами питания обеспечены учебный корпус – столовая общей
площадью 291,7 м² на 152 посадочных места – и студенческое общежитие –
столовая общей площадью 145,3 м² на 50 посадочных мест).
В учебном корпусе структурного подразделения Академии – колледже
имени Гнесиных – располагается оборудованный медицинский пункт для
обслуживания студентов и сотрудников Академии площадью 13 м².
Всем иногородним студентам (за исключением проживающих в
Московской области) предоставляется общежитие жилой площадью 11774,5
м². Общежитие построено по типовому проекту, имеет все виды
благоустройства,
оборудовано
помещениями
социально-бытового
назначения, системами пожарной сигнализации и контроля доступа,
оснащено средствами видеонаблюдения. В общежитии предусмотрены
помещения для самостоятельной работы студентов.