Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3206

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61 

 

аналоговых входов для 192 I/O 

9.

  DIGIDESIGN 192 DA Expansion Card UNIT плата расширения 

аналоговых выходов для 192 I/O 

10.

  Мини-микшер 

11.

  Монитор Philips TFT 24 

11 

12.

  ПО предустановленное Apple Mac OS X 

13.

  Программно-аппаратный комплекс Pro Tools/HD 3 Accel Systems 

14.

  Рабочая станция Mac Pro Two 2.8Ghz Quad-Core Intel Xeon 2

 

1

 

15.

  Системный блок 

10 

16.

  Спец. программно-технический комплекс Apple iMac 21.5@ 

17.

  Цифровой аудиоинтерфейс DIGIDESIGN 192 DIGITAL I/O 16 

18.

  Электро-музыкальное оборудование 

 

Для  проведения  занятий  по  предмету  «фортепиано»  Академия 

обеспечена  роялями.  В  Академии  обеспечены  условия  для  содержания, 
обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. 

 

6. 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

6.1. 

Требования к вступительным испытаниям 

 

Прием  на  образовательную  программу  осуществляется  при  условии 

владения  абитуриентом  объемом  знаний  и  умений,  соответствующим 
требованиям к выпускнику ООП среднего профессионального образования в 
области теории музыки.  

При 

приеме 

академия 

проводит 

дополнительные  вступительные  испытания  творческой  направленности: 
теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно); музыкальная 
литература,  коллоквиум,  исполнение  подготовленной  программы  на 
фортепиано. 

Требования вступительных испытаний творческой направленности: 

 

Теория музыки (сольфеджио и гармония – письменно и устно) 

Письменная работа по сольфеджио – трехголосный диктант гармонического 
склада  с  мелодически  развитыми  голосами,  хроматизмами,  альтерациями  и 
отклонениями в разные тональности, в том числе и отдаленные; 
Устный  ответ  по  сольфеджио  –  определение  на  слух  аккордов  различных 
структур  в  тональности  и  от  звука,  гармонических  последовательностей  в 
четырехголосном  аккордовом  изложении,  содержащих  модуляции  в 
тональности  различных  степеней  родства,  как  постепенные,  так  и 
энгармонические  с  использованием  энгармонизма  малого  мажорного  и 
уменьшенного септаккордов; 
пение  с  листа  одноголосной  мелодии  из  оригинальной  литературы, 
содержащего различные интонационные трудности; 
Письменная  работа  по  гармонии  –  гармонизация  мелодии,  изложенной  в 
форме  развернутого  периода,  простой  2-х  или  3-х  частной  формы. 


background image

62 

 

Гармонизация  включает  разнообразные  типы  мелодического  движения, 
различные виды хроматики, неаккордовые звуки, секвенции, постепенные и 
энгармонические модуляции, органные пункты; 
Устный  ответ  по  гармонии  –  игра  на  фортепиано  без  предварительной 
подготовки  в  четырехголосном  изложении  гармонического  построения, 
модулирующего  в  отдаленные  тональности  с  использованием  различных 
гармонических  средств,  в  том  числе  энгармонизма  малого  мажорного  и 
уменьшенного  септаккордов,  несколько  звеньев  секвенции  по  заданному 
звену;  гармонический  и  структурный  анализ  музыкального  произведения 
средней трудности. 
Примерные произведения: 
Ф.  Шопен  –  Прелюдии.  Этюды;  П.  Чайковский  пьесы  из  цикла  «Времена 
года»; Сонаты для фортепиано Л. Бетховена; А. Скрябин – Прелюдии. 
 

Музыкальная литература 

Поступающий  должен  знать  основные  этапы  и  наиболее  значительные 

явления  отечественной  и  зарубежной  музыкальной  культуры  в  объеме 
программы  среднего  профессионального  образования.  Приемное  испытание 
проводится в форме ответов на билеты. 
Список музыкальной литературы

Зарубежная музыкальная литература 
Бах И.С. ХТК (1): Прелюдии и фуги C-dur, c-moll, g-moll, es-moll (no выбору); Органная 
Токката и фуга ре-минор;  «Страсти по Матфею»: №1,  №47,  № 78;  Месса си-минор: №1, 
№4, №16, № 23. 
Берлиоз Г. Фантастическая симфония. 
Бетховен Л. Симфонии № 3, 5; Увертюра «Эгмонт»; Сонаты для ф-но № 8, 14. 
Бизе Ж. Опера «Кармен». 
Брамс И. Симфония № 4; Пьесы для ф-но ор. 117. 
Вагнер Р. Опера «Тангейзер». 
Вебер К. Опера «Волшебный стрелок». 
8. Верди Дж. Опера «Риголетто». 
Гайдн Й. Симфонии № 103, 104; Сонаты для клавесина ре мажор, ми бемоль мажор. 
Гендель Г. Оратория «Самсон». 
Глюк К. Опера «Орфей». 
Григ Э. Первая и Вторая сюиты из музыки к спектаклю «Пер Гюнт»; Концерт для ф-но с 
оркестром ля минор; Лирические пьесы для ф-но (тетрадь № 5). 
Дворжак А. Симфония «Из Нового света». 
Дебюсси  К.  Прелюдии  для  ф-но:  «Шаги  на  снегу»,  «Девушка  с  волосами  цвета  льна», 
«Затонувший собор»; «Ноктюрны» для оркестра («Облака», «Праздненства»). 
Лист  Ф.  Симфоническая  поэма  «Прелюды»;  Рапсодия  для  ф-но;  Пьесы  для  ф-но  из  сб. 
«Годы странствий»; Соната для ф-но си минор. 
Мендельсон  Ф.  Увертюра  «Сон  в  летнюю  ночь»;  Концерт  для  скрипки  с  оркестром  ми 
минор, «Песни без слов»: A-dur («Весенняя» — V тетрадь); fis-moll (VI тетрадь). 
Моцарт В. А. Опера «Свадьба Фигаро»; опера «Дон-Жуан»; Симфонии № 40, 41; Соната 
для клавесина ля мажор; Фантазия и соната для клавесина до минор. 
Равель М. Болеро. 
Россини Дж. Опера «Севильский цирюльник». 


background image

63 

 

Шопен  Ф.  Мазурки;  Ноктюрн,  этюды;  Полонезы;  Прелюдии;  Баллада  №  1  соль-минор; 
Соната для ф-но № 2. 
Шуберт  Ф.  Симфония  h-moll  («Неоконченная»);  Песни:  «Лесной  царь»,  «Форель», 
«Серенада»; Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»; Вокальный цикл «Зимний путь». 
Шуман  Р.  Фортепианные  циклы  «Карнавал»,  «Симфонические  этюды»;  Вокальный  цикл 
«Любовь поэта». 
Отечественная музыкальная литература (XIХ–ХХ век) 
Балакирев  М.  Увертюра  на  темы  трёх  русских  народных  песен;  Симфоническая  поэма 
«Тамара»; Фантазия «Исламей». 
Бородин  А.  Опера  «Князь  Игорь»;  Симфония  №  2  («Богатырская»);  Романсы  и  песни: 
«Спящая княжна», «Песня тёмного леса», «Для берегов отчизны дальной». 
Глазунов А. Концерт для скрипки с оркестром ля минор. 
Глинка  М.  Опера  «Жизнь  за  царя»;  Опера  «Руслан  и  Людмила»;  Симфонические 
произведения:  «Камаринская»,  «Вальс-фантазия»;  Романсы:  «Я  помню  чудное 
мгновенье», «Сомнение», «Ночной смотр». 
Даргомыжский А. Опера «Русалка»; Романсы: «Ночной зефир», «Титулярный советник», 
«Мне грустно», «Старый капрал». 
Лядов А. Симфонические произведения: «Волшебное озеро», «Кикимора». 
Мусоргский  М.  Опера  «Борис  Годунов»;  Опера  «Хованщина»;  Сюита  для  фортепиано 
«Картинки с выставки»; Песни: «Калистрат», «Гопак», цикл «Песни и пляски смерти». 
Рахманинов С. Концерт для ф-но с оркестром № 2; Прелюдии для ф-но; Этюды-картины 
для  ф-но:  ор.  ЗЗ  —  Es-dur;  ор.  39  —  a-moll,  es-moll;  Романсы:  «Не  пой,  красавица», 
«Весенние воды», «Сирень», «Здесь хорошо». 
Римский-Корсаков  Н.  Опера  «Снегурочка»;  Опера  «Царская  невеста»;  Опера  «Садко»; 
Симфоническая  сюита  «Шехеразада»;  Романсы:  «Редеет  облаков  летучая  гряда»,  «Не 
ветер, вея с высоты», «На холмах Грузии». 
Стравинский И. Балет «Петрушка». 
Скрябин А. Поэма экстаза; Соната для ф-но № 4; Прелюдии ор. 11: C-dur, a-moll, e-moll, 
D-dur, cis-moll, es-moll; Две поэмы для ф-но ор. 32. 
Танеев С. Симфония c-moll; Романсы: «Менуэт», «Сталактиты». 
Чайковский П. Опера «Евгений Онегин»; Симфонии № 4, 6; Увертюра-фантазия «Ромео и 
Джульетта»;  Романсы:  «Я  ли  в  поле...»,  «Средь  шумного  бала»,  «День  ли  царит»,  «Нет, 
только тот, кто знал». 
Мясковский Н. Симфония № 21. 
Прокофьев С. Балет  «Ромео и Джульетта»; Кантата  «Александр Невский»; Симфонии № 
1, 7; фортепианный цикл «Мимолетности». 
Свиридов Г. «Поэма памяти Сергея Есенина». 
Хачатурян А. Концерт для скрипки с оркестром. 
Шостакович Д. Симфонии № 5,7; Прелюдии и фуги ор. 87: C-dur, d-moll. 

 

Коллоквиум 

 

Собеседование  выявляет  общекультурного  уровня  абитуриента,  его 

эстетических  взглядов,  эрудиции  в  области  музыкального  и  других  видов 
искусств,  современной  музыкальной  культуры,  разных  видов  искусства, 
актуальным  вопросам  музыкальной  теории,  истории  музыкального 
искусства, музыкальной критики, педагогики и образования. 
 
 


background image

64 

 

Фортепиано 

Поступающий должен: 

• 

исполнить  полифоническое  произведение,  произведения  крупной  и 
малой формы.

 

Примерные программы

1.

  И.С. Бах. Прелюдия и фуга до минор, ХТК II том 

Ф. Шуберт. Соната ля мажор, I часть 
С. Рахманинов. Мелодия, соч. 3. 

2.

  Д. Шостакович. Прелюдия и фуга до минор 

В.А. Моцарт. Соната си-бемоль мажор, КV 315, I часть  
Ф. Шопен. Ноктюрн ми минор 

•  прочитать с листа произведения средней трудности 

Например

1.

  Й. Гайдн. Медленные части сонат 

2.

  Ф. Мендельсон. Песни без слов 

3.

  С. Прокофьев. Мимолетности 

 

6.2. 

Образовательные технологии 

 

6.2.1. 

Методы и средства организации и реализации образовательного 

процесса 

 

Методы  и  средства  теоретической  подготовки:  лекция,  семинар, 

практические  занятия  (индивидуальные  и  групповые,  в  том  числе 
мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в 
области  теории  и  истории  музыки),  самостоятельная  работа  студента; 
консультация; межсеместровые формы контроля теоретических знаний; 

Методы  и  средства  практической  подготовки:  индивидуальные  и 

групповые,  в  том  числе  мелкогрупповые  занятия  по  исполнительским 
дисциплинам; мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов; 
учебная практика; реферат; выпускная квалификационная работа. 

Образовательная  программа  реализуется  в  форме  индивидуальных, 

групповых (от 15 чел.) и мелкогрупповых занятий (от 2 до 15 чел.). 

В  образовательном  процессе  используются  различные  типы  лекций: 

вводная,  мотивационная  (способствующая  проявлению  интереса  к 
осваиваемой  дисциплине),  подготовительная  (готовящая  студента  к  более 
сложному  материалу),  интегрирующая  (дающая  общий  теоретический  анализ 
предшествующего  материала),  установочная  (направляющая  студентов  к 
источникам  информации  для  дальнейшей  самостоятельной  работы), 
междисциплинарная.  Содержание  и  структура  лекционного  материала 
направлены на формирование соответствующих компетенций и соотносятся с 
выбранными  преподавателем  методами  контроля.  Занятия  лекционного  типа 
составляют не более 50% аудиторных занятий, в интерактивной форме – не 
менее 40%. 

Основными  активными  формами  обучения  профессиональным 

компетенциям  в  течение  всего  периода  обучения  являются  практические 


background image

65 

 

занятия в виде семинаров. Семинар проводится в форме дискуссий, деловых 
и  ролевых  игр,  разборов  конкретных  ситуаций,  обсуждения  результатов 
работы  студенческих  работ  (курсовых,  рефератов,  творческих  работ  и  т.д.), 
вузовских  и  межвузовских  конференций.  К  участию  в  семинарах  и 
творческих  выступлениях  привлекаются  деятели  искусства  и  культуры, 
специалисты-практики.  В  рамках  учебных  курсов  предусмотрены  встречи  с 
представителями  учреждений  культуры,  государственных  и  общественных 
организаций, мастер-классы специалистов. 

Практические  занятия  (индивидуальные,  мелкогрупповые  и  групповые) 

проводятся по дисциплинам: Иностранный язык, Фортепиано, Специальный 
класс,  Сольфеджио,  Практическая  гармония,  Практическая  полифония, 
Практический анализ музыкальной формы, Основы лекторского мастерства, 
Инструментоведение и инструментовка, Чтение партитур, Источниковедение 
и  текстология  музыки,  Расшифровка  и  анализ  образцов  музыкального 
фольклора,  Аналитические  методы  (практикум),  Анализ  литературного 
текста, Основы музыкальной критики, Музыкально-издательское дело. 

Самостоятельная  работа  студентов  представляет  собой  обязательную 

часть  основной  образовательной  программы,  выражаемую  в  зачетных 
единицах  (кредитах)  и  выполняемую  студентом  вне  аудиторных  занятий  в 
соответствии  с  заданиями  преподавателя.  Самостоятельная  работа  может 
выполняться  студентом  в  репетиционных  аудиториях,  читальном  зале 
библиотеки, 

компьютерных 

классах 

или 

в 

домашних 

условиях. 

Самостоятельная  работа  имеет  учебно-методическое  и  информационное 
обеспечение, 

включающее 

учебники, 

учебно-методические 

пособия, 

конспекты лекций, аудио и видео материалы и т.д. Результат самостоятельной 
работы контролируется преподавателем. 

Формы  практической  самостоятельной  работы  реализуются  в  виде 

рефератов  и  курсовых  работ,  позволяющие  ему  критически  освоить  один  из 
разделов  образовательной  программы  (или  дисциплины).  Примерный  план 
реферата  и  курсовой  работы:  тема,  предмет  (объект)  и  цель  работы;  метод 
проведения работы; поиски и обработка материалов; принятые и отвергнутые 
гипотезы;  результаты  работы;  выводы  (оценки,  предложения);  области 
применения; библиография. 

6.2.2. 

Организация учебной практики 

 

Учебная  практика  представляет  собой  вид  учебных  занятий, 

непосредственно  ориентированных  на  профессионально-практическую 
подготовку  обучающихся,  в  том  числе  обеспечивающую  подготовку  и 
защиту выпускной квалификационной работы. 

При  реализации  образовательной  программы  предусматриваются 

следующие  виды  учебной  практики:  педагогическая,  фольклорно-
этнографическая,  лекторско-филармоническая,  музыкально-журналистская, 
архивно-библиографическая  практика.  Все  виды  практики,  за  исключением