Файл: Содержание введение 2 глава теоретический аспект трудовых умений и навыков дошкольниковв процессе дежурства по уголку природы 5 1 Понятие вопроса..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВА ПО УГОЛКУ ПРИРОДЫ 5

1.1 Понятие вопроса. История. Значение 5

1.2 Формирование трудовых навыков и умений 10

1.3 Применение приемов формирования в старшей группе 18

1.4 Методики изучения сформированности трудовых умений и навыков 23

Заключение 29

Список используемых источников 32


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что воспитание трудолюбия у детей является едва ли не самым интересным видом у дошкольников.

Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении является одним из важнейших средств формирования личности ребенка. Трудовое воспитание в детском саду заключается в том, что мы знакомим детей с таким понятием как «труд», в овладении детьми доступной им трудовой деятельностью. В процессе овладения трудом взрослых у детей формируется позитивное отношение к своей работе, заботливое отношение к результатам, посильная помощь взрослым. К сожалению, в целом в обществе утрачено уважительное отношение к труду, а также к проблеме трудового воспитания дошкольников.

Именно с дошкольного возраста начинается трудовое воспитание, в этот период ребенок является наиболее любознательным и стремиться проявить свою самостоятельность. На сегодняшний день основной задачей дошкольного воспитания является развитие и поддержание указанной выше потребности.

Однако на данный момент все изменилось и трудовому воспитанию детей стало уделяться меньше внимания. Сейчас редко найдешь в дошкольных учреждениях вещи, которые были созданы ранее.

«Трудовое воспитание не имеет возможности ознакомиться с рекомендациями, содержащимися в организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. В новой образовательной программе дошкольного образования и воспитания вопросу трудового воспитания уделяется второстепенное место. Детский труд в дошкольных учреждениях становится все менее важным. Его возможности в области образования реализуются на низком уровне» [20, с. 104].

Стоит отметить, что в личностное развитие ребенка должно быть заложено особое отношение к труду, которое в них должен воспитывать воспитатель и родители.

Совместная деятельность дошкольников со своими сверстниками объединяет их, и они в рамках данного процесса учатся взаимодействовать друг с другом. Также они приобретают такие качества как сопереживание, уважение, сочувствие. Каждый воспитатель должен помнить, что для совместной трудовой деятельности должны быть созданы все необходимые условия, которые будут положительно влиять на данный процесс.


При этом основной целью педагога является воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду компетентности, самостоятельности и способности справляться с различного рода трудностями.

Важно отметить, что проблема трудового воспитания детей дошкольного возраста приобретает актуальность, во многом определяющая их будущее, в настоящее время этому направлению работы не уделяется должного внимания, об этом свидетельствует анализ практики.

Ученые Х.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т. А. Маркова, Р.С. Шторм, В.Х. Нечаева, Д.В. Сергеева и др. Каждый из них внес свой вклад в методы трудового воспитания дошкольников.

Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования: заключающийся в теоретическом обосновании и практической реализации воспитания трудовых навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении и семье.

Актуальность и указанное противоречие обусловили выбор темы: «Воспитание у старших дошкольников умения и желания трудиться».

Цель исследования – теоретическое изучение приемов, методов или средств формирования трудовых умений у дошкольников на практике подобрать или составить методики изучения сформированности.

Объект исследования – трудовое воспитание дошкольников.

Предмет исследования – трудовые умения и навыки в процессе дружества в уголке природы.

Задачи данного исследования:

  1. Подобрать и изучить литератур по теме исследования.

  2. Описать трудовые умения и навыки дошкольников по группам и дать им характеристику

  3. Подобрать методики исследования для выявления сформированности трудовых умений п навыков дошкольников и сделать выводы.

  4. Сделать выводы.

Теоретической основой работы явились труды известных ученых, педагогов, психологов, которые занимались проблемой трудового воспитания старших дошкольников «(Я. А. Коломенский[18], Ж. Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский)»[24]. Освещается значение, пути и средства воспитания отношения к труду в таких работах, как: «(И.Ф. Свадковского, Я.Б. Розинского, Г.А. Смирнова, А.А. Люблинской, Н.П. Семыкина и др.)»[24]. Трудолюбие хорошо рассматривает И.Ф. Свадковский, Е.Р. Залкинд, М.А. Кононова, И.Б. Черепанова и др. В работах И.А. Арямовым, Б.М. Тепловым, Н.С. Лейтерс и др. прослеживается связь между трудолюбием и психологическими процессами и личностными чертами детей дошкольного возраста.



Методы исследования, которые использовались для решения поставленных задач: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы) и эмпирических (наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент, методы обработки результатов).


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОЦЕССЕ ДЕЖУРСТВА ПО УГОЛКУ ПРИРОДЫ

1.1 Понятие вопроса. История. Значение
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З.Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г.Н. Година.

Дежурство - форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурства происходит ежедневно. По мнению А.И Ивановой, дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а так же понимание необходимости своей работы для всех.

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает на столы перед едой. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными.

Начиная с трех лет, дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи. Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение. Затем задание усложняется: один ребенок должен на всех столах расставить хлебницы, а другой - разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы. И лишь научившись всему этому, дети осваивают умение согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно. Трудно «привязать» каждый из описанных этапов работы с детьми к конкретному возрасту - все зависит от уровня развития детей, от того, как быстро переходит каждый ребенок с одной ступеньки на другую.


Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям. Иногда воспитатель или няня подсказывает дежурным, как проявить внимание к товарищу; поощряет желание дежурных придумать что-то интересное и приятное для всех.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности, поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании карандашами, красками, лепке, конструировании. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Если они выполняют все дела утром, то потом уже им не надо уделять внимание живым существам и растениям. Поэтому лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Кроме того, дежурный должен понимать, что нужно «говорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Ведь они живые и для них важны внимание и ласковое слово. Так у дошкольников будет формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, содержащая информацию, которая должна быть понятна и детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

При организации всех видов дежурств - по столовой, по уголку природы, на занятиях - необходимо определить четко круг обязанностей дежурных.

Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое звено, воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие рисунки, и ребята, запоминают сами, кто с ним и за ним дежурит.

Дежурные по столовой договариваются, кто за какими столами будет дежурить: вымыв руки и надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками, проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив приготовления, приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды относят на раздаточный стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и вилки - на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.


Дежурные по уголку природы должны полить комнатные растения, покормить рыбок, птиц, животных, отметить в календаре погоду.

Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после занятия они аккуратно все убирают.

Для всех дежурных должно быть два общих правила: первое - делать все быстро и аккуратно и второе - если товарищ от тебя отстал - помоги.

Хорошо, если дежурят по два человека, по каждому виду дежурств, тогда дежурит все звено, все сидящие за столом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство другое звено, напомнив детям их обязанности и правила дежурства - правила совместной работы.

Продолжительность дежурств должна быть разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство, дневное, то есть в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-х, 3-х- дневное. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить, как только с дежурными, так и с присутствием и участием всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также особенно интересного выполнения детьми своих обязанностей. Если же были допущены какие-либо промахи, целесообразнее обсудить это только с дежурившими.

Иногда воспитатели увлекаются данной формой организации труда и необоснованно расширяют ее виды. Например, устраивают дежурство по раздевалке, по спальне, по подготовке к выходу на прогулку. Этого делать не следует. Подобного рода превращается в контроль одних детей за поведением других. Наносится вред моральному развитию дошкольников, утрачивается основной смысл дежурств - забота о других.

Большую роль в формирование у детей трудовых умений и навыков играет оценка деятельности ребенка.

По мнению Я.И.Ковальчук, установлено, что существует зависимость между содержанием оценки педагога и нравственным развитием детей, в частности их взаимоотношениями [14, с. 33].

Положительная оценка как нравственных, так и деловых качеств, способствует формированию тех и других. В результате дети занимают благополучное положение в обществе сверстников, так как оцениваются ими с тех же позиций.

С накоплением трудового опыта дежурного, в оценке деятельности, все в большей степени подключаются непосредственные участники, те, кто оказался свидетелем выполняемого процесса. Воспитатель систематически задает детям вопросы, нацеливающие на анализ успеха и ошибок.