Файл: Содержание введение 2 глава теоретический аспект трудовых умений и навыков дошкольниковв процессе дежурства по уголку природы 5 1 Понятие вопроса..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В оценке деятельности дежурного может участвовать и весь коллектив группы.

К оценке детской деятельности могут привлекаться все сотрудники детского сада. Очень важно, чтобы дети увидели реакцию тех, для кого выполнялась работа: радостные лица малышей, удовлетворение воспитателей нянь. Это является хорошим стимулом для последующего участия в дежурстве.

Оценка может исходить и от родителей. Сам факт, что они проявляют заинтересованность к работе детей, важен. А если еще это сопровождается и поощрением и советами, то можно добиться глубокого эмоционального воздействия, стимулирующего потребность ребенка приносить пользу.

Во время обучения детей обязанностям дежурных необходимо осуществлять индивидуальный подход. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других [9, с. 68].

При назначении дежурных следует учитывать индивидуальные особенности каждого.

В результате такой организации дежурств и учета работы дежурных, воспитатель получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода.

Индивидуальный подход в трудовой деятельности является процессом и не только связан с задачами трудового воспитания. В организации индивидуального подхода к детям большое значение имеет воздействие коллектива, общественный контроль, общественное мнение и общественная оценка работы.

Д.В. Сергеева считает, в индивидуальном подходе, в трудовом воспитании нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные качества совершенствуются в коллективном труде.

Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома являются положительным фактором, способствующим профилактике нежелательных проявлений у них по отношению к труду.

Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.

1.2 Формирование трудовых навыков и умений
«Трудолюбие - одно из определяющих нравственных качеств человека, которое более успешно формируется в дошкольном возрасте. При напряженном труде дошкольники успешно осваивают и интегрируют нормы нравственного поведения, развивают волевые качества, умение планировать и прогнозировать работу и оценивать ее результаты. Последнее очень важно при подготовке детей к школе. В то же время анализ опыта трудового воспитания в дошкольных учреждениях показывает, что труд является временной и второстепенной составляющей жизни дошкольников в детском саду»[20, с. 152].

«Детский труд носит воспитательный характер - на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоконтроле, познании собственных возможностей, сближает его к взрослым, эту деятельность воспринимает и сам ребенок» [16, С.56].

Удачным мнением трудового воспитания в трудах В.И. Логиновой считается, что «главной задачей трудового воспитания является воспитание психологической и практической готовности к труду. Каждый человек должен отчетливо осознавать, что он не может жить, не трудясь, не участвуя в общем трудовом процессе» [22, С.256].

Она выделила ряд задач, направленных на трудовое воспитание: «первая задача трудового воспитания – формировать стремление к выполнению работы, по собственному побуждению начиная с дошкольного возраста. Это переходит в конечном итоге в привычку трудиться по собственному побуждению. Разные мотивы труда определяют и различное отношение к нему. Человек, который понимает общественную значимость труда, радуется хорошо выполненной работе, испытывает счастье в труде, активно вносит в труд творчество.

С такими мотивами работа становится средством всестороннего личностного развития. Труд, напротив,  это всего лишь накопление материальных благ, которое обедняет человека и формирует качества негативной личности»[22, С.212].

Таким образом, «второй задачей трудового воспитания является социальная мотивация трудовой деятельности как наиболее ценная, важная и устойчивая вера в необходимость трудиться на благо общества»[22].

«Третья задача трудового воспитания  формирование трудовой культуры подрастающего поколения, навыков и умений индивидуального и коллективного труда: определять цель труда, выбирать материалы и инструменты, необходимые для получения результатов, владеть необходимой трудовой операцией,

навыками обращения с инструментом, заботиться о материалы и инструменты, также правильно рационально использовать рабочее время»[22, С.213].

«Четвертая задача  способствовать уважению к труду, уважению к его результатам  к общественной и личной собственности, а также к тем, кто создает материальные и духовные ценности. Результатом трудовой деятельности является создание продукции, предназначенной для удовлетворения материальных и духовных потребностей всех людей в обществе» [22, С.213].

«Пятая задача – развитие у подрастающего поколения интереса к разным видам труда в целях выявления способностей и наклонностей каждого для сознательного выбора профессии. Значимость этой задачи определяется тем, что современные виды труда требуют широкого круга знаний, технической подготовленности, специальных способностей»[22, С. 214].

В.И. Логинова высказывалась, что в народной педагогике труду уделялось огромное внимание. «В народе много мудрых пословиц о труде и отношения к нему, например, «Праздность – мать всех пороков», «Ничего не делая, люди учатся делать дурное», «Труд делает заботы незаметными»»[20].

С.А. Козлова отмечает, что «много высказываний о труде можно найти в философских трудах, в произведениях классиков литературы». А.П. Чехов писал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека», а Л.Н. Толстой считал: «Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство»[15, С. 174].

С. Буре в своих работах считал, что основной задачей в трудовом воспитании, «является формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена, только с учетом возрастных особенностей ребенка, с учетом особенностей этой деятельности по сравнению с игрой, занятиями»[7]. Р.С. Буре «указывал на необходимость утверждения в обществе строгой организованности в труде и дисциплины. Он придавал большое значение формированию у подрастающего поколения положительного отношения к труду. Определяя задачи трудового воспитания детей, он отмечал необходимость того, чтобы каждый день решалась практически та или иная задача общего труда, пускай самая маленькая, пускай самая простая» [7, С. 222].

С.А. Козлова в свою очередь считает, «для развития умения ставить цель в труде необходимо понимать, на что эта цель направлена, умение видеть результат, умение овладевать приемами действий, навыками, формирующими у детей трудолюбие, учить их ставить цель, находить способы ее достижения, добиваться результата, добиваться соответствующей цели. Прежде всего, перед ребенком педагог ставит цель» [16, С. 114].


«Цель, поставленная воспитателем перед ребенком, должна быть рассчитана на возможность ее реализации. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, необходимо избегать для них тяжелой работы. Большое значение в развитии целенаправленной деятельности имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их склонность к достижению высокого результата труда»[16].

Как считает, С.А. Козлова «важно, чтобы все было спланировано. Предварительное планирование работы обычно осуществляет педагог. При этом следует учитывать, что он не должен занимать много времени на сам процесс труда. Элементарное планирование могут осуществлять дети 5-7 лет. Умение планировать работу формируется более успешно в процессе труда. Потому что главная задача здесь научить ребенка тому, чего он еще не успел сделать. Чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, необходимо подавать ему пример»[16, С. 201].

В.С. Мухина считала, «что трудовая деятельность ребенка имеет большое значение для его творческой активности: продуманность будущей деятельности, выбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей в достижении определенного результата»[26, С.106].

В.И. Логинова писала о том, «что труд, являясь базой социального прогресса, условием удовлетворения всех материальных и духовных потребностей, выступает одновременно основной формой жизнедеятельности человека, главным содержанием человеческой жизни и обязанностью каждого члена общества, основным условием развития человеческой личности» [22, С. 155]. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [22, С. 157].

Д.Е. Аксенов в своих трудах оказывал внимание на то, что «раскрывая в процессе труда законы природы, человек использует их для совершенствования труда. Побеждая стихийные силы природы, человек утверждает себя как сознательное существо, создает материальную и духовную культуру. Созидательный характер труда, достижение целей в труде вызывают максимальное удовлетворение, радость и влияют на развитие способностей, творческих задатков и дарований каждой личности»[1, С. 336].

А.С. Макаренко выделил, что «труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания: Что такое труд? Это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд – это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно» [24, С. 77].


С точки зрения Е.А. Лобановой, «труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд – это забота людей друг о друге» [21, С. 34].

В.Г. Нечаева отмечает, «что трудовое воспитание в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии» [27, С. 206].

В.А. Сухомлинский писал: «Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [34, С. 9].

«Важное, значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей»[37]. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Он также говорил: «Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов» [37, С. 176].

Я.Л. Коломинский утверждает, что «материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности, и счастья» [18, С. 27].

«Труд – всегда был основой, для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»[15].

С.Я. Рубинштейн выделял, что «необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами»[30]. «В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым» [30, с. 31].