Файл: Содержание введение 2 глава теоретический аспект трудовых умений и навыков дошкольниковв процессе дежурства по уголку природы 5 1 Понятие вопроса..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной.

Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада, но особое значение имеют в младших группах, где трудовая деятельность только осваивается. При индивидуальной форме весь процесс труда ребенок выполняет сам. Это дает возможность воспитателю научить малыша трудовым действиям, оказать ему помощь, проконтролировать выполнение трудовых операций, оценить деятельность, учесть индивидуальные особенности. Все это помогает формировать трудовые навыки и умения, способствует
воспитанию ответственности за порученное дело, настойчивости, аккуратности, привычки к трудовому усилию.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

По своей структуре коллективный труд может быть организован как труд общий (в труде участвуют несколько детей или вся группа, каждый ребенок при этом получает отдельное задание; результаты труда всех детей объединяются в один общий результат, например: каждый ребенок в уголке природы протирает листья у растений, в результате все вместе сделали растения чистыми) и труд совместный (в труде участвуют несколько детей; процесс труда разделен на несколько операций, каждую из которых осуществляет один из участников или группа детей; каждый участник труда делает свою операцию и передает объект дальше, например: одни дети перекапывают землю, другие ее разравнивают, третьи делают грядки).

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д.

Список используемых источников


  1. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании [Текст] : учеб. пособие / Д.Е. Аксенов. – М. : Просвещение, 2016. – 336 с.

  2. Андреева, В.Г. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе [Текст] / В.Г. Андреева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 11. – С. 34.

  3. Арнаутова, Е. О воспитании трудолюбия [Текст] / Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 12. – С. 39.

  4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.М. Бабунова. – М. : Сфера, 2015. – 204 с.

  5. Белая, К.Ю. Еще раз об образовательной программе ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая // Управление ДОУ. – 2017. – № 5. – С. 22.

  6. Бороздин, Ю.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / Ю.А. Бороздин. – Курск : Учение, 2017. – 134 c.

  7. Буре, Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду [Текст] : учеб. пособие / Р.С. Буре. – М. : Наука, 2016. – 222 с.

  8. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] : учеб. пособие / Р.С. Буре. – М. : Педагогика, 2016. – 144 с.

  9. Васильева, М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие / М.А. Васильева. – М. : Наука, 2019. – 96 с.

  10. Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС [Текст] : учеб. метод. пособие / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 368 с.

  11. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] : учеб. метод. пособие / Е.С. Евдокимова. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.

  12. Жильникова, В.М. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] : учеб. пособие / В.М. Жильникова. – М. : Учпедгиз, 2018. – 188 с.

  13. Иващенко, Ф.И. Психология трудового воспитания [Текст] : учеб. метод. пособие / Ф.И. Иващенко. – Минск : Высшая школа, 2017. – 142 с.

  14. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.,1985.

  15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2017. – 416 с.

  16. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] : учеб. пособие / С.А. Козлова. – М. : Педагогика, 2017. – 272 с.

  17. Кокорева, Н.Н. Любить труд на родной земле [Труд] : учеб. метод. пособие / Н.Н. Кокорева, А.К. Бондаренко. – М.: Педагогика, 2017. – 160 с.

  18. Коломинский, Я.Л. Психология совместного труда детей [Текст] : учеб. метод. пособие / Я.Л. Коломинского. – Минск : Педагогика, 2017. – 94 с.

  19. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий [Текст] : учеб. метод. пособие / В.П. Кондрашов. – Николаев : Знание, 2018. – 52 с.

  20. Куликова, Т. Учите детей трудиться [Текст] / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 7. – С.40.

  21. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. метод. пособие / Е.А. Лобанова. – Балашов : Николаев, 2018. – 76 с.

  22. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / В.И. Логинова. – М. : Педагогика, 2019. – 256 с.

  23. Майорова, И.Г. Уроки трудового обучения [Текст] : учеб. метод. пособие / И.Г. Майорова. – М. : Педагогика, 2019. – 372 с.

  24. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] : учеб. пособие / А.С. Макаренко. – М. : Педагогика, 2020. – 304 с.

  25. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Маркова. – М. : Педагогика, 2017. – 312 с.

  26. Мухина, В.С. К проблеме социального развития ребенка [Текст] / В. С. Мухина // Психологический журнал. – 2018. – № 5. – С.45.

  27. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] : учеб. пособие / В.Г. Нечаева, Р. С. Буре. – М. : Педагогика, 2019. – 206 с.

  28. Петровский, В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение [Текст] / В. Петровский // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 7. – С.28.

  29. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н.О. Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2019. – 384 с.

  30. Рубинштейн, С.Я. О воспитании привычек у детей [Текст] : учеб. метод. пособие / С.Я. Рубинштейн. – М. : Институт практической психологии, 2019. – 42 с.

  31. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] : учеб. пособие / Л.В. Русскова. – М. : Педагогика, 2019. – 400 с.

  32. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности [Текст] : учеб. метод. пособие / Д.В. Сергеева. – М. : Педагогика, 2020. – 96 с.

  33. Соломенникова, О.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада [Текст] : учеб. пособие / О.А. Соломенникова. – М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 224 с.

  34. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] : учеб. пособие / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 2021. – 336 с.

  35. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сухомлинский. – М. : Прогресс София Нар. просвета, 2019. – 312 с.

  36. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] : учеб. метод. пособие / А.Е. Точин. – Минск : Народная педагогика, 2012. – 96 с.

  37. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения [Текст] : учеб. пособие / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 2018. – 558 с.

  38. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] : учеб. метод. пособие / И.Б. Черепанова. – М. : Педагогика, 2018. – 174 с.

  39. Щелкун, Л. Воспитание детей в процессе труда [Текст] / Л. Щелкун // Дошкольное воспитание. – 2019. – №12. – С.12.

  40. Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина. – М. : Просвещение, 2019. – 416 с.