Файл: Содержание введение 2 глава теоретический аспект трудовых умений и навыков дошкольниковв процессе дежурства по уголку природы 5 1 Понятие вопроса..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Методики изучения сформированности трудовых умений и навыков

Для выявления уровня сформированности трудовых умений и навыков у старших дошкольников можно подобрать три методики.

1. Диагностика «воспитание положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста»


Цель: выявить уровень воспитанности к труду у детей старшего дошкольного возраста.

Материал: иллюстрации с простым сюжетом, чтение художественной литературы.

Задачи: показать детям, что всякий труд взрослых важен.

Ход беседы:

Детям предлагается педагогом ответить на ряд вопросов, которые напрямую связаны с трудом.

Оценка результатов, каждый вопрос оценивался от 1 до 3 баллов:

Высокий уровень (13 – 15 баллов) – ребенок имеет представления для чего люди ходят на работу, в чем заключается суть трудовой деятельности, готов помочь товарищу в трудовой деятельности, без призыва взрослого и самого товарища, может без помощи воспитателя определить незавершенные этапы работы.

Средний уровень (9 – 12 баллов) – ребенок знает, в чем заключается суть трудовой деятельности. Готов помочь товарищу в трудовой деятельности, но только после того, как тот сам попросит о помощи, не может без помощи воспитателя определить этапы работы.

Низкий уровень (5 – 8 баллов) – ребенок ничего не знает о работе взрослых, родители не могут до конца объяснить, где и кто работает, не готовы помогать друзьям на работе и не знают, как определить следующий этап работы.

  1. Для чего люди ходят на работу?

  2. Если Саша не может разобрать конструктор? Что ты будешь делать в такой ситуации?

  3. Твоё отношение к труду взрослых?

  4. Представь, что тебе поручили полить цветочки. Что ты будешь делать?

  5. Кем работают твои родители?

Критерии, по которым оценивается беседа «Воспитание положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста».

1 балл – ребёнок не даёт полного ответа на данный вопрос или вообще отказывается отвечать на него.

2 балла – ребёнок не отвечает в полном объёме или сомневается в правильности своего ответа.

3 балла – ребёнок дает полный развернутый ответ на вопрос, не сомневается в правильности своего ответа, ответ правильный.

2. Диагностика «Воспитание умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста через хозяйственно – бытовой труд»

Цель: выявить умения и навыки детей старшего дошкольного возраста через хозяйственно – бытовой труд.

Задачи: воспитать у старших дошкольников положительное отношение к труду взрослых.

Оценивание данного критерия происходило в процессе наблюдения за детьми в течение дня.

Ход проведения исследования:



Воспитатель наблюдает за детьми в ходе дня, в режимных моментах и оценивает деятельность детей следующим категориям»[24]:

  1. Умение определять порядок работы в хозяйственно – бытовом труде.

  2. Сформированы трудовые навыки самостоятельно пользоваться оборудованием.

  3. Умение принимать задачу и отбирать необходимые средства.

  4. Умение убирать игрушки на место после окончания игры.

  5. Сформированы навыки опрятности.

Оценка результатов от 1 до 3 баллов:

Высокий (13 – 15 баллов) – ребёнок умеет быстро определять порядок работы в хозяйственно – бытовом труде. Сформированы навыки трудовой деятельности. Выполняет поручения воспитателя. После поручений определяет порядок работы, отбирает необходимое оборудование.

Средний (9 – 12 баллов) – ребёнок умеет трудиться сообща в определённой последовательности, развиты навыки работы, как в помещении, так и на улице. Преобладает воспитательная функция и взаимовыручка. Доводит начатое дело до конца.

Низкий (5 – 8 баллов) - ребёнок не может без помощи взрослого принять задачу и отобрать необходимые средства: не поддерживается порядок в шкафчике, одежда сложена небрежно, а после еды ребенок не моет посуду. После дневного сна кровать остается невостребованной, и после напоминания учителя он складывает спальный аксессуар, но делает это небрежно. Ребенок знает, где находится игрушка, но, поиграв с одной игрушкой, ребенок не кладет ее на место, а сразу берет другую и начинает играть с игрушкой.

3) «Диагностика «воспитанность трудовых умений и навыков у старших дошкольников, через ручной труд».

Цель: выработка умений и навыков практического использования инструментов для работы.

Задачи: воспитывать умение у детей планировать этапы выполнения работы, соблюдать последовательную цепочку действий.

Оценка результатов происходило в процессе игровой деятельности»[24].

Ход проведения исследования:

Детям сообщается, что скоро Новый год, Дед Мороз и Снегурочка поздравляют детей с праздником и навещают их, чтобы сделать подарки, поэтому в преддверии праздника нашим гостям тоже нужно сделать подарки, также сделать эти подарки своими руками и украсить елку в группы.

Детям предлагается сделать подарок для Деда мороза и снегурочки. Для этого педагог раздает необходимые материалы для изготовления подарков (приложение 2).


«Педагог оценивает детей по следующим категориям:

  1. У ребёнка имеется замысел.

  2. Выбор инструмента для работы.

  3. Наличие последовательности в действиях.

  4. Результат выполнения работы.

  5. В работе имеется элемент новизны.

Даёт оценку в соответствии со следующими баллами от 1 до 3 баллов»[15].

Высокий уровень (13 – 15 баллов) – обобщенный метод построения; полная независимость; результатом является элемент высокого качества, оригинальности или новизны.

Средний уровень (9 – 12 баллов) – высокая самостоятельность деятельности, высокое качество результатов, но без элементов новизны, навыков и самостоятельности для реализации творческих идей недостаточно (советы, инструкции, труд).

Низкий уровень (5 – 8 баллов) – ребенок беспомощен в трудовой деятельности; нет самостоятельности, требует поддержки у взрослых; качество труда - низкое.

Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Дежурства: по уголку природы. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут карту здоровья растений.

В ходе дежурства определено наличие у детей умений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.

Мы охарактеризовали способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).

Нами исследовано развитие трудовых умений и навыков у шести детей старшего дошкольного возраста.

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

а) ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

б) ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

в) ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:


а) самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

б) предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

в) не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

а) ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

б) результат труда определяет при помощи взрослого;

в) не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

а) ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

б) раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

в) не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора, вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

а) самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

б) с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

в) не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

а) все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

б) отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

в) качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.


Заключение
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы.