Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. акты, регулирующие деятельность международных организаций в сфере экономики (Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1994 г. и др.);
2. соглашения по налоговым, таможенным, транспортным и иным вопросам (Соглашение между правительством Российской Федерации и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации 1994 г., Соглашение между СССР и Швейцарской Конфедерацией по налоговым вопросам 1986 г., Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о Таможенном союзе 1995 г. и др.);
3. соглашения о научно-техническом сотрудничестве, в том числе соглашения о строительстве промышленных объектов (Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Египтом 1994 г.);
4. торговые соглашения (Протокол между правительством Российской Федерации и Кубы о товарообороте и платежах на 1995 г. и т. д.);
5. соглашения о международных расчетах и кредитах (Соглашение между правительством России и Белоруссии о неторговых платежах 1995 г.);
6. соглашения о международной купле-продаже товаров и другие договоры по отдельным вопросам гражданско-правового характера (Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.). Определенное значение для международного экономического права имеют решения международных судебных органов — Суда ЕС, Экономического суда СНГ.



  1. Система ГАТТ – ВТО.


Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ГАТТ/ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ГАТТ/ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников организации. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам.


Министерская конференция ГАТТ/ВТО учреждает:

- Комитет по торговле и развитию;

- Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса;

- Комитет по бюджету, финансам и администрации;

- Комитет по торговле и окружающей среде.

Министерская конференция назначает Генерального директора ГАТТ/ВТО. Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ГАТТ/ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

Между сессиями по мере необходимости для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, состоящий также из представителей всех участников. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по урегулированию споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генсовета работают:

- Совет по торговле товарами;

- Совет по торговле услугами;

- Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и т.д.

В рамках Советов по торговле товарами и услугами учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы. Членство в советах и комитетах открыто для всех участников ГАТТ/ВТО.

Важнейшими функциями ГАТТ/ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами ГАТТ/ВТО;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов ГАТТ/ВТО;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ГАТТ/ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Понятие и источники международного гуманитарного права.


В современных международных отношениях не прекращаются локальные вооруженные конфликты. Деятельность государств в подобных экстремальных условиях регулируется принципами и нормами международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Данная отрасль современного международного права получила название «международное гуманитарное право» и является одной из старейших и наиболее разработанных отраслей. Встречаются и другие названия этой отрасли: «право вооруженных конфликтов», «право войны», «законы и обычаи войны». Однако наибольшее распространение имеет термин «международное гуманитарное право».

Под международным гуманитарным правом понимаетсяцельная система юридических принципов и норм, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечению защиты жертв конфликта в ходе этой борьбы и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Международное гуманитарное право применяется в чрезвычайных условиях, когда, с одной стороны, государства и народы борются за свое выживание, а, с другой стороны, не действует в полном объеме совокупность норм международного права, предназначенная для мирных отношений, и соблюдение основных гуманитарных стандартов сопряжено с большими трудностями. Данная отрасль в этих сложнейших условиях призвана обеспечить решение двух важнейших задач:

обеспечить защиту лиц, не принимающих непосредственного участия или прекративших принимать участие в военных действиях;

установить ограничения в отношении некоторых средств и методов ведения военных действий, применение которых влечет тяжелейшие последствия для лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права.

К числу отраслевых принципов международного гуманитарного права относятся:

принцип гуманности, запрещающий применение такого военного насилия
, которое не является необходимым для целей войны. Принцип гуманности – наиболее обобщенный принцип данной системы правовых норм. Все другие принципы как бы составляют его отдельные грани и являются его конкретизацией и продолжением;

принцип недопустимости дискриминации, согласно которому с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах и без всякого различия на основе характера и происхождения вооруженного конфликта, причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или на которые ссылаются, следует обращаться без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

принцип ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права, который включает в себя международно-правовую ответственность государств и ответственность физических лиц;

принцип защиты жертв войны, означающий, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, находящихся под покровительством международного гуманитарного права и оказавшихся в его власти;

принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы, который устанавливает, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (п.1 ст.35 Дополнительного протокола I). Содержание указанного принципа раскрывается в общих и специальных нормах, запрещающих применять определенные виды оружия и методы ведения вооруженной борьбы;

принцип ограничения по объектам, в соответствии с которым нападения должны быть строго ограничены военными объектами, а также должна обеспечиваться защита гражданских объектов и культурных ценностей, находящихся под покровительством международного гуманитарного права;

принцип защиты окружающей среды, который означает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба и др.

Источники международного гуманитарного права не отличаются от источников международного публичного права. Договорные источники в зависимости от предмета регулирования можно разделить на следующие.


Во-первых, закрепляющие правила ведения войны, права и обязанности воюющих и нейтральных государств.

Во-вторых, договоры, направленные на защиту жертв вооруженных конфликтов и культурных ценностей

В-третьих, договоры, регулирующие вопросы ограничения и запрещенияприменения отдельных видов оружия

В–четвертых, договоры, целью которых является обеспечение соблюдения норм международного гуманитарного права

Поскольку предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения между воюющими сторонами в ходе ведения вооруженной борьбы, то нормы международного гуманитарного права могут применяться только в период вооруженного конфликта или регулировать некоторые отношения, явившиеся его следствием. Международное гуманитарное право может применяться в различных ситуациях как международного вооруженного конфликта, так и вооруженного конфликта немеждународного характера.

В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I. Эта сфера применения вытекает из положений статьи 2, общей для всех Женевских конвенций 1949 г.

В случае вооруженного конфликта немеждународного характера вопрос о применимости международного гуманитарного права является достаточно сложным. Существуют разные типы конфликтов, которые, в зависимости от степени их интенсивности, попадают под действие Дополнительного протокола II и общей статьи 3 для всех Женевских конвенций 1949 г. или только статьи 3.

Вооруженные конфликты немеждународного характера, к которым применяется Дополнительный протокол II,согласно пункту 1 статьи 1 этого Протокола, – это вооруженные конфликты, которые не подпадают под действие статьи 1 Дополнительного протокола I и происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, «которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Протокола II».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 из сферы применения Дополнительного протокола II исключены ситуации напряженности и беспорядков внутри страны: «такие, как беспорядки, отдельные спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера».