Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных рай­онах государства полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностран­ных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплу­атацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государствен­ный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. Собы­тия 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном про­странстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.

Правовой режим воздушного пространства РФ регламен­тируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»; Воздушный кодекс РФ и др.) и международными договорами.

Режим полетов в международном воздушном пространстве

Открытое воздушное пространство — это пространство над от­крытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарк­тида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом воздушном пространстве признаны следующие сво­боды:

- свобода беспрепятственно осуществлять полеты;

- право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;

- право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».

Эти свободы реализуются в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено ис­пользовать государственные летательные аппараты в военных целях.

Особые правила установлены для пролета над международными каналами, проливами и т.
д.

Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, при­чиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г.

Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на терри­тории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрирован­ным в другом государстве-участнике.

Право на возмещение ущерба возникает только при условии до­казательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находив­шимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.



  1. Понятие и источники международного космического права.


Международное космическое право можно определить как совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел и регулирующих отношения, связанные с исследованием и использованием космического пространства.

Основная задача космического права — обеспечение рационального и ответственного подхода к исследованию и использованию космического пространства на благо и в интересах всего человечества.

Основными договорными источниками этой отрасли являются: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. (Договор по космосу); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 12 ноября 1974 г. и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 5 декабря 1979 г. (Россия не участвует), а также Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г.

Договор по космосу можно рассматривать в качестве общей правовой основы для использования космического пространства в мирных целях, для развития космического права. Таким образом, сферой применения международного права становятся не только территории и пространства на Земле, но и внеземное — космическое — пространство. Это обусловлено интересами всех государств, всего человечества.



Страны, входящие в СНГ, заключили Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства от 30 декабря 1991 г., соглашения по Стратегическим силам от 30 декабря 1991 г., Соглашение между государствами — участниками СНГ о статусе Стратегических сил 1993 г., Соглашении о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ от 15 мая 1992 г. Между правительствами государств — участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 17 февраля 2000 г. было подписано Соглашение о совместном освоении космического пространства в мирных целях.
Примерами двусторонних соглашений между странами СНГ по вопросам космоса являются Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 22 мая 2008 г. (в настоящий момент не вступило в силу); соглашения между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 27 августа 1996 г., о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства от 28 февраля 1997 г., на основе последних создан Межгосударственный совет по космосу.

Широко применяются двусторонние соглашения о сотрудничестве в космосе. Такие соглашения Российская Федерация заключила с США, КНР, Мексикой, Францией, Германией, Бразилией, Австралией, Венгрией, Японией и многими другими странами, а также с Европейским космическим агентством. Примером также может служить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о предоставлении индийской стороне доступа к части радиочастотного спектра российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС 2007 г.
До заключения Договора по космосу 1967 г. основные правила космической деятельности имели статус обычных норм. Норма, определяющая границу между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев искусственных спутников Земли, до сих пор является правовым обычаем.

На формирование международного космического права большое влияние оказывают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН: Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г.; Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания; Декларация о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран и др.


Существенное значение для реализации норм международного космического права в России имеет Закон РФ «О космической деятельности», а также ряд постановлений Правительства РФ.



  1. Понятие и источники международного экономического права.


Международное экономическое право (МЭП) представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу движения финансов, товаров, услуг, а также соответствующие отношения, возникающие внутри субъектов МП.
Нормы МЭП, в частности, регулируют:
1) деятельность международных организаций в сфере экономики (учредительные документы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Устав Международного бюро по контейнерам, Соглашение о создании ВТО 1994 г., Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического Союза 1994 г. и др.);
2) финансово-кредитные отношения:
а) торгово-экономическое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Аргентины о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.), Соглашение между правительствами России и Бахрейна о торговле, экономическом сотрудничестве (1999 г.) и др.);
б) международные расчеты и кредиты (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Никарагуа об урегулировании задолженности Республики Никарагуа перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам (2004 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кубы о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита (2009 г.) и др.);
3) вопросы валютного регулирования и контроля (Соглашение между Правительством РФ и Северным инвестиционным банком о финансовом сотрудничестве (1997 г.), Соглашение между правительствами стран СНГ о единых принципах осуществления валютного контроля таможенными службами государств — участников СНГ (1995 г.));
4) налоговые отношения (Соглашение между СССР и Швейцарией по налоговым вопросам (1986 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Греции о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства и другими связанными с ними экономическими преступлениями (2000 г.) и др.);
5) таможенные отношения (Таможенная конвенция о карнете А. Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А. Т.А.) (Брюссель, 6 декабря 1966 г.), Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МД11) (Женева, 14 ноября 1975 г.) и др.);

6) научно-техническое сотрудничество (Соглашение между правительствами России и Эстонии о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации (1994 г.), Соглашение между Правительством РФ и Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий (2000 г.) и др.);
7) инвестиции (Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.), Договор СССР и ФРГ о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений (1989 г.) и др.);
8) международные перевозки (Соглашение о международном пассажирском сообщении (1951 г.), Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (Женева, 10 октября 1989 г.);
9) международная торговля товарами, услугами, правами на объекты интеллектуальной собственности (Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 14 нюня 1974 г.), Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств — участников таможенного союза товаров и услуг из третьих стран (2000 г.) и др.).
Субъекты МЭП – государства, междунар орг-ции (прежде всего, экономические: МВФ, МБРР).
Система МЭП – подотрасли: международное торговое, финансовое, инвестиционное право.
Принципы: 1) суверенитет государства над естественными ресурсами (Резолюция ГА ООН от 14 декабря 1962 г.), 2) принципы научно-технического сотрудничества (конфиденциальности, запрещения передачи технологии без согласия иных стран-участниц разработки, совместности использования результатов н-т сотрудничества; 3) принципы экономического сотрудничества (взаимности, национального режима, режима наибольшего благоприятствования, недискриминации).
Наиболее важными источниками являются:
1) Женевские принципы, принятые на первой конференции ЮНКТАД в Женеве в 1964 г. («Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию»)
2) Декларация об установлении нового международного экономического порядка. Принята резолюцией 3201 (S-VI) Генеральной Ассамблеи ООН от 1 мая 1974 года.
Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года.
3) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.)
4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О международной экономической безопасности» (1985 г.)
Источниками международного экономического права являются: