Файл: Вопросы к экзамену для iii курса (бакалавриата) очная форма обучения 20222023 учебный год Понятие международного права в контексте теорий его возникновения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые аспекты сотрудничества государств по использованию морских пространств и их ресурсов регулируются также специальными международными договорами. Среди них можно выделить:

  • — Конвенцию о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.;

  • — Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г.;

  • — Международную конвенцию по поиску и спасанию на море 1979 г.;

  • — Конвенцию ООН о морской перевозке грузов 1978 г.;

  • — Соглашение 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.;

  • — Соглашение об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими, 1995 г. и др.

Кроме многосторонних договоров, источниками международного морского права являются также двусторонние договоры, которые государства в большом количестве заключают по вопросам судоходства, рыболовства, доступа иностранных судов в порты и др.



  1. Правовой режим морских пространств.


Современная международно-правовая классификация морских пространств

Весь Мировой океан можно условно разделить на три основные юридические категории морских пространств:

1) являющиеся неотъемлемой частью территории прибрежного государства, в пределах которых действует его суверенитет (внутренние воды, территориальное море);

2) не входящие в состав территории прибрежного государства, но подчиненные его юрисдикции (исключительная экономическая зона, прилежащая зона, континентальный шельф);

3) не подчиненные ни суверенитету, ни юрисдикции какого бы то ни было государства (открытое море).

Вместе с тем правовой режим этих основных категорий морских пространств внутри также неоднороден. Так, в территориальном море в отличие от внутренних морских вод действует право мирного прохода. В прилежащей зоне прибрежное государство осуществляет определенные виды контроля, в то время как в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе - суверенные права.

Правовая классификация морских пространств, окончательно оформившаяся с принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., позволяет четко определить права государств по отношению к морским пространствам, установить их правовой статус, выработать и закрепить надлежащий правопорядок.




  1. Понятие и источники международного воздушного права.


Международное воздушное право — это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений. Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные пере­движения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации.

Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государ­ства, выполняемые в коммерческих целях.

Предметом международного воздушного права являются: отношения по поводу организации международной аэронавигации;

отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном простран­стве государств, разрешающих такие полеты; полеты в международном воздушном пространстве; сотрудничество государств в использовании воздушного пространства; безопасность международных воздушных полетов и режим воздушного пространства. В своем развитии международное воздушное право прошло три периода. Первый период (до Первой мировой войны) - формирова­ние теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две кон­цепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета госу­дарств над воздушным пространством, над своей сухопутной и вод­ной территорией. Но ни одна из них не стала основной. Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полно­го и исключительного государственного суверенитета над воздуш­ным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — харак­теризуется разработкой унифицированных на международной ос­нове летно-технических норм, позволяющих единообразно пони­мать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообще­ний, право международной безопасности полетов и др. В резуль­тате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле. Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:1. Принцип полного и исключительного суверенитета госу­дарства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухо­путной и водной территории. Каждое государство имеет право са­мостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над тер­риторией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.2. Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами Государственных гра­ниц. Летательные аппараты любой страны имеют право беспре­пятственного осуществления полетов в пределах этого простран­ства при условии строгого соблюдения установленных междуна­родным правом предписаний.3. Принцип обеспечения безопасности международной граж­данской авиации в международном воздушном пространстве поле­тов национальных летательных аппаратов.4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств». Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности

эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.Важнейшим источником международного воздушного пра­ва является Чикагская конвенция 1944 г. о международной граж­данской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежно­сти воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация граждан­ской авиации (ИКАО).К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностран­ным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсо­лютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным простран­ством; об обязательности оказания помощи воздушным судном дру­гому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхож­дение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др. Для реализации принципов и норм международного воздуш­ного права важное значение имеет национальное законодательство.



  1. Правовой режим воздушного пространства.


Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся между­народных воздушных перевозок, 1929 г., Чикагской конвенции о международной гражданской авиа­ции 1944 г., Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на по­верхности, 1952 г., Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном со­общении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.


Важнейшими принципамисовременного международного воз­душного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода поле­тов в международном воздушном пространстве.

В неюридическом смысле под воздушным пространством пони­мается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зре­ния права, воздушное пространство является территорией с опреде­ленным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому по­ложению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространст­во, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объ­ектов регламентируются нормами космического права.


Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, кото­рый может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государствен­ные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международ­ные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересека­ется граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Ре­гулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пасса­жиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным распи­санием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые поле­ты, например, для обеспечения чартерных перевозок.

Режим полетов в суверенном воздушном пространстве

Воздушное пространство, расположенное над территорией госу­дарства, является частью его территории. Государство обладает пол­ным и исключительным суверенитетом над своим воздушным про­странством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных судов и осуществления дру­гих видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэро­дромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответст­вующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной или общественной без­опасности государства вправе также устанавливать зоны ограниче­ния полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства