Файл: 1. Мировоззрение, его определение, функции, исторические типы и уровни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования» 2, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Последняя (диалектика вещей) есть, по Гегелю, лишь отраженная, «отчужденная», «овнешненная» форма подлинной диалектики, присущей только «жизни понятия», или, иначе говоря, жизни Логоса, как он существует сам по себе, как бы в мышлении бога. Но и сам бог мыслится Гегелем при этом пантеистически — не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Это развертывание тоже подчинено необходимости. Только у Гегеля это не есть необходимость причинно-следственных связей, как она имеет место в природе и изучается естествознанием, а необходимость скорее телеологического свойства, ибо весь вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели — достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

30. Антропологический материализм Фейербаха.

Последним великим представителем немецкой классической философии считается Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Вначале Фейербах был гегельянцем, примыкая к левому направлению в этом учении (младогегельянству), но с 1839 г. он переходит на материалистические позиции. Фейёрбах писал о своей духовной эволюции: «Моей первой мыслью был Бог, второй - Дух, третьей и последней - человек». За свои работы, написанные с критических по отношению к догмам христианства позиций, Фейербах был лишён права преподавания и вторую половину жизни прожил в деревне, управляя небольшой фабрикой и занимаясь написанием философских сочинений. Пик популярности философии Фейербах в Германии пришёлся на 1840 – 1850- е годы. Основными сочинениями Фейербаха являются «К критике философии Гегеля
», «Сущность христианства», «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии», «Сущность религии».

Воззрения Фейербаха получили название антропологический материализм, поскольку этот философ считал человека основным предметом философского изучения. Только в человеке, а отнюдь не во всей реальности, существует единство бытия и мышления. Поэтому необходимо изучать человека в первую очередь. Именно изучение человека должно способствовать дальнейшему познанию природы, общества и мышления. Даже частные вопросы философии Фейербах стремился решать, исходя из определённого понимания человека.

Фейербах в своих сочинениях доказывал материалистическое единство существа человека и критиковал дуализм в воззрениях на человека. Фейербах полагал, что никакой двойственности телесного и идеального в человеческом существе нет; подобные представления являются результатом неверного понимания человека и мира. Душа, считал он, не является отдельной сущностью, а зависит от материального тела. Таким образом, Фейербах рассматривал человека как единичного биологического индивида, природного по своей основе.

Фейербах защищал последовательно материалистические позиции, что было связано с критикой гегелевского идеализма. Фейербах утверждал, что только материя (природа) может породить дух и разум, но никак не наоборот. Природа является не отчуждённой идеей, а чем-то изначальным. Фейербах считал гегелевскую философию скрытой теологией, а мировой дух лишь философским обозначением Бога. Философия Гегеля – это последний значимый оплот религии. Поэтому против неё необходимо вести борьбу, как и против любых идеалистических учений.

В области теории познания Фейербах придерживался сенсуалистических позиций. Он призывал познавать мир с помощью чувств и опыта и критиковал крайне рационалистическую теорию познания Гегеля. Также Фейербах, практически полностью отбросив содержание и метод философии Гегеля, не принял диалектики как метода познания действительности, в чём заключался один из недостатков философии Фейербаха.

Фейербах в ряде произведений размышлял над причинами возникновения религии. Таковой Фейербах кроме страха перед неизвестным и невежества считал также отчуждение человеком своей собственной сущности и поклонение ей. Человек, утверждал Фейербах, верит в совершенное существо потому, что сам желает быть совершенным и счастливым. Образ любого Бога наделяется лучшими человеческими качествами, что ведёт к обеднению духовного мира человека, осознанию им своей ничтожности, поскольку человек начинает приписывать себе черты противоположные положительным качествам (слабость, неразумие, греховность и пр.). Самой совершенной из существующих религий Фейербах считал христианство, в котором осуществляется поклонение богочеловеку.



Для избавления от негативных последствий распространения религии следует вернуть человеку отчуждённую от него сущность. Для этого необходимо учредить религию человека и поклоняться идеальной сущности человека, преклоняться перед всем лучшим в человеке. Фейербах, перефразируя известное выражение, говорил: «Человек человеку - Бог».

Достаточно интересные идеи Фейербах выдвинул в области этики. Он полагал, что нравственность возможна только в общении людей (в отношениях Я и Ты). В этических воззрениях Фейербах придерживался теории разумного эгоизма. Человек желает счастья для себя – это естественное стремление, осуждать которое не следует. Однако человек не может быть счастлив, если видит около себя несчастливых, страдающих людей. Поэтому, чтобы достичь счастья самому, человек будет делать счастливыми и людей вокруг себя. Высшим этическим чувством Фейербах считал любовь к человеку, критикуя религиозную интерпретацию этого христианского тезиса. Конечная цель всех стремлений людей - достижение счастья для себя и как можно большего числа людей. Эти воззрения были названы эвдемонизмом(от греч. – «эвдемония» - счастье).

31.Основные философские идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

Философия марксизма традиционно подразделяется на две части: диалектический и исторический материализм. В то же время следует говорить о диалектико-материалистической концепции как определенной целостности.

В своей концепции Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. Они создали синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, существенным образом переработав эти философские учения.

Маркс и Энгельс обратили внимание на то, что главные, фундаментальные диалектические зависимости и отношения, указанные и логически проанализированные Гегелем, присутствуют в реальных процессах жизни природы и общества, в повседневной практической действительности. Отчетливое проявление диалектических закономерностей постоянно обнаруживается в различных областях знания о действительности. В работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" Ф. Энгельс подробно, последовательно и популярно объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в неживой и живой при¬роде, общественном развитии, духовном творчестве, и показал, какое огромное значение они имеют для марксистского миропонимания.


В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении явлений действительности исходили из всего многообразия законов.

Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

Основоположники диалектического материализма ввели в теорию познания практику, которая выступает у них в качестве основы познания и критерия истины. Они утверждали, что мир познается не путем созерцания происходящих, явлений, а в ходе и в результате активной деятельности людей, направленной на изменение тех или иных сторон действительности, в процессе практического воздействия на нее.

Маркс и Энгельс считали, что их философские положения не являются истиной в последней инстанции, что они неизбежно будут меняться, уточняться, обогащаться в ходе развития науки и общественной практики. В марксистской философии материализм и диалектика приобрели свое истинное содержание в результате органической взаимосвязи, которая придает им цельность и качественно новую методологическую функцию.

32.Первый позитивизм как философское течение: представители и их идеи.


Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.


33.Философские идеи А.Шопенгауэра.

Основными произведениями Шопенгауэра являются: "Мир как воля и представление"О свободе воли (1839); "Об основании морали (1841); "Афоризмы житейской мудрости (1851).

Согласно Шопенгауэру, "философия — это познание истинной сущности нашего мира, в котором существуем мы и который существует в нас.... К этому добавлял: "Этический результат всякой философии всегда обращает внимание на себя наибольшее внимание и справедливо считается центральным ее пунктом.

Философия этого мыслителя представляет собой противоречивое явление. Однако она является яркой и оригинальной. Его философию называли жизнеотрицающей и в то же время видели в ней исток школы "Философии жизни.

В своем философствовании А. Шопенгауэр исходил из идей И. Канта, которого считал крупным философом. Это однако не мешало Шопенгауэру относиться к философии И. Канта критически, как к философам К. Фихте, Шеллингу и Гегелю он относился с презрением.

Шопенгауэр полагал, что к "вещам в себе у познающего субъекта нет дороги извне, т. е. через эмпирическое и рациональное познание. По его мнению, к "вещам в себе "для нас открыта дорога изнутри, словно подземный ход.

Шопенгауэр противопоставляет внешнему опыту и его постигающему рациональному познанию внутренний опыт, на котором он базирует иррациональное постижение "вещей в себе, предоставляющее возможность выйти из мира как представления. Объективному познанию, уделом которого является постижение на основе восприятий и понятий явлений мира Шопенгауэр противопоставляет интуитивное познание такого рода, которое способно ввести нас в непостижимый иным способом мир сущностей вещей самих по себе. Интуитивное познание не имеет дела с внешним миром. Оно проникает в "бытие в себе. Согласно Шопенгауэру, только на основе такой интуиции "открывается и является подлинная и истинная сущность вещей. Эта интуиция становится возможной благодаря человеческому волению или воле. При этом интеллект, способный, по мнению философа, обладать интуицией, — лишь орудие воли к жизни. Воля считается им сверхприродной, неразрушимой, а интеллект природным, разрушимым. Воля, по Шопенгауэру, безосновна и сверхприродна. Он полагал, что в основе мира лежит воля, проявление которой подчинено необходимости.

Шопенгауэр делит мир на мир как волю и мир как представление. Проникнув благодаря "хотению за пелену представлений, мы обретаем самопознание. У этого мыслителя философия выступает как познание непознаваемого. Он служит целям сохранения существа, неделенного волей. Воля вооружена интеллектом и помогает удовлетворить многообразные потребности. Воли борются между собой и отсюда борьба между разными носителями воль. В силу этого мир в целом может быть описан как страдание. Страдания людей извечны, вследствие бесконечности их вожделений и ненасытности их потребностей.