Файл: Формирование региональной конкурентоспособности территории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство экономического развития Челябинской области ежегодно должно готовить бюджетную заявку на финансирование Подпрограммы из областного бюджета на очередной финансовый год, а также вести учет затрат по подпрограммным мероприятиям.

Общий контроль за исполнением Подпрограммы должно осуществлять Правительство Челябинской области.

Ответственные исполнители должны анализировать исполнение мероприятий Подпрограммы по своим направлениям деятельности и ежеквартально, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информировать Министерство экономического развития Челябинской области о ходе выполнения Подпрограммы.

Министерство экономического развития Челябинской области ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, должно готовить отчеты об исполнении Подпрограммы для рассмотрения на заседаниях Правительства Челябинской области.

Министерство экономического развития Челябинской области должно организовать размещение на официальных сайтах в сети Интернет информацию о ходе реализации Подпрограммы, об объемах финансирования, результатах экспертных проверок выполнения подпрограммных мероприятий, оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

Процесс и результаты реализации Подпрограммы должны подлежать освещению в средствах массовой информации.

Цели и задачи развития конкурентоспособности Челябинской области тесно связаны с целями регионального экономического развития.

В условиях переходного периода государственное регулирование конкурентоспособности региона преследует целевые установки которые должны быть отражены в Подпрограмме:

- в качестве высшей цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;

- построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;

- проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;


- обеспечение экономической безопасности региона. При этом под экономической безопасностью региона понимается совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность, устойчивость поступательного развития экономики территории.

К числу направлений деятельности органов власти Челябинской области в Подпрограмме по развитию конкурентоспособности региона, должны относятся:

- ориентация регулирования территориального развития Челябинской области на формирование структуры экономики, соответствующей как комплексу имеющихся условий развития, так и целям осуществляемых социально-экономических преобразований;

- учет специфических особенностей Челябинской области, обусловливающих ее место и роль в территориальной организации экономики;

- формирование механизмов согласования интересов Челябинской области регулирования территориального развития.

Создание и реализация этих механизмов представляются возможными только при условии учета региональной специфики, поскольку именно последняя выступает фактором, формирующим региональный интерес в государственном регулировании территориального развития конкурентоспособности региона;

- обоснование задач регионального регулирования экономики исходя, прежде всего из социальной направленности развития, а также производственно-ресурсного потенциала региона.

К принципам развития конкурентоспособности Челябинской области должны относятся:

- экологическая защита Челябинской области, на основе которой можно добиться целостного подхода к решению территориальных проблем. Проблема сохранения экологического «каркаса» Челябинской области связана с особенностями традиционного природопользования;

- отраслевая специализация Челябинской области, структурная пере стройка которых осуществляется в соответствии с научно-технической и инвестиционной политикой региона;

- использование прогрессивных форм пространственной организации общественного производства и размещения квалифицированных кадров;

- формирование равных институциональных условий, преодоление региональных различий в уровне экономического раз вития территориальной структуры хозяйства с учетом социальной, этнополитической и экологической обстановки.

Таким образом, для более сбалансированного и более координированного развития конкурентоспособности Челябинской области необходимо принять Подпрограмму «Развития конкурентоспособности Челябинской области до 2020 года». Подпрограмма позволит обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, научных организаций, организаций инновационной инфраструктуры, предприятий реального сектора экономики и субъектов малого предпринимательства.


3.2 Направления по совершенствованию конкурентоспособности Челябинской области
Обретение Челябинской областью экономической самостоятельности вызывает необходимость переоценки ее положения и функций в экономическом пространстве. В борьбе за экономическое пространство обостряется конкуренция между предприятиями, отраслями, регионами. Предметом конкурентной борьбы между регионами становятся государственные программы и национальные проекты, связанные с размещением и территориальной организацией хозяйства, а также с решением социальных проблем. В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов федерации, и преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом его отраслевой специализацией.

Действия областной власти в отношении развития конкурентоспособности региона недостаточно скоординированы. Экономические вопросы, вопросы конкурентоспособности региона, вопросы градостроительства рассматриваются в течение длительного времени абсолютно разными, редко общающимися друг с другом специалистами из десятков подразделений областной власти. Это вызывает, на наш взгляд, значительное замедление в экономическом развитии Челябинской области.

Для развития конкурентоспособности Челябинской области, считаем необходимым создать Комиссию по развитию конкурентоспособности Челябинской области. В состав комиссии должны входить главы таких региональных министерств как: Министерство экономического развития Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство сельского хозяйства Челябинской области, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Главное Управление материальных ресурсов Челябинской области.

В последние годы Челябинская область переживает туристический бум. Развиваются горнолыжные курорты, преображаются прежние и строятся новые санатории, дома и базы отдыха, загородные гостиницы. Уникальные природные лечебные факторы, выдающаяся медицинская школа, известная в России за рубежом, дают прекрасные возможности восстановить силы и поправить здоровье.

В Челябинской области насчитывается 595 объектов, имеющих статус памятников истории и культуры. 9 городов области включены в список исторических населенных пунктов (Челябинск, Верхнеуральск, Златоуст, Касли, Кыштым, Магнитогорск, Миасс, Миньяр, Троицк).


Особой гордостью южноуральцев является уникальный природно-ландшафтный комплекс - живописные горы и озера, лесные массивы, карстовые пещеры и природные целебные источники.

На восточных склонах Уральских гор расположен минералогический Ильменский заповедник, в котором найдено более 260 минералов и 70 горных пород.

В области 184 особо охраняемых территории, в том числе всемирно известный «минералогический рай» - государственный Ильменский заповедник, национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль» (их площадь составляет 2% от общей территории области).

Спелеологами учтено более 390 пещер, общая длина которых составляет 27,2 км, а общая глубина - 3,2 км. 29 уникальных по различным признакам пещер и карстовых форм объявлено памятниками природы.